Найти в Дзене

Сапоги – не скороходы.

1959 год.  «Русская неделя моды» в Париже. Вера Аралова, художественный руководитель Общесоюзного Дома моделей на Кузнецком Мосту, представляет революционную новинку — сапоги с вшитой молнией. Идеально садящиеся по ноге, элегантные... И позволяющие манекенщицам мгновенно переобуваться во время шоу. (Сапоги, кстати, были изготовлены в мастерских Большого театра, где привыкли реализовывать любые невозможные идеи). Показ в Париже - сенсация. Несмотря на то, что другие элементы коллекции демонстрировали традиционные черты русской моды – орнаменты, ткани, меха – именно инновационные сапоги с молнией вызвали восторг и интерес западной публики.  Советский дизайн впервые громко заявил о себе на мировой арене — по сути, Вера Аралова «прорвала» закрытые границы и представила новаторскую идею на престижном международном уровне.  Но...  Модные дома Европы вдохновились этой идеей, и сапоги на молнии вскоре стали трендом в западной обувной индустрии, превращаясь из изысканного шоу-аксессуара в

1959 год. 

«Русская неделя моды» в Париже. Вера Аралова, художественный руководитель Общесоюзного Дома моделей на Кузнецком Мосту, представляет революционную новинку — сапоги с вшитой молнией. Идеально садящиеся по ноге, элегантные... И позволяющие манекенщицам мгновенно переобуваться во время шоу. (Сапоги, кстати, были изготовлены в мастерских Большого театра, где привыкли реализовывать любые невозможные идеи).

Показ в Париже - сенсация. Несмотря на то, что другие элементы коллекции демонстрировали традиционные черты русской моды – орнаменты, ткани, меха – именно инновационные сапоги с молнией вызвали восторг и интерес западной публики. 

-2

Советский дизайн впервые громко заявил о себе на мировой арене — по сути, Вера Аралова «прорвала» закрытые границы и представила новаторскую идею на престижном международном уровне. 

Но... 

Модные дома Европы вдохновились этой идеей, и сапоги на молнии вскоре стали трендом в западной обувной индустрии, превращаясь из изысканного шоу-аксессуара в узнаваемый предмет гардероба. «Must have» коллекций всех модных домов и просто магазинов.

Сапоги Араловой вызвали фурор в Париже, но массовое производство в СССР началось лишь в середине 1970-х годов — с задержкой почти в 15 лет. 

Почему? Основной

фактор — приоритет тяжелой промышленности и дефицит качественных материалов.

Кожа высочайшего качества, необходимая для элегантных сапог, в СССР шла преимущественно на нужды армии, промышленности и экспорт, и лишь в очень ограниченных количествах — на легкую промышленность. 

Обувная отрасль страдала

от устаревшего оборудования и нехватки квалифицированных специалистов, требовалась перестройка производственных процессов для создания сложной модной обуви.

(Отдельной проблемой была и надежность молний: советская фурнитура, произведенная на традиционных заводах, не отвечала требованиям для высокого качества, часто ломалась и заедала).

Официальная идеология так же осуждала «буржуазные» формы потребления — моду, как «излишества», поощрялась лишь утилитарность и долговечность. Да и сами производственные планы и ГОСТы препятствовали

внедрению новшеств. Поэтому только в 1970-х годах, под давлением растущего спроса на стильную и удобную обувь, Советский Союз решил закупить лицензии и лекала у

более опытных европейских производителей — в частности, из Австрии, Чехословакии и ГДР. 

Эти технологии позволили освоить массовое производство

сапог на молнии с европейским фасоном, хотя качество кожи и конечной продукции всё ещё оставалось проблемным. Так на массовом рынке появились знаменитые «австрийские» сапоги — символ эпохи. (Правда 15 лет не прошли даром в пиаре: история о «краже» идеи на Западе стала сильным аргументом, доказывая якобы превосходство советского дизайна и нечестность капиталистической системы).

Кстати, о краже – юридически никакой кражи интеллектуальной собственности не было, потому что несмотря на всю инновационность, патента на сапоги с молнией от Веры Араловой не было. И с идеологией это тоже косяк: сапоги с молнией — это прежде всего дизайнерское решение, а не техническое изобретение, а в конце 1950-х защита промышленных образцов на международном уровне была неразвитой и сложной процедурой, особенно для СССР, где патентная система больше ориентировалась на

технические новшества и разработки для обороны и промышленности. Кроме того, Дом моделей был скорее творческим и пропагандистским центром, чем коммерческим

предприятием и не имел ни опыта, ни ресурсов для патентования. 

-3

Вот так талант дизайнера, инновационная идея

и сложная система советской экономики и идеологии пересеклись … и остановили выход советской моды на международный рынок.

(Кстати, часто пишут, что она дочь Буденного – нет, Вера была дочерью Павла Аралова — советского разведчика, одного из основателей Разведывательного управления РККА).

Автор: Мария Илларионова 

Канал: https://t.me/scampish_letters

#НеДиванныйКультуролог 

#НеДиванныйДизайн