Автор статьи: Д.А. Грачева, научный сотрудник сектора этнографии Гродековского музея
Август и сентябрь прекрасное время для отдыха у моря. Многие люди со всех концов света устремляются к морским берегам для того, чтобы насладиться прибрежными видами, надышаться целительным воздухом, послушать умиротворяющую мелодию прибоя и, наконец, отведать свежих морепродуктов.
Использование пищевых ресурсов океана человеком началось еще в палеолите и, в связи с древностью этого промысла в течение многих веков существуют разнообразные орудия добычи морских животных, мифы и обряды, связанные с ними.
А была ли распространена морская охота у коренных жителей Хабаровского края? Читайте дальше и вы узнаете: что, где, когда и как…
Для нивхов – древних насельников Хабаровского края, проживающих на берегу Охотского побережья и Татарского пролива, море всегда играло важную роль в материальной и духовной культуре их жизни. Оно давало необходимое пропитание, тюлений и китовый жир, который они запасали на весь год. Из кожи и меха морских животных изготавливали одежду и обувь. Крупные кости и моржовый клык использовались для изготовления костяных орудий. Продукция морского зверобойного промысла служила также продуктом обмена. Это занятие гармонично сочеталось у нивхов с другими видами промысла – рыболовством, охотой и собирательством.
Что?
Наибольшее значение имел промысел нерп, кроме того, нивхи добывали белух, сивучей. На китов не охотились. Кашалот, например, считался священным животным. Дельфиний промысел являлся у нивхов наиболее древним. Добытого дельфина нивхи на берегу всегда «встречали музыкой»: пожилая женщина двумя палочками выбивала на деревянной доске определенные ритмы.
Мясо добытых животных делили поровну между всеми членами бригады, независимо от степени участия, а также раздавали вдовам и бедным семьям. (фото 2).
Где и когда?
Морского зверя добывали круглый год: зимой – подо льдом, весной – на плавающих льдинах, летом – на открытой воде и лежбищах. Охотились индивидуально и коллективно. Коллективная охота была связана с выходом в море, выездом на дальние острова и лежбища. Известно, что с этой целью нивхи совершали длительные экспедиции даже на Шантарские острова. Иногда оставались там на зимовку, занимаясь одновременно охотой на пушного зверя.
Как?
Отправляясь на охоту, мужчины надевали необычный элемент - юбку из меха нерпы. Этот материал имеет несколько преимуществ: он отличается особой прочностью, теплотдачей, а вода и снег скатываются с его гладкого ворса, не оставляя влаги. Все эти качества необычайно важны для морского охотника во время промысла в холодной акваториальной зоне Татарского пролива, где в летнее время температура воды не поднимается выше 10, 12 градусов (фото 3).
Орудиями промысла были сети из кожаных ремней, крючковые снасти, гарпуны, различные ловушки. На лежбищах животных били дубинками и палками. (фото 4-6. ) Древним и оригинальным орудием промысла на нерп был плавной гарпун тла. Он состоял из длинного составного древка и напоминающей по форме лыжу направляющей дощечки лых с железным поворотным наконечником на конце. (фото 7.) Древко крепилось к дощечке с помощью орлиных перьев, которые не размокают в воде. К нижней части железного наконечника привязывался длинный ремень.
Обычно выезжали на большой лодке, в которой находилось до 10 охотников. Двое из них, находящиеся на носу и в центре лодки, были вооружены гарпунами, остальные являлись гребцами. Гарпун метали в голову животного в момент его всплытия. Раненный зверь уходил вглубь, волоча ремень и таща за собой лодку. Это было небезопасно для охотников, и они выбрасывали в воду 2-3 надутых пузыря сивуча в качестве поплавков.
По закону моря
Нивхи верили в то, что каждое место имеет своего незримого хозяина. Морской, речной, озерный мир, являясь реальным олицетворением вселенской водной стихии, оживотворялся нивхами в образах Тол-ыза (Толызн-га) — морского хозяина и Тол-нивхов — морских людей, жителей воды. Распространенным являлся религиозно-мифологический сюжет о том, как Тол-ыз поучал людей рачительно хозяйствовать, бережно относиться к рыбам и морскому зверю. За нарушение установленных им законов природопользования следовало суровое, но, по народному мнению, справедливое наказание. Поэтому нельзя было охотиться сверх меры, а брать столько сколько нужно, нельзя было плохо говорить о морских животных, потому что они всё слышат и понимают; нельзя хвастаться и громко смеяться во время промысла, поскольку удача может уйти от охотника.
Нивхи также считали, что морских животных и рыбу, добытых ими из воды, они присваивают себе, аналогично этому думали, что человека погибшего в воде, Тол-ыз выбрал, чтобы оставить у себя во владениях.
Ты – мне, я – тебе
Перед промыслом проводились специальные обряды «священные действия» с помощью которых нивхи, умилостив Хозяина моря, получали его расположение и удачу в добыче морского зверя. Большие церемонии являлись праздничными и проводились в начале и в конце промысла. До проведения обряда нельзя было начинать охоту. Сроки праздника определяли старейшие рода. Женщины готовили ритуальные блюда. Мужчины в назначенный день несли эти угощения к морю. На берегу ставили тальниковые прутья с ритуальными стружками на концах. К Хозяину воды обращался старейший рода, а после этого из каждой чашки бросали еду в воду. В таких ритуалах принимали участие только мужчины, женщины в это время находились дома и сидели на нарах. Им нельзя было опускаться на пол и ходить по нему до прихода мужчин. Для обряда кормления воды применялась особая специальная посуда, которая имеет зооморфные изображения: птицы, ластоногих или рыб. (фото 8-9)
Ты меня уважаешь? или культ морского животного
Нивхи верили, что морские звери обладают не только теми же качествами мыслительной деятельности, что и человек, но и во многом превосходят его. Правда, каждый по-своему: кто в силе, кто в ловкости, кто в храбрости, кто в хитрости, а кто и в скорости движения. Это предполагало обращаться со зверями как с разумными мыслящими существами. Считалось, что они приходят к людям добровольно.
Находясь на промысле, охотники никогда не называли цели своего визита, скрывали имена промысловых зверей и рыб. Например, когда на пути нивхов появлялись морские касатки, то они говорили, обращаясь к ним, экт прыдь — просить пришла. Старейшина добавлял: «У нас ничего нет, но хоть немного с вами поделимся, накормим». И тут же бросали в воду часть запасов провизии. Считали, что касатки долго находятся в пути, у них не хватает огня и пищи. Тогда они идут за помощью к людям, поэтому охотники вместе с едой бросали огонь. По мнению нивхов, морские звери, которых они добывали, воскрешаясь, уходили к своим сородичам, так как души их не погибали.
Для нивхского языка характерно богатство терминологии, связанной с возрастными и другими особенностями ластоногих. Им было известно шесть видов ларги: пакуи — четырехлетняя, ныигил — трехлетняя, пакарь — двухлетняя, орныш — однолетняя, дергал — серка, люк — белек.
На три вида они делили и лахтака: кигич — четырехлетний самец, нафанга - черных хвост «черный хвост», канадь — белая, тенгр паплак — красноголовая, тых тай — белокожая акиба, алх — белая крылатка. Всех тюленей в весенний период они называли пипи, крытатку вожака стада - хекр мотк. Каждый вид ластоногих предназначался для определенных целей. Из одних шили обувь и одежду, из других изготовляли ремни, собачьи ошейники и упряжь.
До сегодняшних дней, нивхи сохраняют промысловую обрядность, которая является архаичной и дошаманской, но в сокращенном виде. Прежде чем начать рыбалку, закинув удочку или установив сеть, рыбак обязательно бросит немного еды, чтобы умилостивить магического Тол-ыза, живущего в темных глубинах и владеющего всеми морскими богатствами.