Сложно описать словами радость, которую дарит долгожданная поездка. Уютно устроившись в кресле самолёта, глядя в идеальное бирюзовое небо, я мечтал о скором знакомстве с участком Оренбургского заповедника «Предуральская степь» и его обитателями – в первую очередь лошадьми Пржевальского – животным из Красной книги России, имеющей I приоритет природоохранных мер. Путешествие уложилось в выходные дни и представляло собой два выезда в степь со старшим инспектором и биологом заповедника. Наша группа состояла из трёх фотографов дикой природы – уже давно проверенной дружеской командой. Два часа в небе пролетели незаметно, далее следовал примерно такой же по времени трансфер к воротам заповедникам. Я наслаждался видами за окна машины, понимая, что мне впервые выпадает честь побывать в этих краях необъятной и вольной степной природы.
Разместившись в гостевом домике, в ожидании сопровождения, мы практически без разминки стали изучать местную флору и фауну - и сразу везение. Из небольшой норы высунулись два больших миндалевидных глаза. Они изучали обстановку и не спешили делать что-то ещё. Убедившись, что движения и опасности нет глаза продвинусь вперёд и вот уже любопытная милая мордочка показалась целиком. Это был малый суслик. Его собратья уже перешли на «зимний» образ жизни, вообще малый суслик спит чуть ли не 9 месяцев в году, а этот товарищ, видимо, ждал момент стать первым степным животным, встретившим нашу небольшую делегацию.
Разминка, подготовка и вот уже «буханка у подъезда». Радушное знакомство. А дальше всё… мы попадаем в настоящую живую, безграничную степь. Горько-сладкий запах полыни, вкрапления степных цветов, шумящий ковыль, солнечные дороги и небо, изрисованное редкими облаками, похожими на живые фигуры из сказок. Когда мы спешились, я потрогал ладонью траву, казалось, что земля по-настоящему дышит, как будто здесь уснул мирным сном огромный великан. Перед глазами открылся невероятный обзор, и я начал полноценно понимать значения слова «простор». Птичий гомон, жужжание насекомых, пение ветра и невольная улыбка на лице.
Хотелось не просто фотографировать, а наслаждаться моментом, познавать удивительное место. Спасибо нашим проводникам – мы узнали невероятно много новой и интересной информации об истории заповедника и, конечно, подробности о её коренных жителях. Чего только стоило знакомство с сурками-археологами! Хотя зверьки уже и перешли к подземной жизни, они успели оставить после раскопок нор удивительные артефакты - настоящие древние окаменелости: аммониты, морские лилии и другие обитатели Древнего моря. (эти фотографии я оставлю в комментариях)
Ландшафт, оставаясь только казался неизменным, по факту он менялся с каждым километром. Парадокс? Можно и так сказать, но степь невероятна, она состоит из уникальных линий и геометрии возвышенностей, спусков, балок, небольших водоёмов, кустарниковых зарослей. У одного небольшого заболоченного участка мне удалось практически по-пластунски подползти к куликам-воробьям, роющимся в прибрежном иле, а на возвышенностях понаблюдать за охотой пустельги. О, как их здесь много! Никогда не видел такого изобилия этих небольших соколов.
Попробовал снять косулю, но, увы, вышла только пронёсшаяся… «тень». Поискал других жителей небольшой низины, увидел столовую пищухи (это миниатюрный заяц) из кучки аккуратно сложенных травинок, образующих гнездо, затем просто с радостью прошёлся по доброй тёплой степной земле. Время летело быстро и до заката оставалось не так много, а значит наступало самое время постараться найти наших главных героев.
Здесь стоит сказать несколько слов о хозяевах оренбургских степей - лошадях Пржевальского. Сильные, приземистые, мускулистые – настоящие атлеты в мире непарнокопытных. Невооруженным глазом видно, как они отличаются от привычных нам домашних лошадей. Короткая стоячая грива, напоминающая ирокез, пушистый хвост, почти незаметная холка, плотная кожа, охрово-жёлтая окраска, большая голова, крепкая шея и широкая грудь. Это настоящий степной внедорожник. По мнению некоторых ученых и исследователей, именно они – последние дикие предки современной лошади. Как несложно догадаться – своему названию они обязаны учёному, который в конце 19 века, находясь в экспедиции, получил от местных жителей череп и шерсть неизвестной ранее лошади, что подтвердили дальнейшие исследования в Санкт-Петербурге. Новому виды было дано имя его официального открывателя - Николая Михайловича Пржевальского. Эти удивительные и невероятно красивые животные практически исчезли с лица Земли, как указывают источники – последняя встреча в дикой природе состоялась в 1969 году. Увы, сказались: и слишком холодные зимы, и человеческий фактор. Но благодаря программам по восстановлению лошадь удалось вернуть в дикую природу, практически воссоздав популяцию с нуля (где-то попадалась информация об 11 особях, с которых и был дан старт).
Лошади Пржевальского животные высоко-социальные. Они живут небольшими табунами, в которых главенствует косячный жеребец и самая взрослая и опытная кобыла, которая ведёт гаремную группу, в свою очередь жеребец следит за всем происходящим в арьергарде. Обычно гарем состоит из нескольких кобыл и жеребят, молодые жеребцы изгоняются, как только они начинают интересоваться противоположенным полом – в свою очередь они образует небольшие холостяцкие табуны (один из которых мне удалось наблюдать, но об этом во второй части). Животные особенно активны утром и вечером, днём чаще отдыхают. Мне как раз очень хотелось увидеть табун в лучах заходящего солнца. Но момент встречи оттягивался… Мы заезжали на вершины холмов и осматривали территорию в поисках лошадей, в скором времени удача улыбнулась нам.
Признаться, я очень хотел сделать не просто статичные кадры лошадей «для справочника» (хотя, для первой встречи – они тоже были необходимой составляющей), а постараться максимально поработать над художественностью, сделать пейзажные кадры ипоймать необычные ракурсы. И вот она - первая встреча. Солнце было ещё высоковато, но уже давало нежную розововсть. Маленький гарем состоял из двух кобыл, жеребенка и мускулистого крепкого жеребца. Пожалуй, тут я поупражнялся именно в классическом портрете лошади, чтобы зритель смог хорошо разглядеть всю силу и стать дикого коня. В свою очередь жеребцу было интересно посмотреть кто пришёл к нему в гости, он подошёл близко, потянул ноздрями запах и чутко ловив, что мы не представляем опасности, занялся своими делами. Где-то попадалась информации, что с точки зрения лошади Пржевальского мы тоже какие-то кони, только неправильные и очень некрасивые…
Мы поехали дальше и через некоторое время нашли достаточно большой табун. Бывает, ты долго ищешь животное и найдя, пытаешься сделать много кадров, в данной же ситуации мой «бортовой компьютер» определенно «завис». Я просто не знал кого снимать? Такое изобилие моделей! Жеребята были самим очарованием и в первую очередь я решил поработать с ними.
Спустя несколько минут я уселся в ковыль и начал находить новые интересные ракурсы. Дальше – больше. Мы зашли с контрастной стороны – против солнца. И тут получились уже те самые кадры, о которых я мечтал. Хотя, наверное, лучшие и более удачные останутся на следующие разы (а я надеюсь они будут).
Прекрасные гордые животные резвились и пробегали в лучах тонущего в степи солнца, они ныряли в закат и появлялись в огненных лучах снова. Невероятный вечер – полный красок, эмоций, исключительного добра и полноценной свободы… Вечер погас, в небе начались зажигаться ночные костры.
Пришла пора возвращаться домой, но даже в уже подбирающейся темноте нам посчастливилось увидеть сумеречных стражников степи – болотных сов. На этом вместе с вкусным ужином и коротким сном первая глава приключения – закрылась.
Спасибо за поддержку и доброе внимание! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!
С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков