Найти в Дзене
World History Cars

Renault Étoile Filante: автомобиль с амбициями космического уровня

Середина пятидесятых годов двадцатого века. Мир затаил дыхание, разрываясь между землей и небом. Звук реактивного двигателя, еще недавно бывший символом войны, теперь обещал фантастическое будущее. Авиация стремительно покоряла новые скорости, и эта одержимость полетом не могла не заразить автомобильных инженеров. Они смотрели на раскаленные сопла реактивных самолетов и задавались, казалось бы, безумным вопросом. А что, если подарить этот символ прогресса автомобилю? Что если заставить машину не просто ехать, а лететь по земле? Ответом французских инженеров на этот вызов стал невероятный проект под названием Renault Étoile Filante, что в переводе означает "Падающая Звезда". Это была не просто машина, это была материализованная мечта целой эпохи. В те годы за океаном, в Америке, гиганты автопрома General Motors и Chrysler с азартом экспериментировали с газотурбинными технологиями, показывая публике футуристические концепты. Это было больше чем соперничество брендов, это была битва
Оглавление

На фото — два легендарных рекордных Renault.Слева — модифицированный Renault Dauphine, подготовленный для заездов на скорость.Справа — обтекаемый «стримлайнер» Renault Étoile Filante («Падающая звезда») с турбореактивным двигателем, построенный для рекордов скорости на соляном озере Бонневиль в 1956 году. Фото: открытые источники.
На фото — два легендарных рекордных Renault.Слева — модифицированный Renault Dauphine, подготовленный для заездов на скорость.Справа — обтекаемый «стримлайнер» Renault Étoile Filante («Падающая звезда») с турбореактивным двигателем, построенный для рекордов скорости на соляном озере Бонневиль в 1956 году. Фото: открытые источники.

Середина пятидесятых годов двадцатого века. Мир затаил дыхание, разрываясь между землей и небом. Звук реактивного двигателя, еще недавно бывший символом войны, теперь обещал фантастическое будущее. Авиация стремительно покоряла новые скорости, и эта одержимость полетом не могла не заразить автомобильных инженеров. Они смотрели на раскаленные сопла реактивных самолетов и задавались, казалось бы, безумным вопросом. А что, если подарить этот символ прогресса автомобилю? Что если заставить машину не просто ехать, а лететь по земле?

На фото — легендарный Renault Étoile Filante. Уникальный газотурбинный болид 1956 года, установленный рекордсмен скорости на солончаке Бонневиль, сегодня радует публику на ретро-фестивалях. Фото: открытые источники.
На фото — легендарный Renault Étoile Filante. Уникальный газотурбинный болид 1956 года, установленный рекордсмен скорости на солончаке Бонневиль, сегодня радует публику на ретро-фестивалях. Фото: открытые источники.

Ответом французских инженеров на этот вызов стал невероятный проект под названием Renault Étoile Filante, что в переводе означает "Падающая Звезда". Это была не просто машина, это была материализованная мечта целой эпохи.

Французский рывок к рекордам

В те годы за океаном, в Америке, гиганты автопрома General Motors и Chrysler с азартом экспериментировали с газотурбинными технологиями, показывая публике футуристические концепты. Это было больше чем соперничество брендов, это была битва за образ будущего.

Его обтекаемый корпус и реактивный двигатель символизировали инженерную мечту о скорости середины XX века. Фото: открытые источники.
Его обтекаемый корпус и реактивный двигатель символизировали инженерную мечту о скорости середины XX века. Фото: открытые источники.

Французская компания Renault не могла остаться в стороне от этого технологического рывка. Но у них был иной подход. Они не хотели создавать просто эффектный макет для автосалона. Их амбиции простирались гораздо дальше. Они задумали построить настоящего рекордсмена, автомобиль, который докажет превосходство газотурбинной технологии не на словах, а в деле, установив абсолютный мировой рекорд скорости. Это был французский вызов, смелый и точный, основанный не на желании произвести впечатление, а на инженерной уверенности.

Турбина из вертолета на колесах

Конструкторский отдел Renault понимал, что для достижения цели нужен не просто двигатель, а сердце вертолёта. Выбор пал на газотурбинный двигатель Turbomeca Turmo, который в те годы активно устанавливался на французские вертолеты. Этот агрегат выдавал около двухсот семидесяти лошадиных сил, что для середины пятидесятых было феноменальным показателем. Принцип его работы кардинально отличался от всего, что знала автомобильная промышленность. Не было ни поршней, ни коленвала, ни сложного клапанного механизма. Воздух, сжатый компрессором, смешивался с топливом и поджигался, создавая непрерывную струю раскаленных газов, которая раскручивала турбину.

На изображении видны детали конструкции, включая мощный двигатель, подвеску и колеса, которые были разработаны для достижения невероятной скорости. Фото: открытые источники.
На изображении видны детали конструкции, включая мощный двигатель, подвеску и колеса, которые были разработаны для достижения невероятной скорости. Фото: открытые источники.

Самым революционным было отсутствие коробки передач. Мощность от турбины передавалась напрямую на ведущие колеса через редуктор и систему валов. Это обещало невероятно плавный и мощный разгон без всяких переключений.

Водитель, а точнее, пилот этого аппарата, помещался в узкий кокпит, очень напоминающий кабину истребителя. Он был накрыт каплевидным фонарем, а перед ним располагалась панель с авиационными приборами. Машина была минималистичной и функциональной, вся подчиненная одной цели скорости. Каждая линия кузова была выверена для борьбы с воздушным потоком.

Рекордный прорыв на солончаке Бонневиль

На фотографии изображена команда, готовящая гоночный автомобиль к попытке установления рекорда скорости на солончаке Бонневиль в 1956 году. Команда, состоящая из инженеров и механиков, внимательно проверяет и настраивает машину перед заездом. На заднем плане виден красный грузовик, который, вероятно, используется для транспортировки оборудования. Фото: открытые источники.
На фотографии изображена команда, готовящая гоночный автомобиль к попытке установления рекорда скорости на солончаке Бонневиль в 1956 году. Команда, состоящая из инженеров и механиков, внимательно проверяет и настраивает машину перед заездом. На заднем плане виден красный грузовик, который, вероятно, используется для транспортировки оборудования. Фото: открытые источники.

Испытанием для мечты стал легендарный солончак Бонневиль в американском штате Юта. Это мистическое место, бескрайняя равнина из соли, на протяжении десятилетий было Меккой для всех, кто бредил скоростью. Именно сюда в августе 1956 года команда Renault доставила хрупкий на вид, но в технологическом плане совершенный автомобиль. Цель была одна покорить 300 км/ч.

Настал день икс. Étoile Filante выехал на трассу. Сначала слышен был лишь свист ветра, но через мгновение его заглушил нарастающий, пронзительный вой турбины. Словно реактивный истребитель, сорвавшись с цепи, помчался по сверкающей белой равнине, оставляя за собой шлейф раскаленного воздуха.

Renault Étoile Filante установил мировой рекорд скорости, достигнув 308,9 км/ч на солончаке Бонневиль. Фото: открытые источники.
Renault Étoile Filante установил мировой рекорд скорости, достигнув 308,9 км/ч на солончаке Бонневиль. Фото: открытые источники.

Замеры показали ошеломляющий результат. Максимальная скорость составила 308,9 км/ч. А средний показатель на километровой дистанции и вовсе был зафиксирован на отметке в 306,9 км/ч. Мировой рекорд для автомобилей с газотурбинным двигателем был установлен.

Что примечательно, это достижение осталось в истории и по сей день официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса как веха, которую так и не смогли превзойти другие подобные машины.

Почему турбинная мечта не сбылась

Казалось, после такого триумфа за газотурбинными двигателями будущее. Они были легче, проще по конструкции, мощнее традиционных моторов и менее привередливы к топливу. Теоретически, Étoile Filante мог заправляться и керосином, и дизельным топливом, и даже спиртом.

Renault Étoile Filante, установил официальный рекорд скорости с газотурбинным двигателем, и этот рекорд до сих пор остаётся непревзойдённым. Фото: открытые источники.
Renault Étoile Filante, установил официальный рекорд скорости с газотурбинным двигателем, и этот рекорд до сих пор остаётся непревзойдённым. Фото: открытые источники.

Но за блестящим фасадом скрывались фундаментальные проблемы, которые и предопределили судьбу всей технологии. Ненасытный аппетит турбины был главным из них. Двигатель поглощал горючее в таких количествах, что о практическом использовании в серийном автомобиле не могло быть и речи.

Второй непреодолимой преградой стал звук. Оглушительный рев, похожий на вой взлетающего реактивного самолета, был абсолютно неприемлем для городских улиц. Добавляли сложностей и высочайшие требования к обслуживанию, и сложность регулировки мощности на низких оборотах, и сильная теплоотдача.

Фото: открытые источники.
Фото: открытые источники.

Мечта столкнулась с суровой реальностью экономики и удобства. Проект постепенно свернули, а Падающая звезда навсегда осталась уникальным экспериментом, яркой, но короткой вспышкой гения.

След вечной Падающей Звезды

Сегодня Renault Étoile Filante занимает почетное место в исторической коллекции музея Renault. Время от времени его бережно выводят на свет, чтобы он мог промчаться по трассе во время ретро-фестивалей, и каждый раз его появление это маленькое чудо.

Renault Étoile Filante навсегда остался символом инженерной смелости и инноваций. Фото: открытые источники.
Renault Étoile Filante навсегда остался символом инженерной смелости и инноваций. Фото: открытые источники.

Этот автомобиль напоминает нам об удивительном времени, полном оптимизма и смелых идей. Времени, когда инженеры не боялись мыслить категориями завтрашнего дня, не оглядываясь на текущие ограничения.

Он был рожден не для производства, а для воплощения мечты. Он символизирует эпоху, когда даже на земле хотели достичь небесной скорости. Étoile Filante так и не упала с небес, она навсегда застыла в истории как вечное напоминание о том, что прогресс начинается со смелой фантазии.

А вы бы рискнули прокатиться на такой турбинной ракете? Фото: открытые источники.
А вы бы рискнули прокатиться на такой турбинной ракете? Фото: открытые источники.