Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

Первая во всем. Пять фактов о великой художнице Елене Поленовой

Иван Билибин называл Елену Поленову своим учителем. Она была одним из первых иллюстраторов детских книг в России и стояла у истоков школы русского модерна. Елена Дмитриевна Поленова — младшая сестра живописца Василия Поленова, не уступающая ему в таланте. Она стала той, на кого годы спустя равнялись лучшие иллюстраторы детской книги. Собрала пять фактов о Елене Дмитриевне для регулярной рубрики. Елена Поленова родилась в 1850 году в Петербурге, в семье, где искусство и наука были частью жизни. Отец интересовался историей и искусством, мать писала детские книги и брала уроки у Карла Брюллова. Кстати, она была великолепной портретисткой и часто рисовала своих пятерых детей. Детство Елена Дмитриевна проводила в имении в Карелии и в усадьбе в Тамбовской губернии, где бабушка рассказывала детям сказки и заставляла рисовать генеалогические таблицы князей. Когда у старшего брата Василия проявился талант к рисованию, родители пригласили наставника — студента Академии художеств Павла Чистякова.
Оглавление

Иван Билибин называл Елену Поленову своим учителем. Она была одним из первых иллюстраторов детских книг в России и стояла у истоков школы русского модерна.

Елена Дмитриевна Поленова — младшая сестра живописца Василия Поленова, не уступающая ему в таланте. Она стала той, на кого годы спустя равнялись лучшие иллюстраторы детской книги.

Собрала пять фактов о Елене Дмитриевне для регулярной рубрики.

Пять фактов о... | Прочитал_Нарисовал | Дзен

Художественный талант в девочке заметил наставник брата

Елена Поленова родилась в 1850 году в Петербурге, в семье, где искусство и наука были частью жизни. Отец интересовался историей и искусством, мать писала детские книги и брала уроки у Карла Брюллова. Кстати, она была великолепной портретисткой и часто рисовала своих пятерых детей.

Детство Елена Дмитриевна проводила в имении в Карелии и в усадьбе в Тамбовской губернии, где бабушка рассказывала детям сказки и заставляла рисовать генеалогические таблицы князей.

Когда у старшего брата Василия проявился талант к рисованию, родители пригласили наставника — студента Академии художеств Павла Чистякова. Он заметил одаренность девятилетней Елены и стал заниматься с ней. Чистяков навсегда остался ее главным учителем.

«У вас есть талант, но не хватает техники»

В Академию художеств Поленову не приняли — женщин туда не допускали. Поэтому в 14 лет она поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где ее наставником стал Иван Крамской. Позже Елена отправилась в Париж и брала уроки у живописца Шарля Шаплена.

«Васька! Ура! Я ученица Mr Charles Chaplin! Это не художник, а прелесть. Преинтересный тип. […] Все стихло, все ждет… ловят каждое слово. Да и он — какое благородство отношений, каким он себя держит рыцарем… Прелесть я тебе скажу, увлекательный тип. Такой спокойный, и всех бранит, никого не хвалит, разве заметит, что руки упали», — писала Елена Дмитриевна брату Василию.

Шаплен вынес ей вердикт: «У вас есть талант и содержание, но вы не владеете техникой дела, и вот чем вы должны стремиться овладеть». Эта критика только подстегнула Елену: вернувшись в Россию, она снова стала брать уроки у Чистякова и распланировала занятия так, что минуты свободной не было.

Ее возможное семейное счастье разрушили родители

Елена Дмитриевна занималась не только искусством. Она окончила Высшие женские курсы и получила диплом домашней учительницы истории. Во время Русско-турецкой войны работала в госпитале и посещала женские медицинские курсы. Там она познакомилась с молодым врачом и профессором кафедры медицинской физики Алексеем Шкляревским.

У них завязались отношения, влюбленные планировали пожениться. Однако семья Поленовой выступила резко против: жених был «не их круга». Мать увезла дочь, и свадьба не состоялась.

«Знаешь ли ты состояние полного отчаяния, когда судьба отнимает в лице одного человека все, что было у тебя, если знаешь, то поймешь мое состояние», — писала Елена Дмитриевна в письмах.

Эта драма изменила ее: Елена Дмитриевна замкнулась и решила посвятить себя только искусству.

Участвовала в Абрамцевском кружке и открыла столярную мастерскую

После неудачи в личной жизни Елена продолжила учиться в рисовальной школе, увлеклась керамикой, получила серебряные медали на экзаменах и даже стажировалась в Париже.

Позже она написала брату Василию: «Это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения».

Вернувшись, Поленова переехала в Москву к брату. Благодаря нему она познакомилась с меценатом Саввой Мамонтовым и оказалась в самом центре творческой жизни. Она вошла в Абрамцевский кружок, ее работы покупал сам Третьяков.

Елену Дмитриевну увлекло русское народное искусство. Она ездила по деревням и собирала предметы быта, зарисовывала орнаменты. Художница даже открыла столярную мастерскую и ремесленную школу.

Иллюстрировала детские сказки — так, как никто до нее

Елена Поленова увлекалась и фольклором. Она не только иллюстрировала сказки, но и сама записывала их в деревнях. Одну из них — «Войну грибов» — решила издать. Увы, книга не имела успеха: художница не знала особенностей печати, рисунки вышли черно-белыми, ей пришлось раскрашивать их вручную. Но неудача ее не остановила.

«Думаю, что иллюстрировать наши русские сказки — дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских, немецких (впрочем, чудно иллюстрированных) сказок», — писала она.

Елена Поленова мечтала издать все свои сказки, кроме того, ей поручили оформить Русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Помешала трагедия. Художница попала в аварию и умерла в 47 лет из-за ее последствий.

Однако иллюстрации Елены Поленовой к «Войне грибов» стали знаковыми для целого поколения художников — Ивана Билибина, Сергея Малютина, Георгия Нарбута и других. Все они называли себя учениками Поленовой.