Маркетплейсы стали новым черным рынком для подростков. В открытом доступе — наборы для татуировок, пирсинга и даже самодельных зубных пломб. Без контроля, без лицензий, без понимания последствий. Экономия или риск? Кто должен отвечать за последствия опасных трендов, разбиралась корреспондент ЛенТВ24 Вероника Ерзянкина.
Взять несколько бусин, поместить в горячую воду, погреть минуту, придать форму зуба, восстановить поврежденный участок либо имплантировать зуб полностью.
Всего пять действий, и можно улыбаться во все 32. Такую незамысловатую инструкцию с превращением термопластичных бусин в стоматологические пломбы производитель прописал на упаковке материала для самостоятельного временного лечения зубов. И нет, речь не об игрушечном наборе для детей. С помощью этих гранул предлагают даже устанавливать себе импланты. Квалифицированные специалисты в сети негодуют, а товар, между прочим, на маркетплейсах не первый год пользуется популярностью.
В одном месте я где-то в одном магазине на «Вайлдберис» когда-то видел состряпанный такой вручную явно сертификат, где написано, что не требует сертификации данный материал. Но, естественно, это неправда, потому что если это медицинский материал, для медицинских целей, то он не может не требовать сертификации, он требует обязательной сертификации. И мало того, среди пломбировочных материалов никогда и нигде в мире не присутствовал никакой силикон и термопластические массы, есть слепочные термопластические массы, но они абсолютно не предназначены для изготовления пломб.Эмиль Агаджанян, врач стоматолог-ортопед высшей категории
С прошлого года спрос на самодельные пломбы вырос в три раза. Конечно, в сравнении с ценами на услуги стоматологов этот метод кажется очень выгодным. Но, как говорится, скупой платит дважды. Исправлять последствия самолечения за 113 рублей, вероятно, будет недешево. Более того, многие продавцы прилагают к товару липовые сертификаты, а бывает, продают и вовсе без них. Это касается и тату-наборов. Такие чудо-комплекты подростки на просторах интернета покупают по три тысячи рублей за штуку и активно тестируют на себе.
Понятно, что молодежь экономит на всем, в том числе если она экономит на вот этом наборе дешевом китайском, то, естественно, будет экономить на краске, на иглах, на расходниках, ничего не заматывать, не использовать барьерную защиту. Ну, опять же, заражение крови. Если у него не стерильные иглы, не стерильные расходники. Опять же, тут дело случая. Понятно да, в основном всё обходится легкими повреждениями кожи, какими-то нарывами, а можно и заражение кожи сделать, заражение крови.Сергей Андросов, тату-мастер
Дешевые краски могут вызвать аллергию или стать причиной более серьезных заболеваний, а иглы в этих наборах зачастую вообще не предназначены для проникновения под кожу человека. Не будем забывать и о том, что даже в профессиональных тату-салонах нанести рисунок или надпись несовершеннолетний без согласия родителя не может. А кто за это несет ответственность на маркетплейсе? Пока паспортные данные для подтверждения возраста при заказе ни одна онлайн-площадка не запрашивает.
Мы уже не первый год говорим, что товары, которые подлежат сертифицированию либо декларированию на предмет их соответствия, должны продаваться в интернете, ну, как минимум на маркетплейсах, с активной, актуальной ссылкой на соответствующий реестр. Пока нет обязанности какой-то, предписанной законом к маркетплейсам, все эти их меры, к сожалению, сбиваются, ну, во-первых, элементарно о человеческий фактор на местах, а во-вторых, соответственно, не мотивируют площадки к надлежащему контролю этих ситуаций.Алексей Койтов, председатель Союза потребителей Российской Федерации
Медицинские материалы, товары для взрослых, пиротехника и прочая продукция, требующая сертификации, продается в интернете без ограничений. Максимум размытая карточка товара, запрос с указанием возраста и просьба предъявить паспорт на ПВЗ. В полной мере даже эти действия, к сожалению, проблему не решают. По мнению экспертов, продуманная процедура идентификации через личный кабинет покупателя уже поможет снизить риск нежелательных покупок подростков. Однако закон сегодня в этой части маркетплейсы ни к чему не обязывает.