Найти в Дзене

Ко Дню российского кино. История одной кинорекламы в 1929 году из фондов музея «Новый Иерусалима»

27 августа в России отмечается День российского кино — праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит российское кино. Для большинства из нас эпоха немого кино является давно прошедшим временем. Кинематограф с тех пор разительно изменился – обрел звук и цвет, активно насыщается все новыми спецэффектами и упорно стремится обрести объем. Но как теперь, так и прежде выходящие на экран фильмы сопровождает рекламная кампания. Как рекламировались новинки кино сто лет назад? Постараемся показать это на примере одного шпионского детектива, снятого режиссером Юрием Желябужским и вышедшего на экраны в начале 1929 года. В этом нам помогут номера газеты «Известия» за 1929 год, хранящиеся в фондах музея «Новый Иерусалим». В середине января в газете «Известия» появилось объявление, размещенное среди прочих на последней странице. Оно содержало только одну фразу - «В город входить нельзя!». Объявление печаталось из номера в номер, и лишь через несколько дней читатели узна

27 августа в России отмечается День российского кино — праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит российское кино.

Для большинства из нас эпоха немого кино является давно прошедшим временем. Кинематограф с тех пор разительно изменился – обрел звук и цвет, активно насыщается все новыми спецэффектами и упорно стремится обрести объем. Но как теперь, так и прежде выходящие на экран фильмы сопровождает рекламная кампания. Как рекламировались новинки кино сто лет назад? Постараемся показать это на примере одного шпионского детектива, снятого режиссером Юрием Желябужским и вышедшего на экраны в начале 1929 года. В этом нам помогут номера газеты «Известия» за 1929 год, хранящиеся в фондах музея «Новый Иерусалим».

В середине января в газете «Известия» появилось объявление, размещенное среди прочих на последней странице. Оно содержало только одну фразу - «В город входить нельзя!».

Объявление печаталось из номера в номер, и лишь через несколько дней читатели узнали, что загадочная фраза была названием «художественного боевика», который вскоре должен появится на экранах кинотеатров. На следующий день развернутый анонс оповещал, что премьера картины состоится 23 января в двух московских кинотеатрах – «Колосс» и «Арс».

-2

Это были крупные московские кинотеатры. «Колосс» располагался в здании Московской консерватории (вот уж, действительно, кино являлось тогда «важнейшим из искусств»). Кинотеатр «Кино-АРС» был открыт еще до революции, в 1915 году, на Тверской улице (в Москве был еще один «Арс», на Арбате, который, чтобы не путать, называли «Арбатский Арс»). Вот часть рекламного объявления «Кино-АРСа» на Тверской в газете «Русские ведомости» от 8 декабря 1915 года и часть объявления из газеты «Известия» 1929 года (даже номер телефона остался прежним):

-3
-4

Однако премьера «художественного боевика» по непонятным причинам не состоялась (вряд ли это было частью рекламной кампании). Следующее объявление в газете от 25 января гласило, что долгожданный фильм можно наконец увидеть завтра, причем только в «Колоссе». «Где ключи от города?», интриговало читателей объявление.

-5

В день премьеры объявление, набранное крупным шрифтом и помещенное в центре газетной страницы, сообщало, что занятый в фильме актер Л. Леонидов вошел в число 12 артистов мирового кинематографа, названных американским журналом «Либерти» лучшими по итогам 1928 года.

«Колоссальный успех», обыгрывая название кинотеатра, сообщают газеты от 31 января и 1 февраля, «2-я неделя постановки». Теперь фильм шел уже и в «Кино-АРСе». В обоих кинотеатрах он демонстрировался с большим размахом: не под пианино с тапером, а под игру симфонического оркестра.

-6

После знакомства с такой активной рекламной кампанией хочется узнать, о чем же этот фильм. Различные справочники сообщают нам, что это шпионский детектив о тайном возвращении в СССР шпиона-белоэмигранта. Фильм пользовался популярностью, но в историю кинематографа не вошел.

Автор: кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» Наталья Молодцова.

Музеи
137 тыс интересуются