Найти в Дзене
Я вправе

«Посмотрите, как плохо учится ваш сын!»: меня публично опозорили на родительском собрании. Теперь я туда ни ногой, а мне грозят опекой

Оглавление
Мой сын, Роман, учится в 6-м классе. Он хороший парень, по большинству предметов у него четверки и пятерки. Да, у нас есть одна проблема — русский язык. Ну не дается он ему, и мы решили оставить ребенка в покое, лишь бы не было двоек в четверти. Всю информацию об успеваемости и школьной жизни мы получаем из электронного дневника, и этого нам с мужем, занятым людям, вполне достаточно.
Раньше мы не ходили на собрания, и проблем не было. Но в этом году к нам пришла новая классная руководительница, Елена Анатольевна. Молодая, энергичная. Она позвонила мне и так мило и настойчиво просила прийти познакомиться, что я, скрепя сердце, отпросилась с работы, взяв день за свой счет.
Лучше бы я этого не делала. Собрание превратилось в мою личную публичную порку. Обсудив общие вопросы, Елена Анатольевна перешла к успеваемости.
Она раздала всем родителям контрольные и начала прилюдно, на весь класс, разбирать ошибки моего сына. «Посмотрите, Алла Ивановна, как плохо Роман написал работу!», «Как же вы работаете над этим, если у него снова двойка?», «Вы понимаете, что это ваша родительская ответственность?».
Я сидела и краснела под сочувствующими взглядами других родителей. Она не кричала, нет. Она говорила таким милым, нравоучительным тоном, что я чувствовала себя не взрослой женщиной, а нашкодившей школьницей, которую отчитывают перед всем классом. Это было невероятно унизительно.
Я ушла с того собрания с твердым решением — больше ни ногой.
А вчера в родительском чате появилось сообщение от Елены Анатольевны о новом собрании. И в конце приписка:
«Явка строго обязательна. Отсутствие без уважительной причины будет расцениваться как неисполнение родительских обязанностей. Прошу отсутствующих предоставить на мое имя объяснительную записку. В случае систематических пропусков я буду вынуждена передать информацию в социальные службы».
То есть она мне открыто угрожает опекой, если я не приду выслушивать ее нотации и терпеть публичный позор!

- Многие учителя, особенно старой закалки, привыкли к тому, что родитель — это «младший партнер», обязанный беспрекословно выполнять их указания. Это не так.

Обязан ли родитель по закону ходить на родительские собрания?

❌ Нет, не обязан. Ни в одном законе РФ, включая главный — ФЗ «Об образовании», — не прописана обязанность родителей посещать родительские собрания.

Это ваше право, а не обязанность. Вы имеете право получать информацию о своем ребенке, а в какой форме — очно на собрании, через электронный дневник или в личной беседе — это ваш выбор.

Является ли электронный дневник достаточным способом информирования родителей?

✅ Да. Электронный дневник — это официальный инструмент информирования, внедренный государством.

Если вы регулярно его проверяете, вы выполняете свою обязанность по контролю за обучением. Никто не может заставить вас получать ту же информацию еще и очно.

Законно ли требование учителя писать «объяснительную записку» за пропуск?

❌ Абсолютно незаконно и абсурдно. Требование писать объяснительные — это норма Трудового кодекса, которая применяется к работнику и работодателю.

Вы — не подчиненная учительницы, а школа — не ваше место работы. Это требование — чистое самоуправство, которое вы имеете полное право игнорировать.

Угроза «сообщу в опеку» — это реальная опасность или блеф?

➡️ В вашем случае — это 99% блеф и шантаж.

Обязанность сообщать в опеку у учителя действительно есть (статья 56 СК РФ), НО только при наличии реальной угрозы жизни или здоровью ребенка (побои, голод, антисанитария, отсутствие одежды).

Пропуск родительского собрания не является признаком неисполнения родительских обязанностей, если вы при этом контролируете учебу ребенка (например, через электронный дневник) и он ходит в школу ухоженным и сытым.

Угроза учителя — это превышение полномочий и психологическое давление.

Имела ли право учительница публично, при всех, обсуждать двойки моего сына?

❌ Нет, не имела. Это грубейшее нарушение педагогической этики. Более того, информация об успеваемости вашего ребенка — это его персональные данные.

Согласно ФЗ-152 «О персональных данных», их публичное обсуждение без вашего согласия является нарушением. Все индивидуальные вопросы успеваемости должны обсуждаться только с вами и только с глазу на глаз.

Можно ли считать ее действия на собрании унижением чести и достоинства?

⛔ Да. Публичная критика, которая заставляет вас краснеть и чувствовать себя униженной, является посягательством на ваши честь и достоинство, которые охраняются статьей 21 Конституции РФ и статьей 150 ГК. Вы имеете право на защиту своего доброго имени.

Как мне юридически грамотно ответить на ее угрозы в чате?

Отвечать нужно не ей в чате, а письменным заявлением на имя директора школы. Это сразу выведет ситуацию на официальный уровень.

«Директору школы (номер). Прошу оградить меня и мою семью от психологического давления и угроз со стороны классного руководителя (ФИО), которая в родительском чате (дата) угрожала мне обращением в органы опеки за непосещение родительского собрания, что является превышением ее полномочий.
Также сообщаю, что на собрании (дата) она в присутствии других родителей разглашала персональные данные о успеваемости моего сына, что является нарушением ФЗ-152».

Что я могу сделать, чтобы в будущем избежать таких публичных «порок»?

Вы можете официально уведомить учителя и школу о своей позиции. Напишите заявление на имя директора:

«Настоящим уведомляю вас, что я запрещаю публичное обсуждение успеваемости и поведения моего сына (ФИО) на родительских собраниях. Всю информацию я получаю через электронный дневник и готова к индивидуальной встрече в согласованное время».

А если опека все-таки придет по ее сигналу?

❌ Не паникуйте. Органы опеки обязаны реагировать на сигналы. Они придут, увидят, что у вас дома порядок, ребенок сыт, одет и ухожен, составят акт и закроют дело.

А вот для учителя, который направил ложный донос (если будет доказано, что она знала об отсутствии реальных оснований), это может обернуться серьезными проблемами, вплоть до административной ответственности.