Хочу поделиться своим видением использования потенциала территории Курагинского района, где живут последователи Виссариона (С. Торопа). Моя цель — убедить власть сохранить общину виссарионовцев для развития этого района.
М.В. Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Это пророчество гения стало стратегией развития России на века. Евразийское будущее России как организующей силы Большой Евразии — политическое отражение этой стратегии. Без Сибири Россия не Евразия, а окраина Европы. Поэтому население Сибири должно расти, её экономический потенциал увеличиваться, а центр Большой Евразии — культурный и политический — должен находиться в азиатской части России.
Могущество страны определяется её людьми: здоровыми, образованными, волевыми, способными решать любые задачи. Однако население Сибири сокращается быстрее, чем в целом по России, наблюдается отток людей в европейскую часть, человеческий потенциал Сибири особенно в глубинке снижается. Вопрос перед властью: как решить демографическую проблему, кто будет развивать Сибирь и как создавать евразийское пространство?
Уже тридцать лет, с середины девяностых, мы наблюдаем интересный социокультурный феномен: последователи Виссариона заселяют отроги Восточного Саяна. Тысячи людей переезжают из европейской части России в глухие умирающие сибирские деревни. Это в основном люди с высшим и средним специальным образованием, материально обеспеченные. Несмотря на большие трудности, они выжили и обустроили свою жизнь на новом месте, создав самоуправляемую общину. Ими двигала религиозная идея, выраженная Виссарионом, которого они считали новым явлением Христа, а сегодня чаще называют Учителем. Религиозное движение было зарегистрировано как «Церковь последнего завета».
24 октября 2022 года суд признал религиозную организацию «Церковь последнего завета» запрещённой. Однако, как я выяснил в августе 2025 года, никто из членов общины не планирует отказываться от своей веры и покидать обжитые места. Они считают решение суда несправедливым. Им не понятно, чем ценности их общины отличаются от традиционных. Их религиозные взгляды синкретичны, но они не являются экстремистскими, напротив, призывают к единению и взаимопониманию.
Для власти община не представляет большой проблемы. Если оказывать постоянное административное давление, думаю, она постепенно ликвидируется. Но зачем это делать, если община решает проблемы, которые не по силам власти? В общине высокая рождаемость, высокий уровень образования и культуры. Люди не пьют, не курят, много и упорно трудятся.
Дэн Сяопин сказал: «Не важно, какого цвета кот — чёрный он или белый. Хороший кот такой, который ловит мышей». Он имел в виду, что нужно руководствоваться практическими целями, а не политическими. Эта фраза стала основой экономических реформ в Китае, которые привели к его процветанию. Виссарионовцы — «белая кошка», которая умеет ловить мышей, но которую пришибли поленом, потому что она белая: она стала «белой вороной» в стае чёрных.
Хороший человек для общества — тот, кто много трудится, живёт в обществе, заботится о своей семье и любит свою родину. Всё это есть у виссарионовцев, если я ошибаюсь, поправьте меня. Их главная проблема — вера в Бога иначе, чем большинство. Я общался с ними, был на их богослужениях и могу сказать, что их вера искренняя. Конечно, религиозное объединение запретили не за веру, а за нарушения закона его руководителями. Но без их веры у виссарионовцев не было бы проблем. В результате запрета они могут стать гонимыми за веру. Это может привести к серьёзным последствиям. Сейчас особых проблем нет, но процесс их появления уже запущен.
На Руси сотни лет преследовали язычников и староверов, и их духовные последователи устроили революцию… Сейчас революции не будет, но может случиться демографическая катастрофа – закон воздаяния за подавление искренних убеждений сработает.
Что можно предложить властям, чтобы избежать проблем и получить позитивные результаты? Можно построить на территории компактного проживания виссарионовцев евразийский эко-город будущего – это не моя идея, есть люди, которые могут этим заняться при определенных условиях. Виссарионовцы уже начали строить город своей мечты у озера Тиберкуль и назвали его «Обитель Рассвета». И у них получается! Пусть продолжают строить! Лучше это делать в районе, где компактно живут около двух тысяч виссарионовцев: в Петропавловке, Черемшанке и Гуляевке. Совместными усилиями (в т.ч. всех конфессий) можно сделать этот «Город Надежды» образцом нового образа жизни с этикой взаимодействия приемлемой для всех, выражаемой в традиционных ценностях (из каких религиозных взглядов они бы не проистекали). Источником финансирования могли бы стать частные бизнес и структуры, связанные с БРИКС и ШОС. В городе можно разместить разные производства, создающие рабочие места для жителей, включая высокотехнологичные. Строительство этого города нового типа, основанного на существующих поселениях, решит проблему, связанную с запретом религиозной организации, и станет «витриной» для развития Сибирского региона. Всё, что хотят виссарионовцы – иметь возможность следовать своим религиозным убеждениям и проводить ритуалы. Исповедание веры является личным делом каждого и ему не нужна юридическая регистрация. Дав разрешение на строительство такого эко-города, власть проявят заботу о людях, прежде всего о детях. Это и сейчас делается, но процесс можно качественно масштабировать, привлекая частные инвестиции. Чтобы начать проект, нужна поддержка власти.
Мысль, которую я хочу донести проста: человеческий потенциал в Сибири в реальных условиях невозможно увеличить без идеальной (идеалистической) мотивации людей, лучший идеальный мотиватор – это надежда. Вера может быть к каждого своя, а надежда у всех общая. Те, у кого она есть, могут сотворить чудо. Мотивация в виде высоких зарплат, развитой инфраструктуры и других благ цивилизации необходима, но недостаточна. Поэтому опыт виссарионовцев – строить жизнь на вере – важен и нужен. Мы вместе с ними можем трансформировать его в жизнь по надежде – надежде на общее светлое будущее для наших детей. Игнорировать потенциал виссарионовцев и их опыт обустройства жизни в сибирской глубинке — неблагоразумно. Как я понял, виссарионовцы готовы к диалогу с властью, и, если он будет успешным, на юге Красноярского края свершится чудо: в Присаянье сформируется прообраз всей многонациональной и многоконфессиональной России, только улучшенной и обновленной, смотрящей в будущее!
27.08.25 А. Кашанский