Найти в Дзене
Математика жизни

Почему боюсь водить машину: честный разбор страхов и план по их устранению

Привет, друзья! Я долго думала, что моя нелюбовь к машине — это просто лень или недостаток навыка. Но копнула глубже и обнаружила целую систему страхов, которые мой мозг ловко маскирует под «разумные доводы». Оказалось, что мое сопротивление — это на самом деле попытка защититься от чувства беспомощности и стыда. В этом посте я делюсь своим честным разбором этих страхов (спойлер: за каждым «минусом» вождения прячется глубокий страх) и конкретным планом на 4 недели, как не «заставить себя», а аккуратно подружиться с автомобилем. Мой путь — это не про экзамен на права, а про возвращение себе чувства свободы и независимости. Итак, моим правам уже больше 10 лет, но я не вожу. Каждое утро иду мимо припаркованного у подъезда автомобиля на троллейбусную остановку. Вечером жалуюсь мужу, как же ужасно добиралась до работы и дома в общественном транспорте. Особенно зимой, когда холодно. Особенно весной и осенью, когда идет дождь. Особенно летом в жару. Всегда! А за руль не сажусь. Хотя уже даже
Оглавление

Привет, друзья! Я долго думала, что моя нелюбовь к машине — это просто лень или недостаток навыка. Но копнула глубже и обнаружила целую систему страхов, которые мой мозг ловко маскирует под «разумные доводы». Оказалось, что мое сопротивление — это на самом деле попытка защититься от чувства беспомощности и стыда.

В этом посте я делюсь своим честным разбором этих страхов (спойлер: за каждым «минусом» вождения прячется глубокий страх) и конкретным планом на 4 недели, как не «заставить себя», а аккуратно подружиться с автомобилем. Мой путь — это не про экзамен на права, а про возвращение себе чувства свободы и независимости.

Итак, моим правам уже больше 10 лет, но я не вожу. Каждое утро иду мимо припаркованного у подъезда автомобиля на троллейбусную остановку. Вечером жалуюсь мужу, как же ужасно добиралась до работы и дома в общественном транспорте.

Особенно зимой, когда холодно.

Особенно весной и осенью, когда идет дождь.

Особенно летом в жару.

Всегда!

А за руль не сажусь. Хотя уже даже брала уроки по восстановлению навыков вождения с инструктором, и в целом все у меня получалось. Но все равно иду мимо нашей ласточки.

У нас рено сандеро. Тоже в цвете черная жемчужина. Фото в интернете нашла.
У нас рено сандеро. Тоже в цвете черная жемчужина. Фото в интернете нашла.

Почему так происходит? Поняла следующее. То, что я испытываю — это не лень и не слабость. Это глубоко укоренившаяся стратегия избегания, которую мой мозг считает самой безопасной. Он видит в вождении не свободу, а огромный коктейль из стресса, ответственности и потенциальных неудач.

Где прячется корень?

Мой мозг прекрасно составил список «минусов» (дорожная обстановка, сложности с парковкой, необходимость следить за бензином и т.п.). Скорее всего за каждым пункотом стоят скрытые страхи:

1. «Надо следить за дорожной обстановкой» = Страх ошибки и последствий.

Я могу не справиться, в меня въедут или мои действия приведут к ДТП, это неподъёмная ответственность.

2. «Искать место для парковки и правильно парковаться» = Страх осуждения и «потери лица».

На работе и во дворе все увидят, как я долго и криво паркуюсь. На дороге будут сигналить, смотреть на меня как на дуру.

3. «Следить за бензином» = Страх новой рутины и непредвиденных расходов.

Это добавит ещё одну точку контроля в мою и без того загруженную жизнь.

Основной вывод, который могу сделать: мое сопротивление — это не сопротивление вождению, а защита от чувства беспомощности, стыда и перегруза. Мой мозг мне транслирует: «Лучше я буду раньше вставать, тратить лишний час на троллейбус, но сохраню иллюзию контроля и избегу потенциального позора». И он по-своему прав! Но эта стратегия лишает моя огромного пласта свободы.

Меняем фокус: «не должна», а «хочу»

Моя цель — найти свою мотивацию, ради которой захочется попробовать.

Нужно не «закрывать гештальт» из-под палки, а найти личную, эмоционально заряженную выгоду. Что я могу получить такого от вождения, что перевесит все «минусы»?

Какая маленькая радость стала бы мне доступна с машиной? Подольше поспать. Ох, как тяжело мне даются ранние подъемы. Можно будет не взаимодействовать с людьми в общественном транспорте. Ехать комфортно, без давки, не слушая разговоры посторонних. Второе даже в приоритете, ведь по службе мне приходится очень много общаться с людьми. Это выматывает. А еще я смогу ходить в платишках. В них ох как неудобно в троллейбусе. Особенно зимой.

Какое чувство я хочу испытать? Чувство свободы и независимости. Независимости от погоды, расписания транспорта, настроения посторонних людей.

Что это даст мне как личности? Выйду на новый уровень, появится больше свободного времени. Даже смогу сама возить детей к врачу, на секции. Да что там! Мне не нужно будет подстраиваться под расписание мужа, чтобы сходить на маникюр или любую другую бьюти-процедуру.

Конкретный план: не «ездить», а «знакомиться»

Нужно забыть про цель «начать ездить на работу». Моя цель на ближайший месяц — подружиться с машиной. Я не сдаю экзамен, а провожу эксперимент.

Пусть будет такой план

Неделя 1: Ритуалы без движения

· Задача: Приходить на парковку на 10 минут.

· Действия:

  1. Сесть в машину на водительское место. Не заводить. Просто сидеть. Может быть включить музыку, которую люблю.
  2. Порассматривать панель приборов. Вспомнить, для чего какая кнопка.
  3. Главное — сделать нахождение в машине приятным ритуалом, а не преддверием стресса.

Неделя 2: Движение без цели

Задача: Проехать 500 метров.

Маршрут: Раннее утро выходного дня или поздний вечер на самой в тихом квартале.

Действия: Тронуться, проехать по прямой, припарковаться там же. Всё.

Цель: Научить тело и мозг, что процесс вождения — это просто набор механических действий (повернул руль, нажал педаль), а не экзамен на выживание.

Неделя 3: Маленькая радость

Задача: Проехать до приятной точки.

Маршрут: До магазина 5 минутах езды (не в час-пик). Купить себе вкусняшку с осознанием, что я это сделала на машине.

Такая награда станет якорем моего положительного опыта.

Неделя 4: Попрактиковаться в «страшном»

Задача: Потренировать один сложный элемент.

Варианты: Выбрать большую пустую парковку и 30 минут только парковаться. Криво, прямо, заезжать задом, смотреть в зеркала. Делать это максимально медленно и осознанно.

Смысл: Делаеть самое страшное в безопасной обстановке, пока оно не станет скучным.

Дальше — не останавливаться и продолжать.

Важные установки

Разрешить себе быть плохим водителем. Я не обязана парковаться с первого раза. Я имеею право ездить медленно. Моя задача — безопасно доехать, а не вперед кого-то.

Меняю диалог в голове. Вместо: «О боже, я не справлюсь!». Пусть будет: «Я еду медленно и внимательно. У меня всё под контролем. Я могу остановиться в любой момент».

Еще принимаю решение вознаграждать себя не за результат, а за смелость. После каждой, даже самой маленькой поездки — хвалить себя. «Я молодец, я сегодня села за руль. Я большой молодец».

Мой гештальт закроется не тогда, когда буду ездить как таксист, а когда исчезнет внутреннее напряжение при мысли о машине. Когда она станет для меня не источником угрозы, а просто инструментом, которым могу пользоваться, если захочу.

Я уже сделала самый сложный шаг — признала проблему и поделилась с вами. Дальше — только практика маленьких шагов. Я справлюсь.

А вам знакомо это чувство — когда страх парализует и не дает сделать шаг к чему-то важному? Как вы договариваетесь со своим внутренним критиком? Буду рада вашей поддержке и советам в комментариях — намного легче идти, когда знаешь, что ты не одна.