Найти в Дзене
Кинотеатр «Победа»

Бесконечность в горошек: Как девочка с галлюцинациями покорила мир искусством

История началась в послевоенной Японии, где девочка из консервативной семьи столкнулась с необъяснимым явлением: перед глазами маленькой Яёи весь мир вдруг покрывался точками, цветами или сетками, поглощающими реальность. Вместо сочувствия девочка получала непонимание и строгость со стороны родителей. Сбегая от суровой действительности, она начала переносить свои видения на бумагу — так рождался её уникальный и пугающий визуальный язык. Но настоящая свобода ждала её за океаном. В Нью-Йорке 60-х Кусама взорвала арт-сцену. Она не просто рисовала — она создавала целые миры. Её знаменитые «Бесконечные комнаты», где с помощью зеркал и тысяч светящихся точек стирается грань между пространством и зрителем, стали сенсацией, были не просто арт-объектом, а попыткой материализовать собственный страх бесконечности и растворения, поделиться им с другими и тем самым победить. «Я борюсь с болью, тревогой и страхом каждый день, и единственное лекарство для меня — это продолжать творить», Для местной б

Её мир состоит из бесконечных точек, зеркал и навязчивых образов, которые преследовали её с детства. И этот личный кошмар она смогла превратить во вселенную, покорившую искусство. Это Яёи Кусама — самая дорогая и загадочная художница современности, живая легенда в 96 лет.

История началась в послевоенной Японии, где девочка из консервативной семьи столкнулась с необъяснимым явлением: перед глазами маленькой Яёи весь мир вдруг покрывался точками, цветами или сетками, поглощающими реальность. Вместо сочувствия девочка получала непонимание и строгость со стороны родителей. Сбегая от суровой действительности, она начала переносить свои видения на бумагу — так рождался её уникальный и пугающий визуальный язык.

Yayoi Kusama 1939
Yayoi Kusama 1939

Но настоящая свобода ждала её за океаном. В Нью-Йорке 60-х Кусама взорвала арт-сцену. Она не просто рисовала — она создавала целые миры. Её знаменитые «Бесконечные комнаты», где с помощью зеркал и тысяч светящихся точек стирается грань между пространством и зрителем, стали сенсацией, были не просто арт-объектом, а попыткой материализовать собственный страх бесконечности и растворения, поделиться им с другими и тем самым победить.

«Я борюсь с болью, тревогой и страхом каждый день, и единственное лекарство для меня — это продолжать творить»,
-3

Для местной богемы Кусама была слишком неудобной: слишком японкой, слишком женственной, слишком одержимой, слишком… чужой. Её гениальные находки считались не серьёзным искусством, а «причудой безумной азиатки», которую можно было позаимствовать без спроса, чем с успехом занимались художники-мужчины. Её независимость и гендер стали барьером для признания. В итоге непробиваемость системы и воровство идей довели Яёи до глубокого эмоционального истощения, и она в 1973 году вернулась в Японию, разочарованная и обессиленная, а через 4 года добровольно поселилась в психиатрической клинике в Токио. Казалось, это конец, но в этой истории есть "но". Клиника стала её крепостью. Каждое утро, как на работу, художница приходила в свою студию напротив, чтобы творить. Кусама писала картины, сочиняла романы и стихи, превратив свою борьбу с болезнью в перформанс.

-4

Сегодня, в свои 96 лет, Яёи Кусама остается одним из главных творцов эпохи. Её выставки собирают многомиллионные очереди в любом музее мира, а инсталляции стали культовыми для поколения соцсетей. Но для неё это по-прежнему единственный способ рассказать миру о том, что она видит.

Artist Yayoi Kusama
Artist Yayoi Kusama

История Кусамы — это не просто путь художника. Это доказательство того, что самая большая уязвимость может стать главной силой. А точка — всего лишь начало вселенной.

Документальный фильм «Кусама: Бесконечные миры» — на больших экранах кинотеатра «Победа» с 28 августа. Билеты на сайте vpobede.ru.