Мы продолжаем знакомство с Большой Морской улицей. Каждый дом здесь имеет свою неповторимую историю. Например, дом №7 - это Дом Овцова по имени одного из бывших владельцев. История этого углового здания на Большой Морской улице, построенного по проекту именитого архитектора А.В. Квасова, началась в конце 1760-х годов. На протяжении веков его облик менялся благодаря работе архитекторов П.П. Жако, Л.Ф. Шперера и Г.И. Люцедарского. Архитектор Жако добавил коринфские пилястры, а Шперер надстроил пятый этаж, придав зданию изящные черты эклектики. В 1905 году Люцедарский внес элементы модерна. Этот угловой дом с фасадом в духе раннего классицизма за свою долгую историю не раз менял владельцев.
Так, следующими владельцами этого участка после генерал-поручика Овцына была семья Васильчиковых, принадлежащих дворянскому роду. В XVI–XVII веках представители рода служили московскими дворянами, опричниками и воеводами. Например, Григорий Андреевич Васильчиков был опричником и выборным городовым дворянином по Костроме. Среди других известных представителей рода: Александр Семёнович Васильчиков (1746–1813) — генерал-поручик, действительный камергер, фаворит императрицы Екатерины II в 1772–1774 годах; Илларион Васильевич Васильчиков (1777–1847) - генерал от кавалерии, председатель Государственного совета и Комитета министров, герой Отечественной войны 1812 года и другие.
Во второй половине 1870‑х годов дом перешел к купцу первой гильдии, владельцу литейной фабрики Роберту Яковлевичу Кохуну. Он владел фабрикой, которая выполняла придворные и правительственные заказы на изделия из бронзы, серебра и малахита. С 1883 года дом принадлежал тайному советнику, благотворителю, крупному землевладельцу и внучатому племяннику одного из фаворитов Екатерины II графу Платону Александровичу Зубову (1835–1890). Можно только представить себе, сколько историй хранят эти стены, свидетелями которых он был.
Известность дому принесли и его знаменитые арендаторы. В XVIII-XIX веках здесь находились гостиница "Лондон", трактир "Париж", также "Английский магазин", который по праву считался одним из самых роскошных и модных в городе. Его клиентами были не только знатные аристократы, но и высокопоставленные представители императорской семьи. Первый Английский магазин в Петербурге был открыт именно в доме Васильчикова в 1786 году английским купцом Пикерстилем.
Этот торговый дом пользовался огромным уважением и доверием среди публики, а его репутация была основана на справедливо заслуженной славе, как выдающегося представителя мировой торговли. Магазин был настоящим центром притяжения для всей столичной знати, и его двери были всегда открыты для тех, кто искал что-то особенное. Каждый день в этом магазине царила атмосфера оживления и суеты. Туда приходили покупатели, стремящиеся найти уникальные предметы и драгоценности, которые могли бы украсить их жизни. Император, как самый значимый клиент, часто посещал этот торговый дом, чтобы выбрать для своей семьи целые коллекции изысканных вещей. Эти драгоценные предметы, отысканные в магазине, в ночь на Рождество помещались под елками в одном из залов великолепного Зимнего дворца, создавая атмосферу волшебства и праздника для всех членов императорской семьи.
Среди постоянных клиентов этого магазина был и сам Александр Сергеевич Пушкин, величайший поэт России. Он был частым гостем здесь, и на его имя был открыт безграничный кредит, который, к сожалению, поэт так и не смог погасить. Его талант и гениальность были известны всем, но финансовые трудности преследовали его на протяжении всей жизни. Лишь после его трагической гибели доброжелатели собрали средства и выплатили этот долг, который составлял более 2000 рублей. В конце XIX - начале XX века в доме располагались магазины "Флора" садовода Эйлерса, мебели "Братья Тонет", фотоателье Лоренса, музыкальная школа и знаменитый Суворинский клуб, на сцене которого выступали Мейерхольд, Савина и Айседора Дункан. В эти годы дом стал "музыкальным" и культурным центром, где проходили концерты и собрания творческой элиты. Здесь базировался Литературно-художественный кружок им. Полонского. Да, за крепкими стенами дома кипела творческая жизнь, за что дом и прозвали "музыкальным".
В советское время в доме работали "Красный театр", книжные магазины, включая "Искусство", который позже сменил бутик модной одежды. Во все времена существования дома, в нем всегда располагались различные торговые заведения, свидетельствующие о популярности и престижном расположении дома. Таким образом, дом на углу Большой Морской улицы — это не просто здание, а настоящая историческая летопись, отражающая смену архитектурных стилей, смену владельцев, и динамику жизни Санкт-Петербурга на протяжении нескольких веков. Каждая перестройка, каждый владелец, каждое заведение, размещавшееся в его стенах, оставляли свой отпечаток на его истории, превращая его в уникальный памятник прошлого.
Дом №4 по Большой Морской улице представляет собой яркий пример петербургской архитектуры того времени. Примечательно, что дом изначально принадлежал не одному, а двум хозяевам. В 1749 году дом приобретает купец Матвей Епифанович Познякову. По всей видимости, при этом произошло объединение обеих частей дома под одним владельцем. После Познякова дом перешёл в собственность купца Егора Прокофьевича Устеева. Приобретение дома в 1788 году на публичном аукционе свидетельствует о развитии рыночных отношений и распространении аукционной практики в Санкт-Петербурге. Это событие не только меняет владельца дома, но и отражает общественные и экономические процессы того времени.
В начале XIX века, в 1804 году, в доме снимал квартиру Фёдор Петрович Львов, двоюродный брат известного архитектора Николая Александровича Львова. Это привносит в историю дома элемент творческой атмосферы и связывает его с представителями петербургской интеллигенции. К 1809 году владельцем дома стал золотых дел мастер Фридрих Стефаниц, представитель немецкой общины Санкт-Петербурга, что указывает на многонациональный характер города и многогранность его экономической жизни. При нём дом претерпел значительные изменения: в 1815 году он был надстроен до трёх этажей, а затем, в 1822 году, – до четырёх.
Эти перестройки свидетельствуют о росте значимости дома и его приспособлении к изменяющимся потребностям времени. С 1850-х годов дом принадлежал купцу Вейдле, при котором в доме некоторое время проживал великий учёный Дмитрий Иванович Менделеев, снимавший здесь квартиру в сентябре 1856 года. Это событие придает дому поистине легендарный статус, связывая его с одним из самых выдающихся учёных мира. Даже кратковременное пребывание Менделеева в этом доме делает его исторической достопримечательностью. Более того, во второй половине 1850-х годов здесь жил Владимир Иосифович Яматов, первый преподаватель японского языка в Петербурге, что подтверждает космополитичный характер городской среды.
В 1875 году владелец, купец 2-й гильдии Людвиг Вейдле, получил разрешение на переоблицовку здания по проекту архитектора Ф.К. фон Пирвица, что подчеркивает внимание к архитектурному облику здания и стремление сохранить его внешний вид в соответствии с изменяющимися стилями. Переоблицовка является значимым событием в истории дома, отражающим изменения в городской застройке и стремление к модернизации. В 1894 году владение перешло к Вильгельму Людвиговичу Вейдле и его сестре Эмилии Людвиговне Бюлер.
Нижний этаж дома всегда занимали торговые помещения, второй этаж служил жильём для семьи владельцев, а верхние этажи сдавались внаём. Эта организация пространства типична для доходных домов того времени и показывает, как функционировала городская недвижимость. С 1913 года дом перешёл в собственность Общества взаимного кредита печатного дела, что указывает на изменение его функционального назначения и связывает его с историей печатного дела в России. В 1910 году здесь находилась редакция "Альманаха С.-Петербурга" – справочника на французском языке о петербургском высшем обществе.Современное состояние дома, сильно изменившегося после масштабной реконструкции 2005-2007 годов, оставляет лишь оригинальную фасадную стену и, к тому же, надстроенную мансарду. Реконструкция, практически полностью перестроившая здание, является спокойным высказыванием по поводу того, как изменяются здания, пройдя через века и разных владельцев.
Но и после этих изменений, история дома №4 по Большой Морской улице остаётся удивительной хроникой Санкт-Петербурга. Мы, тем временем, приближаемся к пересечению Большой Морской и Невского проспекта. История дома №12 по Большой Морской улице, ныне известного как дом Котомина, уходит корнями в петровскую эпоху. Первым владельцем участка был видный государственный деятель, сподвижник Петра I, вице-адмирал К. И. Крюйс, занимавший пост вице-президента Адмиралтейств-коллегий. Для него в 1710-х годах был построен скромный деревянный дом, типичный для того времени – простая конструкция, возможно, с небольшими размерами, учитывая строительные технологии того периода. К 1738 году на месте деревянного строения появляется новый, более капитальный двухэтажный дом, принадлежавший придворному портному Нейману. Это говорит о том, что участок уже приобрел определённую ценность, а его местоположение вблизи центра города становилось все более привлекательным для зажиточных граждан.
Но и этот дом был лишь предшественником тому величественному строению, которое мы видим сегодня. К середине XVIII века участок застраивается более активно. Появились два жилых дома, расположенных таким образом, что выходили как на набережную Мойки, так и на Большую Морскую улицу. Эти дома, несомненно, были уже существенно крупнее, отражая изменение городской застройки и рост населения. Интересно отметить, что именно эти здания стали частью современного здания, что говорит о том, что хотя облик дома неоднократно менялся, определённые элементы его первоначальной планировки сохранились до наших дней. Именно здесь, на этом постоянно развивающемся участке, в 1791 году, свою работу начала знаменитая кафе-кондитерская Валота и Беранже.
Кондитерская быстро приобрела невероятную популярность, став местом встреч представителей петербургской элиты. Её успех, безусловно, был связан с качеством продукции, умением владельцев угодить изысканному вкусу публики и, конечно, удобным расположением. Впоследствии руководство кондитерской принял Вильгельм Вольф, продолживший её славные традиции. «Вольф и Беранже» стало излюбленным местом для богемы, здесь собирались писатели, художники, музыканты. Среди посетителей значились такие выдающиеся личности, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, А.Н. Плещеев, Н.П. Панарин и многие другие. Существует версия, что именно в этом кафе накануне дуэли А.С. Пушкин встречался со своим секундантом К.К. Данзасом.
В 1807 году участок перешёл в собственность торговца чаем, купца 2-й гильдии, потомственного гражданина К.Б. Котомина. Это стало поворотным моментом в истории дома. Котомин распорядился построить новый дом, который и сохранился до наших дней. Дом Котомина, выходящий одним углом на Большую Морскую улицу и фасадом на Невский проспект, является выдающимся образцом архитектуры позднего классицизма. Его строительство в 1815 году было поручено Василию Петровичу Стасову, известному мастеру своего времени.
Строительство, несомненно, потребовало значительных финансовых вложений и привлечения опытных мастеров, и результат превзошёл все ожидания – здание поражает своей элегантностью и гармонией. В 1875 году дом был продан Санкт-Петербургскому промышленнику и меценату Н.А. Пастухову, а до 1917 года им владел его сын Д.А. Пастухов. После революции дом, как и многие другие здания, был национализирован, став собственностью государства. И сегодня, восхищаясь архитектурой и историей дома Котомина, мы можем лишь представлять себе жизнь его многочисленных владельцев и посетителей, каждый из которых внес свою лепту в богатую историю этого замечательного здания. Дом стоит, храня в своих стенах память о веках.
В сердце имперского Петербурга, где Большая Морская улица хранит память о веках, стоит дом № 14 - молчаливый свидетель перемен, отразивший в своих стенах смену эпох, вкусов и судеб. Его фасад, словно страница старинного фолианта, повествует о том, как рождалась и преображалась городская среда столицы Российской империи. Дом №14 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге - памятник архитектуры с богатой историей, связанный с именами известных личностей и значимыми событиями. Здание пережило несколько перестроек, меняло владельцев и функции, отражая культурные и социальные изменения города.
Дом был построен в 1768–1771 годах для генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина. Автор проекта не установлен, но предположительно это мог быть ученик Растрелли — архитектор Юрий Фельтен. Здание возвели на месте разобранного временного деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны, построенного Растрелли в 1755 году. Первоначально дом был построен в стиле раннего классицизма. Его архитектурная особенность — двухъярусная колоннада: нижний ярус выполнен в тосканском ордере, верхний — в композитном. Первоначальная внутренняя отделка не сохранилась, за исключением двух колонн и двух пилястр коринфского ордера из искусственного мрамора в круглом зале третьего этажа.
После перестройки Елисеевых в 1859–1860 годах овальные окна были заменены прямоугольными, колонны в первом этаже — пилонами, а рисунок чугунных решёток у окон третьего этажа изменён. Дом почти полностью утратил планировку XVIII века. В 1902–1904 годах архитектор А. К. Гаммерштедт провёл реконструкцию, создав отделку интерьеров в исторических стилях и формах модерна. В этом доме жило немало известных людей. Например: русский писатель, редактор, издатель, журналист, филолог, педагог, публицист, переводчик, мемуарист Николай Иванович Греч; Александр Сергеевич Грибоедов жил здесь перед отъездом в Тегеран(весна 1828гоба); с 1780 по 1783 год в одной из квартир в период начала работы в России обитал Джакомо Кваренги; с 1767 по 1778 Этьен Морис Фальконе жил и работал в бывших помещениях Зимнего дворца, где создал модель "Медного всадника". На этом остановимся. Продолжим прогулку по Большой Морской улице в следующих публикациях.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.