Найти в Дзене
Гродековский музей

В море охота

Автор статьи: Д.А. Грачева, научный сотрудник сектора этнографии Гродековского музея Август и сентябрь прекрасное время для отдыха у моря. Многие люди со всех концов света устремляются к морским берегам для того, чтобы насладиться прибрежными видами, надышаться целительным воздухом, послушать умиротворяющую мелодию прибоя и, наконец, отведать свежих морепродуктов. Использование пищевых ресурсов океана человеком началось еще в палеолите и, в связи с древностью этого промысла в течение многих веков существуют разнообразные орудия добычи морских животных, мифы и обряды, связанные с ними. А была ли распространена морская охота у коренных жителей Хабаровского края? Читайте дальше и вы узнаете: что, где, когда и как… Для нивхов – древних насельников Хабаровского края, проживающих на берегу Охотского побережья и Татарского пролива, море всегда играло важную роль в материальной и духовной культуре их жизни. Оно давало необходимое пропитание, тюлений и китовый жир, который они запасали на весь

Автор статьи: Д.А. Грачева, научный сотрудник сектора этнографии Гродековского музея

Август и сентябрь прекрасное время для отдыха у моря. Многие люди со всех концов света устремляются к морским берегам для того, чтобы насладиться прибрежными видами, надышаться целительным воздухом, послушать умиротворяющую мелодию прибоя и, наконец, отведать свежих морепродуктов.

Использование пищевых ресурсов океана человеком началось еще в палеолите и, в связи с древностью этого промысла в течение многих веков существуют разнообразные орудия добычи морских животных, мифы и обряды, связанные с ними.

А была ли распространена морская охота у коренных жителей Хабаровского края? Читайте дальше и вы узнаете: что, где, когда и как…

 Фото 1. Летнее стойбище нивхов. 1870е гг. фото Э.Т. Нино
Фото 1. Летнее стойбище нивхов. 1870е гг. фото Э.Т. Нино

Для нивхов – древних насельников Хабаровского края, проживающих на берегу Охотского побережья и Татарского пролива, море всегда играло важную роль в материальной и духовной культуре их жизни. Оно давало необходимое пропитание, тюлений и китовый жир, который они запасали на весь год. Из кожи и меха морских животных изготавливали одежду и обувь. Крупные кости и моржовый клык использовались для изготовления костяных орудий. Продукция морского зверобойного промысла служила также продуктом обмена. Это занятие гармонично сочеталось у нивхов с другими видами промысла – рыболовством, охотой и собирательством.

Что?

Наибольшее значение имел промысел нерп, кроме того, нивхи добывали белух, сивучей. На китов не охотились. Кашалот, например, считался священным животным. Дельфиний промысел являлся у нивхов наиболее древним. Добытого дельфина нивхи на берегу всегда «встречали музыкой»: пожилая женщина двумя палочками выбивала на деревянной доске определенные ритмы.

Фото 2. Нивхи 1864-1878 гг.
Фото 2. Нивхи 1864-1878 гг.

Мясо добытых животных делили поровну между всеми членами бригады, независимо от степени участия, а также раздавали вдовам и бедным семьям. (фото 2).

Где и когда?

Морского зверя добывали круглый год: зимой – подо льдом, весной – на плавающих льдинах, летом – на открытой воде и лежбищах. Охотились индивидуально и коллективно. Коллективная охота была связана с выходом в море, выездом на дальние острова и лежбища. Известно, что с этой целью нивхи совершали длительные экспедиции даже на Шантарские острова. Иногда оставались там на зимовку, занимаясь одновременно охотой на пушного зверя.

Как?

Отправляясь на охоту, мужчины надевали необычный элемент - юбку из меха нерпы. Этот материал имеет несколько преимуществ: он отличается особой прочностью, теплотдачей, а вода и снег скатываются с его гладкого ворса, не оставляя влаги. Все эти качества необычайно важны для морского охотника во время промысла в холодной акваториальной зоне Татарского пролива, где в летнее время температура воды не поднимается выше 10, 12 градусов (фото 3).

Фото 3. Юбка из меха нерпы
Фото 3. Юбка из меха нерпы

Орудиями промысла были сети из кожаных ремней, крючковые снасти, гарпуны, различные ловушки. На лежбищах животных били дубинками и палками. (фото 4-6. ) Древним и оригинальным орудием промысла на нерп был плавной гарпун тла. Он состоял из длинного составного древка и напоминающей по форме лыжу направляющей дощечки лых с железным поворотным наконечником на конце. (фото 7.) Древко крепилось к дощечке с помощью орлиных перьев, которые не размокают в воде. К нижней части железного наконечника привязывался длинный ремень.

Фото 4. Наконечник гарпуна для охоты на нерпу нач. ХХв.
Фото 4. Наконечник гарпуна для охоты на нерпу нач. ХХв.
Фото 5. Наконечник съемной остроги для охоты на нерпу нач. ХХв.
Фото 5. Наконечник съемной остроги для охоты на нерпу нач. ХХв.
Фото 6. Палка для охоты на тюленей
Фото 6. Палка для охоты на тюленей
Фото 7. Направляющее приспособление для плавающей остроги. нач. ХХв.
Фото 7. Направляющее приспособление для плавающей остроги. нач. ХХв.

Обычно выезжали на большой лодке, в которой находилось до 10 охотников. Двое из них, находящиеся на носу и в центре лодки, были вооружены гарпунами, остальные являлись гребцами. Гарпун метали в голову животного в момент его всплытия. Раненный зверь уходил вглубь, волоча ремень и таща за собой лодку. Это было небезопасно для охотников, и они выбрасывали в воду 2-3 надутых пузыря сивуча в качестве поплавков.

По закону моря

Нивхи верили в то, что каждое место имеет своего незримого хозяина. Морской, речной, озерный мир, являясь реальным олицетворением вселенской водной стихии, оживотворялся нивхами в образах Тол-ыза (Толызн-га) — морского хозяина и Тол-нивхов — морских людей, жителей воды. Распространенным являлся религиозно-мифологический сюжет о том, как Тол-ыз поучал людей рачительно хозяйствовать, бережно относиться к рыбам и морскому зверю. За нарушение установленных им законов природопользования следовало суровое, но, по народному мнению, справедливое наказание. Поэтому нельзя было охотиться сверх меры, а брать столько сколько нужно, нельзя было плохо говорить о морских животных, потому что они всё слышат и понимают; нельзя хвастаться и громко смеяться во время промысла, поскольку удача может уйти от охотника.

Нивхи также считали, что морских животных и рыбу, добытых ими из воды, они присваивают себе, аналогично этому думали, что человека погибшего в воде, Тол-ыз выбрал, чтобы оставить у себя во владениях.

Ты – мне, я – тебе

Перед промыслом проводились специальные обряды «священные действия» с помощью которых нивхи, умилостив Хозяина моря, получали его расположение и удачу в добыче морского зверя. Большие церемонии являлись праздничными и проводились в начале и в конце промысла. До проведения обряда нельзя было начинать охоту. Сроки праздника определяли старейшие рода. Женщины готовили ритуальные блюда. Мужчины в назначенный день несли эти угощения к морю. На берегу ставили тальниковые прутья с ритуальными стружками на концах. К Хозяину воды обращался старейший рода, а после этого из каждой чашки бросали еду в воду. В таких ритуалах принимали участие только мужчины, женщины в это время находились дома и сидели на нарах. Им нельзя было опускаться на пол и ходить по нему до прихода мужчин. Для обряда кормления воды применялась особая специальная посуда, которая имеет зооморфные изображения: птицы, ластоногих или рыб. (фото 8-9)

Фото 8. Посуда ритуальная  для кормления духа воды. 2-ая пол. XIX в.
Фото 8. Посуда ритуальная для кормления духа воды. 2-ая пол. XIX в.
Фото 9. посуда ритуальная для кормления духа воды ХХв.
Фото 9. посуда ритуальная для кормления духа воды ХХв.

Ты меня уважаешь? или культ морского животного

Нивхи верили, что морские звери обладают не только теми же качествами мыслительной деятельности, что и человек, но и во многом превосходят его. Правда, каждый по-своему: кто в силе, кто в ловкости, кто в храбрости, кто в хитрости, а кто и в скорости движения. Это предполагало обращаться со зверями как с разумными мыслящими существами. Считалось, что они приходят к людям добровольно.

Находясь на промысле, охотники никогда не называли цели своего визита, скрывали имена промысловых зверей и рыб. Например, когда на пути нивхов появлялись морские касатки, то они говорили, обращаясь к ним, экт прыдь — просить пришла. Старейшина добавлял: «У нас ничего нет, но хоть немного с вами поделимся, накормим». И тут же бросали в воду часть запасов провизии. Считали, что касатки долго находятся в пути, у них не хватает огня и пищи. Тогда они идут за помощью к людям, поэтому охотники вместе с едой бросали огонь. По мнению нивхов, морские звери, которых они добывали, воскрешаясь, уходили к своим сородичам, так как души их не погибали.

Для нивхского языка характерно богатство терминологии, связанной с возрастными и другими особенностями ластоногих. Им было известно шесть видов ларги: пакуи — четырехлетняя, ныигил — трехлетняя, пакарь — двухлетняя, орныш — однолетняя, дергал — серка, люк — белек.

На три вида они делили и лахтака: кигич — четырехлетний самец, нафанга - черных хвост «черный хвост», канадь — белая, тенгр паплак — красноголовая, тых тай — белокожая акиба, алх — белая крылатка. Всех тюленей в весенний период они называли пипи, крытатку вожака стада - хекр мотк. Каждый вид ластоногих предназначался для определенных целей. Из одних шили обувь и одежду, из других изготовляли ремни, собачьи ошейники и упряжь.

До сегодняшних дней, нивхи сохраняют промысловую обрядность, которая является архаичной и дошаманской, но в сокращенном виде. Прежде чем начать рыбалку, закинув удочку или установив сеть, рыбак обязательно бросит немного еды, чтобы умилостивить магического Тол-ыза, живущего в темных глубинах и владеющего всеми морскими богатствами.