Найти в Дзене
АиФ-Черноземье

Больница — как поле боя. О подвиге курских героев в белых халатах

Оглавление
   Медики вытаскивают раненых часто с того света.
Медики вытаскивают раненых часто с того света.

Минно-взрывные ранения и ожоги – сейчас самые распространённые травмы не только среди военных, но и порой среди мирных жителей. В этих условиях, спасая раненых, курские медики творят чудеса.

12 сентября в областной больнице буквально вытащили с того света мужчину с повреждением сонной артерии. Он ехал на грузовой машине в Глушковском районе, когда его настиг боевой дрон. Осколок поразил артерию, вызвав сильное кровотечение. Врачам удалось спасти пациента. И такие случаи далеко не единичны.

Только в областную больницу поступают десятки раненых, многие – тяжёлые. Это и ожоги, и внутренние кровотечения, и переломы. Раны войны, которой уже научились противостоять не только на поле боя, но и в больничной палате, в операционной, в машине скорой помощи. Хотя нет, это тоже поле боя, где врачи делают всё, что могут. А иногда и погибают на рабочем месте.

Их имена на граните памятника

Первый памятник военным медикам, погибшим на СВО, открыли в Курске около медицинского университета. Теперь на чёрном граните высечены имена троих выпускников вуза: Башлыков Иван Анатольевич (год окончания КГМУ – 1997, «Лечебное дело», годы жизни: 27.01.1969 – 08.06. 2022), Переверзев Владислав Сергеевич (год окончания КГМУ – 2019, «Менеджмент», годы жизни: 16.12.1997 – 06.07.2022), Тутов Андрей Александрович (год окончания КГМУ – 2005, «Социальная работа», годы жизни: 19.05.1982 – 17.05.2022). Каждый из погибших был яркой личностью, стремившейся к знаниям и помощи людям.

Студент лечебного факультета Иван Башлыков запомнился тем, что много читал, обладал феноменальной памятью: при ответе на вопрос преподавателя мог назвать не только учебник и его автора, но даже конкретную страницу и параграф, где размещён учебный материал. Индийскую философско-религиозную поэму «Бхагавад-Гита» цитировал наизусть, хорошо знал труды легендарного Авиценны. Воспроизводил по памяти многие известные произведения.

   Фото: Курская областная многопрофильная клиническая больница
Фото: Курская областная многопрофильная клиническая больница

В 2005 году Иван Анатольевич успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по теме «Разработка и исследование методов и средств управления процессами диагностики и комбинированной терапии язвенной болезни желудка». В свободное время он любил мастерить из дерева, занимался резьбой по кости и камню, изготавливал интересные поделки из этих материалов.

Курянин Владислав Переверзев в 2019 году получил степень бакалавра по направлению подготовки «Менеджмент». Весёлый, открытый, жизнерадостный, приветливый, светлый и позитивный человек – именно таким запомнился он преподавателям и однокурсникам. В памяти родных и близких Владислав остался человеком, который поистине любил жизнь, свою Родину, был всегда готов защищать Отечество. Его короткая биография была наполнена множеством ярких событий, отличалась исключительно уважительным отношением к семье, друзьям, окружающим и своей стране.

Житель Курского района Андрей Тутов с детских лет постоянно проходил проверку на стойкость. В шестилетнем возрасте у него было выявлено серьёзное заболевание, связанное с нарушением сердечного ритма, в результате чего был установлен кардиостимулятор. Но, несмотря на указания по ограничению физической активности, Андрей любил заниматься спортом: ходил на лыжах, катался на коньках, играл в хоккей, занимался боксом, футболом, подтягивался на турнике. Укрепляя свой организм, он давал отпор болезням. Когда встал вопрос о выборе жизненного пути, на семейном совете было принято решение поступать в Курский медицинский университет на факультет социальной работы. Студенческая пора – счастливое время для любого молодого человека. Новые знакомства и друзья, новое ощущение жизни... Когда началась специальная военная операция, Андрей Тутов, как настоящий мужчина, имевший твёрдый и целеустремлённый характер, принял единственное верное и понятное для его мировосприятия решение. Для зачисления на военную службу он отправился на территорию другого региона, откуда в составе вновь сформированного подразделения прибыл в ЛНР. Погиб Андрей Тутов 17 мая, за два дня до своего сорокалетия.

«Медицинские работники во время военных конфликтов часто остаются в тени других героев. Однако их жертвенность, профессионализм и готовность идти на подвиг в самых тяжёлых условиях не должны оставаться незамеченными. Для них, этих ребят, защита Родины стала самым важным делом жизни, и, к сожалению, последним. Но светлая память о них, их мужество и самоотверженность будут ещё долго жить в сердцах благодарных жителей Курского края! С 1 сентября они навечно внесены в журналы тех учебных групп, под номерами которых когда-то учились», – сказал ректор КГМУ профессор Виктор Лазаренко.

3 млн гривен за убитого врача

С первых дней вторжения ВСУ в буквальном смысле объявили охоту на врачей. Так, в украинских пабликах распространяется информация, что за убитого врача полагается 3 млн гривен. И можно было бы принять это за фейк или провокацию, если бы не один показательный случай, когда на целую колонну скорых была устроена самая настоящая засада.

В областную больницу поступил вызов. Позвонили якобы из центральной райбольницы и сообщили о большом скоплении тяжелораненых военнослужащих, которых нужно вывезти в областную больницу для оказания более квалифицированной помощи. На вызов отреагировали, и ночью (в целях безопасности) выехала колонна из десяти машин скорой помощи. Когда бригада приехала на место, вокруг – тишина и темень. Встречает сторож. Говорит, вы чего приехали, уезжайте скорее, вызова никакого не было, здесь летают дроны. И, действительно, в этот же момент налетел рой беспилотников. Чудо, что никто из медиков не пострадал. И это обычный фон, так работают врачи.

Нелишние руки

Говорят, что медицина развивается от войны к войне. Наверное, это так. Военно-полевую хирургию, конечно же, изучают, сдают по ней экзамены, но по-настоящему учит только практика. С чем сталкиваются врачи в мирное время? Сердечнососудистые заболевания, аппендициты, грыжи и так далее. Реальность войны такова, что привозят одновременно десяток раненых с множественными поражениями печени, почек, кишечника, головы. Плюс ожоги.

Небольшой пример: привезли двух бойцов. Один с осколочными ранениями и контузией, он кричит, потому что ничего не слышит, не понимает, что с ним происходит, и над ним стоят два десятка медиков. А рядом лежит, на первый взгляд, нетяжёлый пациент, который в сознании, бледноват, но у него внутреннее кровотечение, не меньше двух литров в полости, повреждены внутренние органы, его срочно нужно на операционный стол – иначе смерть. Гражданский врач сразу и не поймёт разницы. В этом и есть специфика военного времени. Впрочем, научились быстро.

   Фото: Курская областная многопрофильная клиническая больница
Фото: Курская областная многопрофильная клиническая больница

Среди военных отзывы о курских медиках более чем восторженные. И об их помощниках. Студенты-медики первых курсов, даже школьники 14–15 лет уходили по тревоге и сразу же возвращались назад. Им выдавали хирургические халаты с волонтёрскими опознавательными знаками. Готовые санитары. В часы большого потока раненых лишние руки очень нужны. На этих ребятишках была перевозка раненых на каталках по коридору, уборка операционных. Они перекладывают больных после операции, не боятся ни крови, ни сложных ранений. Студенты-медики вообще были незаменимы при авралах. Они и капельницу поставят, и перевязку сделают, и уколы. Бывалые врачи, помогавшие курским коллегам год назад, во всеуслышание заявляли, что такой гражданской солидарности, взаимопомощи они не видели нигде.

Врачи не очень любят говорить о себе, вообще избегают публичности. Их оценивают коллеги по своим, медицинским показателям. Таковых много, чаще на малопонятном языке специальных терминов. Хотя есть одна формулировка, наверное, самая важная – запись в медкарте раненого: «Спасён, жив».