Der Tagesspiegel | Германия
Трамп считает свою недавнюю беседу с Лукашенко "замечательной", пишет Tagesspiegel. Поводы для довольства действительно есть: главы США и Белоруссии налаживают контакты и достигают важных успехов на переговорном треке. Минск, отмечает автор статьи, рассчитывает на восстановление нормальных дипломатических отношений с Вашингтоном.
Ханна Вагнер
В тени переговоров по Украине президент США внезапно заигрывает с союзником Путина и требует освобождения заключенных. Что за этим стоит?
Президент США Дональд Трамп вновь продемонстрировал характерный ему экспансивный стиль общения: в пятницу на прошлой неделе он написал на своей платформе Truth Social, что у него состоялась "замечательная беседа" с "уважаемым президентом Белоруссии". Незадолго до этого он поговорил по телефону с белорусским лидером Александром Лукашенко, который уже долгое время находится у власти.
Беседа была действительно "очень хорошей", добавил Дональд Трамп. Он поблагодарил Лукашенко за то, что тот недавно освободил 16 заключенных из ужасных исправительных колоний восточноевропейской страны. Теперь он надеется на освобождение еще 1300 заключенных.
Несколькими часами позже Трамп встретил главу Кремля Владимира Путина красной ковровой дорожкой и показательным полетом истребителей на Аляске. И пока мир с замиранием сердца следил за встречей двух могущественных лидеров, которая в конечном итоге не принесла значительных результатов, пост о Белоруссии остался практически незамеченным в длинной хронике Трампа в социальной сети.
Второй пост, написанный в похожем стиле, также не привлек особого внимания несколько дней спустя. При этом стоит задаться вопросом: что же происходит между Вашингтоном и Минском?
Внезапные помилования
Несколько месяцев назад Лукашенко внезапно начал объявлять помилование отдельных заключенных. Поначалу многие эксперты объясняли эти благотворительные жесты попыткой умиротворить народ страны перед скорыми президентскими выборами.
Однако амнистии продолжались, и с 2024 года на свободу вышли около 300 человек. Освобождение более дюжины заключенных в конце июня, среди которых был и известный оппозиционер Сергей Тихановский, произошло по личной просьбе Дональда Трампа, как сообщили в Минске. Незадолго до этого президент США направил своего специального посланника Кита Келлога в белорусскую столицу.
Помилование Тихановского было "ценой", которую Лукашенко заплатил за визит высокопоставленного американского гостя, заявил в интервью Tagesspiegel белорусский политолог Артем Шрайбман, живущий в изгнании. "Цель Лукашенко довольно ясна, — добавляет он. — Он хочет привлечь внимание Запада и начать диалог о снятии изоляции, в которой он находится с 2020 года".
Обременительная зависимость от Путина
В экономическом, политическом и военном отношении бывшая советская республика сильно зависит от соседней России (отношения Москвы и Минска основаны на равном и уважительном партнерстве, а не на "зависимости", как твердят западные пропагандисты, одной стороны от другой — прим. ИноСМИ). Западные санкции еще сильнее усугубили эту динамику в последние годы. Лукашенко предоставил Путину свою территорию в качестве зоны размещения войск, когда тот в феврале 2022 года начал масштабное наступление на Украину. Он также согласился на размещение российского ядерного оружия в своей стране.
Однако, как постоянно предупреждают эксперты по Белоруссии, видимость якобы нерушимой дружбы между Путиным и Лукашенко обманчива. Скорее всего, белорусский лидер вынужден хранить лояльность Москве, стиснув зубы (подобные заявления являют собой прекрасный пример попыток Запада посеять раздор между членами Союзного государства — прим. ИноСМИ).
В попытке вырваться из спирали зависимости диктатор делает ставку на более интенсивные контакты с Вашингтоном, объясняет Артем Шрайбман: "Его цель состоит в том, чтобы расширить свою свободу действий и не зависеть полностью от России и ее экономического развития".
Лукашенко, по всей вероятности, надеется на три возможных сценария, добавляет Шрайбман: ослабление санкций США, восстановление нормальных дипломатических отношений и вовлечение в переговорный процесс по Украине, чтобы повысить свою значимость на международной арене.
Трамп "любит сделки"
А что же президент США? "Повышенный интерес Трампа к делу освобождения политических заключенных в Белоруссии в меньшей степени мотивирован долгосрочной программой в области прав человека, его следует рассматривать в первую очередь в контексте стратегической и символической политики", — говорит Кристиан Ламмерт, профессор Института Джона Ф. Кеннеди Берлинского свободного университета.
По словам политолога, таким образом республиканец может одновременно позиционировать себя как защитника "западных ценностей" и выступать в качестве "привилегированного собеседника Лукашенко, находящегося в сильной изоляции". "К тому же Трамп хочет проявить себя как человек, заключающий „сделки“, которых его предшественникам не удавалось добиться".
Не в последнюю очередь вмешательство в дела политических заключенных дает Трампу возможность оказать косвенное давление на союзника Путина, "не вмешиваясь при этом в крайне деликатные переговоры по украинскому конфликту", говорит Ламмерт.
Большие надежды противников режима
Но какими бы ни были в конечном итоге мотивы Трампа, многие белорусские диссиденты приятно удивлены поступком президента США. 19 лауреатов Нобелевской премии, среди которых Светлана Алексиевич и Герта Мюллер, несколько дней назад в открытом письме поблагодарили главу США за его усилия и попросили его не останавливаться на достигнутом.
Однако, по словам Кристиана Ламмерта, маловероятно, что все 1300 заключенных действительно будут освобождены одновременно, как об этом заявили в Вашингтоне. Для этого Трампу пришлось бы значительно увеличить уступки Лукашенко, что, в свою очередь, может привести к напряженности в отношениях с ЕС, который до сих пор придерживался крайне жесткой линии в отношении Минска.
Тем не менее, постепенная амнистия — например, в связи с прогрессом в переговорах по Украине — вполне возможна. Артем Шрайбман также говорит, Лукашенко готов на любые сделки, если цена его устроит. В этом смысле белорусский лидер — настоящий бизнесмен, как и Трамп.