Российский видеосервис «VK видео» впервые за всю историю наблюдений обогнал YouTube по месячному охвату аудитории в России. По данным Mediascope за июль 2025 г., «VK видео» посмотрели 76,4 млн человек, тогда как охват YouTube составил 74,9 млн.
Это не просто символическая отметка: рынок видеоконтента в России переживает структурную трансформацию – от глобальных платформ к национальным экосистемам, встроенным в соцсети и ТВ. Участники рынка говорят о росте числа авторов, экспансии на Smart TV и специфике локального контента – от шоу до пиратских копий.
Почему «VK Видео» вырос
Представитель VK объясняет рост в первую очередь увеличением объема контента и числа авторов. По собственным данным сервиса, за год количество активных создателей контента выросло на 130% и достигло 182 000 человек. «Это обеспечивает постоянное обновление контента и расширение тематического разнообразия», – отмечают в компании. Объем загружаемого видео за июнь составил 13,7 млн роликов – это в 2,4 раза больше, чем годом ранее.
Кроме того, в VK делают ставку на вовлеченность пользователей. По данным Mediascope, показатель Sticky Factor (доля пользователей, регулярно возвращающихся на платформу) в июле составил 51% против 31,5% у YouTube. Это значит, что пользователи «VK видео» чаще открывают сервис повторно.
Не последнюю роль играет монетизация. По данным компании, к апрелю 2025 г. к системе выплат были подключены 80 000 авторов. Средний доход блогеров вырос в 5,7 раза по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. Наибольшие выплаты пришлись на категории «Детский контент», «Игры», «Новости» и «Развлечения» – до 1 млн руб. за месяц.
Smart TV, длинный контент и мужская аудитория
По словам представителя VK, половина активной аудитории смотрит видео через отдельное приложение или Smart TV. Последнее – абсолютный лидер по времени потребления: более 2,5 часа в день на пользователя. 90% просмотров приходится на видео длительностью свыше 15 минут. Самая активная аудитория – 14–36 лет, чаще мужчины.
Эксперты подтверждают значимость этих факторов. Директор Института исследований интернета Карен Казарян отмечает, что рост «VK видео» во многом обеспечен детским и пиратским контентом, а также большим ростом за счет аудитории Smart TV – там приложение «VK видео» предустановлено. Кроме того, он отмечает удобство приложения и качество видеопотока. «По сравнению, например, с Rutube, технически платформа работает стабильнее. Вероятно, из-за развитой сети доставки контента (CDN)», – добавил Казарян. Он также отметил, что в VK меньше рекламы, чем в Rutube.
О запуске собственной CDN-сети VK объявила 1 октября 2021 г. Тогда сеть насчитывала всего 50 узлов в России и странах СНГ и работала не только на видеосервис «В контакте», но и на видео в «Одноклассниках».
Аналогичную систему ускорения выдачи контента использует Google, это позволяет быстрее скачивать ролики с принадлежащего американской компании сервиса YouTube. К началу 2022 г. на сетях российских операторов было установлено около 700 серверов Google, позволяющих кэшировать трафик и ускорять загрузку (Google Global Cache; GGC), но в мае 2024 г. корпорация начала отключать некоторые узлы GGC в России.
В сентябре 2023 г. Forbes писал, что сеть доставки видеоконтента VK состоит уже более чем из 100 узлов. В августе 2024 г. сеть включала более 150 узлов CDN в России и странах СНГ, что ускоряет загрузку видео на 20–30%, заявляли в компании.
Представитель Rutube в разговоре с «Ведомости. Аналитика» также отметил, что сервис обошел YouTube по месячному и недельному охвату. По данным Mediascope, месячная аудитория Rutube в июле составила 79,5 млн человек, что на 68% больше год к году. В эту цифру входят в том числе просмотры в плейере, встроенном на интернет-ресурсы Rutube (фоновое потребление), а также в плейере, встроенном на другие интернет-ресурсы (embedded). При этом в отличие от Rutube данные по охватам «VK Видео» не включают фоновые и эмбедированные просмотры, пояснил представитель сервиса.
Представитель Rutube отмечает, что на конец июля 2025 г. на платформе опубликовано более 418 млн видео, а 69% просмотров приходится на пользовательский контент (UGC). Количество каналов на сервисе – почти 4,5 млн. В компании добавили, что «постоянно совершенствуют инструментарий для авторов каналов, а также возможности для пользователей и рекламодателей».
Без конкурентов
Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков видит причины лидерства «VK видео» прежде всего во внешних ограничениях для YouTube. «Человек уже ушел из спорта, а мы все продолжаем сравнивать с ним», – иронизирует он. По мнению Кускова, переход аудитории был бы невозможен без «отстрела конкурентов», т. е. ограничений на YouTube и других иностранных платформ.
В качестве примера он приводит запуск национального мессенджера Max от VK: сервис запустили весной 2025 г., а летом в России были заблокированы голосовые звонки в Telegram и WhatsApp для борьбы с мошенничеством. «Мошенничества в нем не будет меньше, возможно, даже больше, учитывая, что там привязаны госуслуги и банковские сервисы. Российским сервисам созданы определенные условия, это не отменяет необходимости развиваться, но и полноценной конкуренции нет», – добавляет Кусков.
В то же время это не отменяет прогресса российских серверов, обращает внимание эксперт. «VK видео» и Rutube технически развиваются, наращивают контент и возможности рекомендательных сервисов, они работают – не они закрывали YouTube», – говорит он. Кроме того, сыграли роль большая аудитория «В контакте» и активная рекламная поддержка за последние полгода, отмечает Кусков.
По его словам, «VK видео» делает ставку в основном на короткий контент, тогда как на YouTube были представлены и короткие, и длинные форматы.
С ним согласен гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин: «VK видео» и Rutube стали для многих россиян заменой YouTube, после того как этот иностранный сервис стало невозможно смотреть в России». При этом он «отдает должное» усилиям VK по развитию своего продукта, активному маркетингу и инвестициям в производство собственных шоу.
По словам эксперта, еще одним источником аудитории российских сервисов является пиратская среда: на VK и Rutube есть фильмы и сериалы ушедших из России студий-мейджоров. «Смотреть такой контент в «VK видео» объективно удобнее, потому что это можно делать и на Smart TV. А рекламы там меньше, чем у пиратов», – отмечает Бырдин.
Тренды: рост отечественных сервисов, падение YouTube
Согласно данным Brand Analytics, число активных авторов (тех, кто написал хотя бы одно публичное сообщение или опубликовал видео за месяц) на YouTube в России в марте 2025 г. снизилось на 34% по сравнению с мартом 2024 г. с 8 млн до 5,3 млн, а объем контента – на 13% с 34 млн до 29 млн. Причины – ограничения доступа и потеря интереса аудитории, которая уходит на российские платформы. По данным Brand Analytics, 35,6% аудитории YouTube в России – женщины.
Параллельно растет число активных авторов у Rutube (+449%, до 512 615). Данных отдельно по «VK видео» у Brand Analytics нет, однако соцсеть «В контакте» сохраняет лидерство в России как по активным авторам, так и по объему создаваемого ими контента, отмечают в компании. Объем контента в соцсети снизился на 10%, но в Brand Analytics объясняют это перетеканием активности пользователей в более современные форматы: видео, клипы и сторис. Данные по этим форматам не включены в API «В контакте», поэтому не могут быть корректно измерены, отмечают в Brand Analytics. При этом аудитория соцсети преимущественно женская – на нее приходится 63% пользователей.
Рост платформ подтверждается и ростом видеоконтента как медиасреды. По словам Казаряна, отечественные стриминги в этом году «хорошо растут» – не только «VK видео», но и онлайн-кинотеатры. По его оценке, в 2025 г. выручка рынка легального видео может вырасти примерно на 20% – главным образом за счет отказа от традиционного ТВ и пакетных предложений операторов, банков и других платформ.
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
В Малом театре впервые поставят пьесу Екатерины II
Женская история криминала, триллер о хакерах и другой лучший нон-фикшн сезона
Двоих уфимцев осудили за попытку похитить $300 000 у депутата госсовета Башкирии