Обновленный список медицинских запретов для водителей вступает в силу
С 1 сентября в России начнет действовать расширенный перечень медицинских противопоказаний к управлению автомобилями. Эти нововведения призваны сделать дорожное движение еще более безопасным для всех его участников. Изменения внесены на уровне законодательства и закреплены в официальном документе правительства, который приводит перечень в соответствие с актуальной международной классификацией — МКБ-10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра).
Подробный список запретов на получение или продление водительских прав теперь учитывает не только уже существовавшие болезни, но и ряд новых состояний здоровья, способных влиять на безопасность дорожного движения. Специалисты отмечают, что подобные меры продиктованы заботой о жизни и здоровье как самих водителей, так и других участников транспортного потока.
Расширение перечня: нарушения зрения и психологические особенности
Важное новшество касается увеличенного числа противопоказаний, связанных с нарушенным цветовосприятием. Теперь в России официально признаны медицинскими противопоказаниями к управлению транспортом такие состояния, как приобретенная недостаточность цветового зрения, цветовая слепота и различные формы дальтонизма. Специалисты подчеркивают, что точное восприятие дорожных сигналов является ключевым элементом безопасности, а подобные зрительные особенности могут повлиять на адекватность реакции водителя в сложных дорожных ситуациях.
Особое внимание уделено и психическому здоровью. В перечень противопоказаний вошли определенные расстройства психологического развития — в числе которых теперь рассматриваются синдром Ретта, синдром Аспергера и синдром Геллера. Для предотвращения возможных рисков такие состояния исключают возможность садиться за руль — это соответствует международной практике, где забота о здоровье на дорогах ставится во главу угла.
В последние годы российское медицинское сообщество особое внимание уделяло вопросам психического благополучия водителей, ведь даже незначительные эмоциональные или умственные нарушения могут стать предпосылкой для возникновения опасных ситуаций на дороге.
Мнение экспертов из МГЮА и практика проведения медосмотров
Научный подход к вопросам допуска к управлению транспортными средствами поддерживают и представители профильных правовых организаций. Доцент кафедры административного права и процесса им. Попова Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮА) Тургунбой Зокиров отмечает, что депрессивные расстройства также остаются важной категорией основных противопоказаний. Но принято решение подходить к этому вопросу исключительно индивидуально, на основании данных медицинского осмотра и подтвержденных диагнозов.
По словам эксперта, право на вождение могут утратить только те лица, у которых на медосмотре выявлены и официально зафиксированы такие заболевания, как «Депрессивный эпизод» или «Рекуррентное депрессивное расстройство». Выявление других психических заболеваний или эмоциональных состояний, если они не подпадают под конкретно обозначенные международные критерии, не является поводом для ограничения водительских прав.
Особый акцент сделан и на вопросе приема медикаментов. Многие современные антидепрессанты и препараты для коррекции психического состояния способны воздействовать на внимание и скорость реакции. Специалисты рекомендуют воздерживаться от самостоятельного допуска к управлению транспортом во время курса приема лекарств, влияющих на нервную систему, даже если противопоказания официально не установлены.
Если на обязательной медицинской комиссии для получения или замены водительских прав врачи фиксируют депрессию или иное заболевание из списка, человека могут направить на дополнительное обследование. В случае подтверждения диагноза выдается решение о временном или постоянном ограничении права управления транспортными средствами.
Таким образом, обновленный перечень противопоказаний по МКБ-10, активное участие МГЮА и внимание ГИБДД демонстрируют стремление государства к постоянному совершенствованию правил дорожной безопасности. Оптимистично настроенные эксперты уверены: такиe меры позволят снизить количество аварий и обеспечить уверенность каждого участника дорожного движения в завтрашнем дне.
Источник: www.gazeta.ru