Одной из интересных деталей сайт-специфического спектакля «Ступени», созданного Матушкой Медоуз (руководитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо») и участниками творческой лаборатории «Сны усадьбы», стали причудливые существа «капричос».
Герои, как будто бы выпущенные из пространства блестящего карнавала, сопровождали публику на каждой «Ступени» перформанса.
Давайте пофантазируем о капричос? Что они могут означать и какую роль играют в перформансе?
В итальянском и испанском языках слово «каприччо» (или «капричо») означает каприз, прихоть или причудливое желание. Так говорят о чьих-то странных и неожиданных поступках, которые нельзя объяснить логически.
Эти забавные герои были как внутри усадьбы, так и во время уличной программы создавали волшебство.
Кстати, есть особое значение слова «каприччо»/ «капричо» в архитектуре и живописи. Здесь — это вид пейзажа, который сочетает реальные и вымышленные элементы. Например, художник может нарисовать фантастический пейзаж, в который он «встроит» реально существующие руины или знаменитые здания. Этот жанр был популярен в XVIII веке.
В классической музыке каприччо — это короткая, живая и виртуозная музыкальная пьеса. Её главная особенность — это свободная форма, отсутствие строгих правил и неожиданные, «причудливые» переходы. Композитор может позволить себе музыкальную «прихоть» или «каприз», поэтому и название такое.
В полумраке старинной комнаты, окутанной таинственной атмосферой, карнавальная фигура в изысканном белом костюме с ажурными деталями и изящными украшениями на голове стоит перед потрепанной дверью, отражая элегантность и загадочность прошлого. Ну как тут не стать поэтом, глядя на такие образы!?)
Самая знаменитая ассоциация со словом «капричос» — серия офортов Франсиско Гойи.
«Капричос» — это цикл из 80 гравюр, созданных великим испанским художником Франсиско Гойей в конце XVIII века.
Работы Гойи — острая и едкая сатира на общество того времени. Гойя высмеивал суеверия и предрассудки, невежество и глупость, пороки знати и духовенства, бессмысленность и жестокость. Наши капричос, конечно, не такие!
Название можно перевести как «Причуды» или «Капризы». Гойя использовал фантастические образы и гротескные фигуры (спящих людей, чудовищ, ослов, принимающих человеческий облик), чтобы показать, как "сон разума порождает чудовищ". Самая известная гравюра из этой серии так и называется — «Сон разума рождает чудовищ».
Наши сны отличаются от снов Гойи — и слава Богу!)
Внезапные появления персонажей, их тихие и странные действия создавали атмосферу фестиваля, где грань между реальностью и вымыслом стиралась.
Эти персонажи были чем-то вроде духов места, воплощением его истории и мифов.
Это воплощённый абсурд, живая метафора, которая существует на грани реальности и фантасмагории.
Уличный театр по своей сути стирает барьер между сценой и зрителем. Персонаж-капричос, вышедший на улицу, вторгается в повседневную жизнь, превращая прохожих в соучастников действия.
Капричос может молча следовать за вами, пристально смотреть или совершать нелепые ритуалы. Это создаёт напряжение и заставляет задуматься.
Уличный театр работает с мощными образами, часто не прибегая к словам. Костюмы, маски и пластика персонажей-капричос сами по себе рассказывают историю.
Это искусство превращать абсурд в правду, а сцену (будь то улица или здание) — в площадку для ожившей сказки, которую каждый может увидеть и интерпретировать по-своему.
В образе капричос на «Ясень-фесте» смогли себя попробовать не только профессионалы, но и остальные участники творческой лаборатории, которые не играли на публику.
Так зрителя встречают на втором этаже усадьбы!
Капричос любят подурачиться))
И поиграть со зрителем, вовлекая его в необычный мир усадебного мифа!
А ещё они очень талантливы — на фото выше один из капричос играет на самодельном глюкофоне ❤️🎭
А вот на этом фото 🔺нужно включить особое внимание и найти капричос, который притаился в бане!)