Он убежал из дома, чтобы стать цирковым, начинал как воздушный гимнаст, попадал в лапы к львам и стал основоположником советской школы дрессуры хищников. Борис Эдер, как и знаменитые Дуровы, был сторонником гуманных методов, выводил на манеж тигров, белых медведей, снимался в кино и обучил дрессуре многих звезд отечественного цирка.
Не хочу на завод, а хочу в цирк!
Судьба Бориса Эдера достойна экранизации – он родился 24 июля 1894 года, в 12 лет убежал из дома своего отца, мастера Батумского нефтеперегонного завода, чтобы присоединиться к бродячему цирку. Начинал с самого трудного – работал на кухне, был посыльным, выполнял все, что поручали. Потихоньку учился гимнастике и акробатике. В Тифлисе, в цирке Есиковских его заметил воздушный гимнаст Вайцман, обучил всем необходимым премудростям, и в труппе своего наставника Эдер начал выступать как воздушный гимнаст и вольтижер. Потом был воздушный полет в цирке Ефимовых, модные «Римские гладиаторы», созданный им оригинальный «воздушный зубной акт на трапеции под куполом цирка» с першем, аттракцион «Полет вокруг Эйфелевой башни», для которой он сам сконструировал реквизит.
Все шло отлично: он блистал на манеже и покорял публику. Но судьба приготовила ему интересный поворот: управление цирков предложило взять на себя дрессуру хищников.
Первый подход к дрессуре
Борис Эдер и сам подумывал о том, чтобы стать дрессировщиком. В своей книге «Мои питомцы», изданной в 1955 году, он писал:
«Как-то в 1928 году в дружеской беседе с дрессировщиком Анатолием Дуровым я рассказал о своем желании. На что он, подумав, ответил: «Да, я уверен, что ты сможешь работать. Я дам тебе группу зверей, и ты будешь с ними выступать». Но радость моя оказалось преждевременной. Не прошло и месяца, как в Ижевске, где в то время гастролировал Дуров, он был случайно убит на охоте».
В 1930-х годах в советском цирке почти не было аттракционов диких зверей. Кормить их было нечем, укротителей хищников приглашали на гастроли из-за границы, выплачивая большие гонорары в валюте. Получалось накладно, поэтому цирковое руководство приняло решение создать аттракционы с хищниками, в которых будут задействованы советские артисты. Когда в 1932 году Борис Эдер узнал, что в Москву из Германии прибыла группа львов Карла Зембаха, приобретенная управлением цирка, и нужен дрессировщик, он подал прошение. Его удовлетворили – о счастье! Но теперь Борису Эдеру, никогда со львами не работавшему, нужно было принять зверей и начать их дрессировать.
Стать дрессировщиком за 3 недели
Зембах планировал передать львов своему соотечественнику, не горел желанием помогать Эдеру, но тем не менее тот стал стажером и начал интенсивное обучение. Он специально приходил заранее, наблюдал за львами, изучал характер каждого, через клетку кормил их и гладил, устанавливал контакт. В рекордные сроки, через три недели он вышел на манеж как дрессировщик. Все прошло идеально – львы если и ворчали, то совсем немного.
Но так было не всегда. Однажды в 1935 году в Ивановском цирке на репетиции львы, братья Примус и Риффи, неожиданно набросились на Эдера, когда шли по туннелю на манеж. Они схватили дрессировщика каждый за одну руку, ситуация была критическая. Спас Бориса Афанасьевича один из артистов цирка, который выплеснул на морды зверей ведро воды. После этого инцидента Борис Эдер не выступал несколько месяцев, а когда вернулся на манеж, львы встретили его как родного – как будто ничего не и не было. Но с тех пор дрессировщик всегда был начеку.
Уважительно-ласкательное наклонение
Борис Эдер первый в мире из дрессировщиков, работающих в клетке, отказался от револьвера, громких хлопков бичом, криков и болевого воздействия на хищников. Его инструментами дрессуры были короткие голосовые команды, разработанная система жестов и палка-указатель. Он придерживался гуманных методов, которые применяли дрессировщики Дуровы – основанных на изучении повадок животных, ласке и «вкусняшках» в качестве поощрения. Он стал настоящим новатором в укрощении хищников, а его методика – основой советской школы цирковой дрессуры, которая затем распространилась и за рубежом.
В своих номерах Борис Эдер сочетал дрессуру с эквилибристикой и воздушной гимнастикой, впервые в мире ставил сюжетные номера с хищниками с продуманной драматургией.
«В цирке от зверей требуют многого, а главное – необычайного: африканскому льву предлагается стоя кататься на шаре, бенгальскому тигру – прыгать через обруч, а леопарду – заниматься эквилибристикой. Но то, что кажется необычайным, есть только применение естественных навыков животного в нужной для укротителя зрелищной форме. Нельзя заставлять зверя делать то, что противоречит его природным инстинктам; значит, надо внимательно изучать жизнь зверей в природных условиях, изучать безусловные рефлексы тех животных, с которыми ведется работа, чтобы на основе этого изучения создавать цирковые номера», – писал Борис Эдер в своей книге «Мои питомцы».
Львы, тигры, медведи!
Найдя общий язык со львами, получив звание народного артиста РСФСР, Борис Эдер взялся за уссурийских тигров, и это у него тоже получилось. Он нашел подход и к симпатичным, но коварным белым медведям, поставив перед Великой Отечественной войной вместе с художественным руководителем Курского драмтеатра Александром Каниным целый спектакль «Во льдах Арктики». По сюжету дрессировщик отправлялся на «дрейфующую льдину» и там вместе с хозяевами Арктики разыгрывал забавные сценки и показывал оригинальные трюки.
Продолжатели «хищного» дела
В 1940-50-х годах Борис Эдер постепенно отошел от дрессуры – он ставил номера, помогал готовить большие аттракционы и обучал искусству дрессуры новое поколение – среди его учеников Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова.
В 1963 году, когда ему было уже 70 лет, он помог своей дочери Валентине и зятю Виктору Канунникову создать в Ивановском цирке новый аттракцион «Львы и всадник».
С манежа на экран
Борис Эдер снимался в кино, консультировал, сам становился персонажем фильмов.
Для фильма «Опасные тропы» он подготовил все трюки с тиграми, привезенными для Мосфильма из тайги. Знаменитый эпизод из его биографии – участие его усатых-полосатых артистов в съемках фильма «Укротительница тигров». Также с ним работали ученики – дрессировщики Константин Константиновский и Маргарита Назарова. Он сам снялся в роли дрессировщика Антона Афанасьевича Телегина.
Снимались подопечные Бориса Эдера и в «Полосатом рейсе», «Цирке».
В сериале «Маргарита Назарова», вышедшем в 2016 году, Бориса Эдера сыграл Николай Добрынин.
Борис Эдер говорил, что если бы ему выпал шанс прожить жизнь сначала, он без колебаний выбрал бы тот же путь.
«Как приятно видеть результаты своего упорного труда, когда совершенно дикие и свирепые хищники постепенно превращаются в послушных, часто ласковых животных, понимающих дрессировщика и охотно исполняющих все его задания». (Борис Эдер, цитата из книги «Мои питомцы»).