Найти в Дзене
ВАУ Театр

Фоторепортаж перформанса из «Спасского-Куркина». Кто такие «капричос»?

Одной из интересных деталей сайт-специфического спектакля «Ступени», созданного Матушкой Медоуз (руководитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо») и участниками творческой лаборатории «Сны усадьбы», стали причудливые существа «капричос». Герои, как будто бы выпущенные из пространства блестящего карнавала, сопровождали публику на каждой «Ступени» перформанса. В итальянском и испанском языках слово «каприччо» (или «капричо») означает каприз, прихоть или причудливое желание. Так говорят о чьих-то странных и неожиданных поступках, которые нельзя объяснить логически. Эти забавные герои были как внутри усадьбы, так и во время уличной программы создавали волшебство. Кстати, есть особое значение слова «каприччо»/ «капричо» в архитектуре и живописи. Здесь — это вид пейзажа, который сочетает реальные и вымышленные элементы. Например, художник может нарисовать фантастический пейзаж, в который он «встроит» реально существующие руины или знаменитые здания. Этот жанр был популярен в XVIII

Одной из интересных деталей сайт-специфического спектакля «Ступени», созданного Матушкой Медоуз (руководитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо») и участниками творческой лаборатории «Сны усадьбы», стали причудливые существа «капричос».

Фото Анастасии Асташовой (под маской — Алексей Сычёв, саунд-мастер, актер театра «Странствующие куклы господина Пэжо»)
Фото Анастасии Асташовой (под маской — Алексей Сычёв, саунд-мастер, актер театра «Странствующие куклы господина Пэжо»)

Герои, как будто бы выпущенные из пространства блестящего карнавала, сопровождали публику на каждой «Ступени» перформанса.

Фото Анастасии Асташовой (на фото — Михаил Михалёв, актер, музыкант, часть семейного театра «Енот и Маша»: https://vk.com/enotimasha)
Фото Анастасии Асташовой (на фото — Михаил Михалёв, актер, музыкант, часть семейного театра «Енот и Маша»: https://vk.com/enotimasha)

Давайте пофантазируем о капричос? Что они могут означать и какую роль играют в перформансе?

В итальянском и испанском языках слово «каприччо» (или «капричо») означает каприз, прихоть или причудливое желание. Так говорят о чьих-то странных и неожиданных поступках, которые нельзя объяснить логически.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Эти забавные герои были как внутри усадьбы, так и во время уличной программы создавали волшебство.

Фото Анастасии Асташовой (под маской — Евфросиния Скотникова, композитор, актёр театра «Странствующие куклы господина Пэжо»)
Фото Анастасии Асташовой (под маской — Евфросиния Скотникова, композитор, актёр театра «Странствующие куклы господина Пэжо»)

Кстати, есть особое значение слова «каприччо»/ «капричо» в архитектуре и живописи. Здесь — это вид пейзажа, который сочетает реальные и вымышленные элементы. Например, художник может нарисовать фантастический пейзаж, в который он «встроит» реально существующие руины или знаменитые здания. Этот жанр был популярен в XVIII веке.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В классической музыке каприччо — это короткая, живая и виртуозная музыкальная пьеса. Её главная особенность — это свободная форма, отсутствие строгих правил и неожиданные, «причудливые» переходы. Композитор может позволить себе музыкальную «прихоть» или «каприз», поэтому и название такое.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В полумраке старинной комнаты, окутанной таинственной атмосферой, карнавальная фигура в изысканном белом костюме с ажурными деталями и изящными украшениями на голове стоит перед потрепанной дверью, отражая элегантность и загадочность прошлого. Ну как тут не стать поэтом, глядя на такие образы!?)

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Самая знаменитая ассоциация со словом «капричос» — серия офортов Франсиско Гойи.

«Капричос» — это цикл из 80 гравюр, созданных великим испанским художником Франсиско Гойей в конце XVIII века.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Работы Гойи — острая и едкая сатира на общество того времени. Гойя высмеивал суеверия и предрассудки, невежество и глупость, пороки знати и духовенства, бессмысленность и жестокость. Наши капричос, конечно, не такие!

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Название можно перевести как «Причуды» или «Капризы». Гойя использовал фантастические образы и гротескные фигуры (спящих людей, чудовищ, ослов, принимающих человеческий облик), чтобы показать, как "сон разума порождает чудовищ". Самая известная гравюра из этой серии так и называется — «Сон разума рождает чудовищ».

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Наши сны отличаются от снов Гойи — и слава Богу!)

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Внезапные появления персонажей, их тихие и странные действия создавали атмосферу фестиваля, где грань между реальностью и вымыслом стиралась.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Эти персонажи были чем-то вроде духов места, воплощением его истории и мифов.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Это воплощённый абсурд, живая метафора, которая существует на грани реальности и фантасмагории.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Уличный театр по своей сути стирает барьер между сценой и зрителем. Персонаж-капричос, вышедший на улицу, вторгается в повседневную жизнь, превращая прохожих в соучастников действия.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Капричос может молча следовать за вами, пристально смотреть или совершать нелепые ритуалы. Это создаёт напряжение и заставляет задуматься.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Уличный театр работает с мощными образами, часто не прибегая к словам. Костюмы, маски и пластика персонажей-капричос сами по себе рассказывают историю.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Это искусство превращать абсурд в правду, а сцену (будь то улица или здание) — в площадку для ожившей сказки, которую каждый может увидеть и интерпретировать по-своему.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В образе капричос на «Ясень-фесте» смогли себя попробовать не только профессионалы, но и остальные участники творческой лаборатории, которые не играли на публику.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Так зрителя встречают на втором этаже усадьбы!

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Капричос любят подурачиться))

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

И поиграть со зрителем, вовлекая его в необычный мир усадебного мифа!

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

А ещё они очень талантливы — на фото выше один из капричос играет на самодельном глюкофоне ❤️🎭

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

А вот на этом фото 🔺нужно включить особое внимание и найти капричос, который притаился в бане!)