Найти в Дзене
Мысли о важном

"Какая чудная игра" Петра Тодоровского. Они просто пошутили! Можно ли сажать за слова?

В фильме Петра Тодоровского "Какая чудная игра" 1995 года четверо студентов зимой 1950 года изобретательно шутят над соседями общежития искусств, подключив микрофон к радиоприемнику и голосом сотрудника органов пугают разоблачительными речами о неблаговидных, с точки зрения советской идеологии, поступках и смотрят над реакцией. Кто-то узнав о розыгрыше облегченно выдыхает, а кто-то верит, потому что в такое время так шутить нельзя. А после такой выходки над всеми жителями общежития, когда голосом Левитана студенты снизили цены на продовольственные товары в 5 раз, на алкоголь в 7 раз, отменили прописку, разрешили свободный выезд заграницу, отменили цензуру и объявили свободу слова, их арестуют. И возможно расстреляют, потому что время такое и понимать надо. Власти не до шуток, это воспринимается как прямая диверсия и скорее всего навет на советский строй. Хотя по советской конституции все это декларировано или напрямую не запрещено. Но конституции пишутся для зарубежных читателей, чтоб

В фильме Петра Тодоровского "Какая чудная игра" 1995 года четверо студентов зимой 1950 года изобретательно шутят над соседями общежития искусств, подключив микрофон к радиоприемнику и голосом сотрудника органов пугают разоблачительными речами о неблаговидных, с точки зрения советской идеологии, поступках и смотрят над реакцией. Кто-то узнав о розыгрыше облегченно выдыхает, а кто-то верит, потому что в такое время так шутить нельзя. А после такой выходки над всеми жителями общежития, когда голосом Левитана студенты снизили цены на продовольственные товары в 5 раз, на алкоголь в 7 раз, отменили прописку, разрешили свободный выезд заграницу, отменили цензуру и объявили свободу слова, их арестуют. И возможно расстреляют, потому что время такое и понимать надо. Власти не до шуток, это воспринимается как прямая диверсия и скорее всего навет на советский строй. Хотя по советской конституции все это декларировано или напрямую не запрещено. Но конституции пишутся для зарубежных читателей, чтобы показать что мы такие же демократичные как и вы, а может еще лучше, а на деле любая попытка хоть что-то сказать могла плохо кончится, никто не хотел проверять на себе.

Кадр фильма "Какая чудная игра"
Кадр фильма "Какая чудная игра"

Вот и сейчас можно посадить за слова, неуместное употребления фраз, формулировок, не в том контексте, как неудачный пример. Особенно этого касается комиков и блогеров, слова которых не прощаются и попадают под аналоги 58 статьи, в отличии от журналистов и ведущих федеральных СМИ, где часто присутствует разжигание ненависти, на мой очень субъективный и не верный взгляд. Это все было бы ясно, если законы о словах работали для всех, но они действуют только в одну калитку. Гости на политических ток-шоу одни и те же уже года три, нет других экспертов или мнений, все превратились в записных говорящих голов, которые все оценивают довольно предсказуемо и выполняют свою роль в имитации дискуссии. Но не свободы слова.

-2

Посмотрите эфир программы "Глас народа" "старого" НТВ от 6 апреля 2001 года, когда все известные журналисты, правозащитники, политики обсуждали конец свободы слова после передачи активов компании НТВ "Газпрому". Многие мнения от некоторых людей резко не совпадают с их нынешними словами и действиями и можно проследить наглядную эволюцию уровня дискуссии и речи того дня и дня сегодняшнего. Они уже увидели конец свободы слова, которая многих людям не нужна, на хлеб ее не намажешь, а навредить она может серьезно. И эти 24 года она постепенно угасала, иногда прорываясь через телеканал "Дождь" при Медведеве, известном либерале тех времен, до его отмены, как и закрытия радиостанции "Эхо Москвы", заповедника других мнений и может быть и прикормленной и ручной, но оппозиции.

Руслан Белый, стендап-комик и иноагент
Руслан Белый, стендап-комик и иноагент

Арест одиозного блогера Маркаряна, заочные аресты и суды над иноагентами в изгнании и на родине, плашки с их упоминанием, перестраховка и отказ от артистов и ведущих без статуса, но неблагонадежных как Ургант или Меладзе, самоцензура всех юмористических шоу, где шутят только о себе самих, не касаясь политики и персонажа мэра Азамата Мусагалиева в "Однажды России" уже тоже нет. Шутите о феминистках, тарелочницах, РСП, лабубу, блогерах и прочей ерунде, но не покушайтесь на основы мироздания. Ваши сети просматриваются, зеленый огоне радиоприемника заменил голубой экран смартфона, через него смотрит товарищ полковник или майор и следит, когда ты оступишься и репостнешь или посмотришь что-то не то. А зарубежные сети такую возможность не давали, так их можно закрыть не закрывая, замедлить, под благовидным предлогом, как в советское время границу, запрещенные зарубежные радиостанции и голоса или литературу.

Арест блогера Арсена Маркаряна
Арест блогера Арсена Маркаряна

Любые оправдания бесхозных блогеров о том что не знал, не хотел, публичные извинения не помогут, и вообще, зачем оправдываться за глупое, но просто слово? Которое не привело ни к какому действию, а оскорбило неизвестное общественное движение, которому не понравились танцы студенток на фоне религиозных сооружений, просто фон, не секретного объекта, а здания в центре города, что, его нужно ретушировать? Кто такой оскорбленный? У вас есть выбор смотреть только нравящиеся вам ресурсы и жить в информационном пузыре, отчего же вы просматриваете посты как когда-то письма? Личная страница – дело общественное? Обязательно всем писать дисклеймер-предупреждение, чтобы не нарваться на особо чувствительного, так почему ты не на канале "Культура" или "Спас"? Или это всего лишь инструмент? Ставить вопросы сейчас так же страшно, как и отвечать на них. Будет считать их риторическими и частным субъективным мнением и фантазией автора, не совпадающим с реальностью.