В преддверии дня российского кино новосибирский кинопродюсер и общественный деятель, куратор проекта «Раскадровка» Андрей Почуев рассказал, как развивается сегодня кино в Новосибирске.
– Андрей, расскажите, как появился проект «Раскадровка»?
– Идея проекта появилась случайно, можно даже сказать забавно. В 2021 году я год как работал в молодёжном центре «Содружество» и заканчивал университет по специальности «Организация работы с молодёжью». Каждый год в учреждениях молодёжной политики проходит «Проектный конвейер» — конкурс проектов для молодёжи Новосибирска. В рамках конвейера моя коллега Евгения решила провести тренинг – мы создавали название проектов из журнальных вырезок. Я вытянул две вырезки, связанные с кино, и вот уже четвёртый год проект существует. Всё это время вижу, что приходят новые люди, им всё интересно, большая часть из них доходят до конца образовательной программы и принимают участие в съёмках фильмов и их дальнейших показах.
Если говорить о проблематике и востребованности проекта, то в Новосибирске очень мало киношкол и просто не готовят специалистов в сфере кино, кроме кинооператоров в НГТУ. В то время как в Красноярске и Омске есть образовательные программы в сфере кино. Почему в столице документального кино за Уралом нет ничего подобного?
Но я думаю, что в ближайшее время что-то будет меняться, и кино в Новосибирске будет процветать. Пока же оно существует на инициативе отдельных людей, в том числе тех, которые приходят в мой проект.
– Как Вы лично познакомились с новосибирском кино?
– Познакомился совершенно случайно. Кто-то мне рассказал про ребят, новосибирских киношников из «Е2Кино». Они в основном снимали коммерческую рекламу, но были и у них небольшие художественные проекты. Их проект был в шорт-листе испанского международного фестиваля минутных фильмов. И как раз мы вместе с ребятами, с Ринатом и Анной, организовали первую «Раскадровку». Я привлёк ещё других спикеров, и так, постепенно, мы дошли до первого фильма, который получился «комом» — подвёл звук. Тогда мы сами ещё не знали, как учить и что давать ребятам. Но постепенно мы шли, уже сформирована программа курса и в этом году мы впервые провели отдельный фестиваль.
– Производился ли какой-то отбор на фестиваль из участников образовательной программы?
– Да, я сразу сказал ребятам, что отсмотрю картины, и, если где-то будет брак, мы показывать не будем. Но все три картины получились отличными, и мы решили показать их на фестивале, наравне с фильмами спикеров: «Прощением» Павла Щекатурина, «Напалмом» Романа Медведева, «Тараканом» Дениса Казанцева.
– Сейчас проходит немало различных фестивалей, особенно с появлением Фонда поддержки регионального кино. Как Вы считаете, насколько актуальны фестивальные прокаты для молодых кинематографистов и интересуются ли они ими?
– Интересуется точно. Я рекомендовал некоторым ребятам отправить свои картины на фестиваль, пускай это не те фильмы, которые побеждают, но принять участие – почему бы нет. При этом найти что-то для себя достаточно трудно. Но мне ближе, чтобы в Новосибирске были свои проекты. Пока есть только фестиваль научно-индустриального кино «Кремний». Хочется, чтобы были отдельно фестивали минутного кино, игрового кино. Мне хочется, чтобы ещё появлялись энтузиасты.
– Что чаще всего снимают участники образовательной программы? Есть какое-то предпочтение по жанрам?
– Чаще всего это фильмы про человека. Это драма. С человеком случается что-то плохое, и он пытается это как-то преодолеть или смириться с этим. Довольно банальный сюжет я сейчас пересказал, но в большинстве своём это так. Например, фильм «Художник» (реж. Макс Ардов). Совсем скоро с ним можно будет познакомиться в социальных сетях молодёжного центра «Содружество».
– Как Вы считаете, почему региональное кино – это всегда трагедия человека? В регионах нет радости?
– Попробую объяснить. Мне кажется, что дело в уровне. Так как комедию снять сложнее. Комедия – это тоже рефлексия над какими-то грустными переживаниями. Это не смех, это, например, как «Родные» или «Горько» (реж. Жора Крыжовников). То есть когда мы смеёмся, мы переживаем трагедию. Или же другая крайность — «Дурак» (реж. Ю. Быков), там мы прямолинейно переживаем трагедию.
– А могут ли молодые ребята без личного опыта снимать кино?
– Я сам консервативен к искусству, хотя я молодой. Я понимаю, что есть люди с высоким эмоциональным интеллектом, которые переживут историю, выдадут драматургию на все сто. А есть с низким – они, наверное, снимают ради профессии или хобби. Я не против второго, но не знаю, насколько такое кино будет действительно кино. На курс и фестиваль приходят молодые люди: от 20 до 30 – это ещё студенты, рабочая молодёжь и даже молодые семейные пары, которые ищут себя или ищут себе хобби.
– Известно, что некоторые выпускники «Раскадровки», несмотря на возраст, добиваются больших успехов в кино. Можете рассказать о каком-нибудь из них?
– Да, есть ребята, которые действительно показывают отличные результаты в кино. Например, Варвара Азарёнок. Человек, у которого не было абсолютно никакого опыта в кино до «Раскадровки» и после неё, поступила в Университет Огайо (США) с полным покрытием обучения и стипендией. В рамках курса она сняла два коротких метра – один на минуту, другой чуть подольше, и именно эти фильмы вошли в портфолио при поступлении. Я ей писал письмо поддержки, и фактически благодаря «Раскадровке» Варвара нашла свой путь в кино.
– А кого Вы приглашаете в качестве спикеров для участников курса? Каких-нибудь именитых операторов, режиссёров?
– Нет, именитых мы не приглашаем. Я не считаю нужным звать кого-то из Москвы, так как в Новосибирске есть классные режиссёры, операторы и сценаристы. Пускай не так много, как в столицах, но они есть и готовы делится своим опытом. Маститый специалист не расскажет за время курса чего-то индивидуального. Например, один из наших спикеров сейчас учится в Московской школе нового кино у Александра Ханта. Но там человек учится несколько лет, у него есть время на общение с мастером, и, самое главное, у него есть конкретный мастер, с которым он может обсудить детали.
У нас же цикл лекций и мастер-классов, который мы сейчас хотим перевести в практику – так как это больше помогает ребятам погрузиться в процесс кино.
Да, у меня есть идея пригласить Ивана Соснина, но ради творческой встречи, ради того, чтобы подзарядится позитивной энергией. Я пытался с ним связаться, и он ответил, пускай позже, но ответил.
Так что мы работаем с новосибирскими кадрами и стараемся учиться у лучших.
– Как Вы относитесь к тому, что сейчас искусственный интеллект внедряют в кинематограф и как ИИ может повлиять на качество кино?
– Никак. Картины как писали пять веков назад, так и будут писать маслом. Кино вновь хотят снимать на плёнку, потому что качество и передача совсем другая, нежели через цифровую камеру. Да, сейчас даже появился на днях короткометражного кино в Москве отдельный раздел «Нейрокино», но это больше коммерческая история. Также это работает и в дизайне. А труд, который можно назвать искусством, труд, созданный человеком, сейчас станет намного ценнее, чем был ранее.
– Труд, который можно, безусловно, назвать искусством – это и организация фестиваля. В ходе этой работы возникали какие-то трудности?
– Никто не мешает, но и не многие помогают. Самая главная проблема – это несогласованность между органами власти. Идёт мероприятие, к нам подходит сотрудник полиции и немного начинает игриво отчитывать, хотя мы официально заявляли о мероприятии от Управления молодёжной политики, и начальник управления Евгений Юрьевич Твердохлебов не раз уточнял детали проведения фестиваля на площадке Нарымского сквера. К счастью, есть такие чиновники, которые заинтересованы в развитии, но их мало.
Хочется, чтобы чиновники и государство были заинтересованы в развитии главного капитала страны – людей. Чтобы деньги распределись для развития человеческого капитала, а не под какие-то конкретные тематики.
– Андрей, мы встречаемся на пространстве «МОСТ». Это пространство для представителей слабослышащей молодёжи. Что вы думаете об инклюзивном кино и его развитии?
– Кино без звука – это другое кино. Преимущество кино в том, что оно влияет на два самых главных органа чувств – на зрение и на слух. Это то, что мы используем каждую секунду. Мне очень трудно поставить себя на месте человека с нарушением слуха или нарушением зрения, и, скорее всего, для таких людей кино будет полноценным, даже если оно без картинки или без звука. Мне очень хотелось бы сделать с ребятами специальные субтитры (SDN) для людей c нарушениями слуха. Но пока есть очень много других приоритетов. Ребята из пространства «МОСТ» – это довольно активные и социализированные люди, которые умеют отстаивать свои интересы и свои права. Люди, которые делают проект, помогающий им и другим людям с нарушениями слуха адаптироваться в этом. Я уверен, что рано или поздно мы придем к тому, что начнем вместе делать субтитры.
– Хочу завершить вопросом о киножурналах – редкой в наше время вещи. Насколько актуально для регионального кинематографиста мнение киноведа – человека, который отучился по специальности и пишет в журнале? Ведь сейчас каждый диванный пользователь Интернета – критик продукта, попавшего в сеть.
– Наверное, это может быть важно с точки зрения того, что его заметили. То есть не важно, написали ли плохо, важно, что написали. Это плюс. Журналы не региональные и в Москве точно есть люди, которые их читают.
– Какие у вас планы на следующий год?
– В следующем году не собираюсь менять формат проекта, в этом году он хорошо получился. Как я уже говорил ранее, сейчас будет немного другой формат курса для учеников. Мне кажется более важным сразу работать над фильмами и получать обратную связь. То есть теперь вы приносите идеи фильмов – мы над ними работаем. Вносим изменения в курс и будем их апробировать на новом потоке учеников, стартуем уже 21 сентября. В планах обновить техническое оснащение проекта путем грантовой поддержки.
– Что вы можете пожелать кинематографистам и любителям кино из Новосибирска?
– Кинематографистам пожелаю не стесняться и делать. Если вы чего-то не делаете – значит, недостаточно хотите. Выделяйте выходные и не вмешивайте своих друзей. Стройте свою вторую жизнь в качестве художника, оператора или кем вы хотите стать, и ищите команду.
Артемий Кашуба
Фото: официальное сообщество МЦ «Содружество»