Найти в Дзене
Горизонт Событий

Славянский тип евреев (Е?51).

Много конечно же есть упоминаний о том, как немчура евреев и презирала и унижала и ущемляла и уничтожала, при том, что самым бесчеловечным образом. Оно конечно всё так, но это в какой-то мере касалось далеко не всех евреев. Сефарды вполне себе дружили с высшим сословием всех рейхов, вплоть до версии 3 и делали на этой дружбе бизнес. Ашкенази тевтонского типа, или проще говоря немецкие евреи страдали больше, но даже нацистская Германия видела их в своём будущем и какое-то время запрещала им покидать страну. А вот восточные евреи, точнее восточноевропейские, среди которых основой являлись евреи славянского типа огребали по полной((( И нелюбовь эта немчуры к евреям Восточной Европы началась не при нацистах, а гораздо раньше (ну не в таких масштабах конечно), термин «Ostjuden» (восточные евреи) в Австрии и Германии носил уничижительный оттенок. Образ восточного еврея сочетал в себе неприязнь к евреям и к славянам, а заодно и ксенофобию. И стоит отметить, что негативное отношение к ним исх

Много конечно же есть упоминаний о том, как немчура евреев и презирала и унижала и ущемляла и уничтожала, при том, что самым бесчеловечным образом. Оно конечно всё так, но это в какой-то мере касалось далеко не всех евреев. Сефарды вполне себе дружили с высшим сословием всех рейхов, вплоть до версии 3 и делали на этой дружбе бизнес. Ашкенази тевтонского типа, или проще говоря немецкие евреи страдали больше, но даже нацистская Германия видела их в своём будущем и какое-то время запрещала им покидать страну. А вот восточные евреи, точнее восточноевропейские, среди которых основой являлись евреи славянского типа огребали по полной((( И нелюбовь эта немчуры к евреям Восточной Европы началась не при нацистах, а гораздо раньше (ну не в таких масштабах конечно), термин «Ostjuden» (восточные евреи) в Австрии и Германии носил уничижительный оттенок. Образ восточного еврея сочетал в себе неприязнь к евреям и к славянам, а заодно и ксенофобию. И стоит отметить, что негативное отношение к ним исходило не только от этнических немцев, но и частично от немецких евреев: в прибывающих из Польши в Германию "соплеменниках" они видели людей которые говорили и одевались по-другому исповедовали ортодоксальный иудаизм и жили в нищете. Понятие «Ostjuden» стал синонимом бедности и грязи. Предположительно термин появился в конце 19-го века, когда в Германскую империю усилилась миграция евреев из присоединённой части Польши. В настоящее время термин носит нейтральный характер и используется в Израиле как противопоставление немецким евреям "Ekke".

Евреи беседуют у входа в лавку. Красилов, около 1916 года (здесь и далее изображения из открытых источников)
Евреи беседуют у входа в лавку. Красилов, около 1916 года (здесь и далее изображения из открытых источников)

Но давайте разбираться кто же это такие. Для начала открываем Мориса Фишберга "Евреи и окружающая среда"- исследование начала 20-го века. Фишберг чётко выделяет две основные группы евреев- сефарды и ашкенази, но ашкенази он свою очередь также разделяет на несколько типов: тевтонский, славянский, тюркский, монголоидный и негроидный. Последние 4 и образуют то, что немцы называли «Ostjuden», последние три из них мы уже рассмотрели, и это были результаты метисации с пришлым или местным дославянским элементом и вряд ли образовывали самостоятельные общины, а жили среди евреев славянского типа.

-2
-3

Прямого текста у Фишберга нет, но можно понять, что данный славянский тип делится ещё на несколько типов (подтипов, но в переводе который читал я, для всех уровней используется термин тип: ашкеназский тип (3-й уровень), славянский тип (2-й уровень), польский тип (1-й)).

и вот перед нами в его книге предстаёт

-4

польский еврей великорусского типа

а вот

-5

польский еврей белорусского типа.

Но сегодня подобная классификация не актуальна, исследователи выделяют несколько другие подгруппы, при этом зачастую в ходе вынужденного переезда в США, Израиль или куда бы то ни было они редко могли создать аутентичные общины и смешивались со своими вчерашними соседями по Европе образуя просто еврейскую коммуну, или коммуну ашкенази если рядом оказывалось значительное количество сефардов и история знает не мало случаев, как например в Мексике когда совместное их жительство на чужбине сопровождалось лёгкими конфликтами и непониманием.

Итак кто же они и как оказались в центре Европы и куда собственно делись. Дело в том, что у каждой такой этноконфессиональной подгруппы своя история и свой путь которые мы рассмотрим в отдельных статьях, так как жившие очень по соседству курляндские евреи и литваки имели совершенно разные корни и культуру.

Основная масса- это потомки кнаанитов, они переселялись на Дикое Поле по различным причинам, многих заставляли, применяя всякие технологии типа "исход", кто то сам ехал за правами или землёй, кто-то спасался от преследования, были кого переселяли силой (помните в статье про кнаанитов упоминание о невольничьих рынках). С запада вместе с немецкими колонистами приходили и немецкие евреи, с Балкан и Константинополя прибывали сефарды, а Балтийский берег осваивали голландские евреи. Даже крымские караимы и кавказские евреи приняли здесь участие. Ну и местные жители перенимали уклад колонистов и становились евреями- от балтийских племён до татар и цыган, не так давно по историческим меркам иудаизм был вполне прозелитичен. И эта смесь с прочими приезжими и местными и сотворила такое явление как Речь Посполитая (Республика, напомню таких государств было много, например, "Речь посполитая генуэзская") а позднее Великое княжество Литовское.

Но в какой-то момент, по выражению Сергея Толмачёва (Skunk_69) "немецкие господа решили одеть ярмо на жидоферму", и началось окультуривание Дикого поля с последующими окатоличиванием и ополячиванием населения.

немецкие поселения в Восточное Европе
немецкие поселения в Восточное Европе

Немцы прибывая в Дикое поле прививали местным свои культуру, язык и религию и здесь важно понимать, что первые волны переселенцев не всегда были католиками, среди них было много меннонитов и кальвинистов, в том числе бежавших от преследования. Меннонитов называли приверженцами "арийской версии иудаизма". Грань между протестантскими учениями и иудаизмом была очень тонкой. Так иудаизм в Восточной Европе получил новую подпитку, под которую попали как евреи славянского типа, так и местные исповедующие свои культы.

И ещё: онемечивание евреев путём перехода на идиш, это не уникальный случай, а скорее звено в цепи событий. Многие области Германии в начале 19-го века были славяноязычны- полабские славяне, лужицкие сорбы и так далее. Тюрингия и Саксония, да я вся Германия полны славянских гидронимов, топонимов. Разделение на германцев и славян было не столько по территории, сколько по классовости: немецкая культура преобладала в городах, на селе славянская. И вторая половина это не экспансия германской культуры, это расширение городского влияния, связанного с индустриализацией с последующей германизацией окружающей среды.

С разделами Польши евреи славянского типа стали подданными в большей части России, Австро-Венгрии, Германии и (с оговорками) Румынии. В этих странах с коренным населением относились по-разному, но... эти империи стремились к индустриализации, а закостенелый уклад еврейских общин удерживал деньги внутри сообщества закрытого типа и не способствовал капитализации. И евреи были очень часто ущемлены в правах, чему способствовали конкурирующие структуры- греки, старообрядцы, армяне и прочие. Ну и Англия нуждающаяся в трудовых ресурсах и заинтересованная в иммигрантах всячески раздувала трагедию. При этом во всех трёх империях еврейские семьи вели бизнес на самом высоком уровне и становились очень влиятельными людьми в стране.

На каком языке они говорили? Однозначно не ответить, будем рассматривать это в отдельных статьях про каждую подгруппу, плюс планирую написать отдельную статью про идиш. Здесь же могу сказать, что евреи славянского типа зачастую были триязычны: древнееврейский для литургии (который позднее стал вытеснять иврит), идиш для внутреннего пользования и язык народа с которым проживали (польский, русский, немецкий, венгерский и т.д.) для общения с соседями. При этом община в Гродно общалась на еврейском этнолекте русского языка, где-то не знали языка соседей, а где-то и идиша, плюс примите во внимание набирающий популярность с середины 20-го века иврит.

Какую религию они исповедовали тоже в двух словах не описать. Изначальный их иудаизм сходил к простейшей корпоративной этике, семейному кодексу и правилам поведения вне общины. Со временем, было развито несколько вариантом иудаизма: литваки например придерживались ортодоксальных канонов, в то время как более южные единоверцы приняли хасидизм, зародившийся на стыке культур сефардов и ашкеназ, также существовало много переходных форм.

Но как бы то ни было череда всем известных трагедий 20-го века привела к исходу евреев славянского типа с коренных земель. Территория их проживания поделена на новые национальные государства. А сами они в отрыве от своих родных мест в большинстве утратили свою идентичность став либо ашкенази, либо просто евреями (а также американцами, австралийцами, русскими и прочее).

Евреи Восточной Европы были основой миграционных волн в Палестину и это именно они багрили своей кровью землю на которой ими же создавался Израиль. Польские евреи были основой цахал, обеспечившей оружием выживание этой страны. Миграция их собратьев из СССР помогла государству преодолеть кризисы 90-х.

______________________

Здесь я выскажу собственное мнение. Я- не фанат государства Израиль и по моему скромному, эта земля палестинцев, евреев же сюда затащили силой и обманом, сделав из лавочников и кустарников чвк государственного уровня устраивающее хаос в регионе. Но раз так уже сложилось, то я ни разу не призываю к изгнанию евреев с Ближнего Востока, земли там хватит всем, но считаю, что необходим пересмотр концепции сосуществования пришлых и местных.

_______________________

Как я указывал выше «Ostjuden» в Израиле используется до сих пор для обозначения этнической принадлежности и уже без негативных нот, но это скорее для прямо специалистов узкого профиля. По сути же термин «Ostjuden», как и понимание славянского типа евреев утрачен, а современное еврейство это и есть их потомки с незначительным добавлением прочих этнических элементов. Они в некотором роде потеряли (в очередной раз) свой язык в большинстве своём перейдя на ни разу не родной иврит, но вот каноны иудаизма их предков в еврейском богословии доминируют.

продолжение следует...