В частности, штраф для физических лиц составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, отметил зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ
МОСКВА, 27 августа. /ТАСС/. Жители многоквартирных домов не имеют права самостоятельно закреплять за собой места для парковки во дворах, а за самовольную установку ограждений грозит штраф от 5 тыс. рублей. Об этом ТАСС рассказал зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов ("Единая Россия"), комментируя ситуации, когда жильцы фиксируют для своих машин конкретные места рядом с домом.
"За самостоятельное ограждение парковочного места может грозить ответственность по статье 7.1 КоАП РФ ("Самовольное занятие земельного участка"). Если кадастровая стоимость участка не определена, то штраф физлицам составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, должностным лицам - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, юрлицам - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей", - сказал Колунов. Он добавил, что в случае, если кадастровая стоимость участка определена, граждан "ждет штраф от 1% до 1,5% от цены участка, но не менее 5 тыс. рублей".
Зампред думского комитета отметил, что, согласно Жилищному кодексу, участок, на котором расположен дом, и придомовая территория принадлежат собственникам помещений этого дома на праве общей долевой собственности.
"Проще говоря, дом и весь участок вокруг - собственность жильцов, - пояснил Колунов. - Жильцы порой некорректно понимают закон, хотя сегодня такие случаи встречаются все реже, и считают, что если они долевые собственники дворового участка, то свое место для парковки можно оградить столбами, натянуть цепь и так далее".
"Подчеркиваю, это незаконно и является самозахватом земли", - указал депутат.
При этом Колунов добавил, что "законный способ закрепить место для парковки - организация общего собрания собственников и принятие решения об установке ограждений или выделении отдельных мест". Однако необходимо получить соответствующее согласие от большинства собственников, включая владельцев нежилых помещений. Если согласие будет получено, то с ним по поводу установки ограждения нужно будет обратиться в территориальный орган власти.
"Но, опять же, это не наложит какие-то обязательства на жильцов или гостей дома и не запретит им парковаться. Правила установлены будут, но никакой ответственности, кроме порицаний от соседей, не будет", - сказал Колунов.
Шлагбаумы и лимиты
Как ранее отмечали в Госдуме, для решения проблемы нехватки мест для машин жители многоквартирных домов вправе внедрить пропускную систему для гостевых автомобилей. Через общее собрание собственников можно договориться об установке шлагбаумов и предусмотреть возможность заказа пропусков на заезд собственниками с установлением "временного лимита" на заезд посторонних. При этом, если гость нарушил лимит времени, то житель может лишиться права заказывать пропуск, пояснял Колунов.
Несмотря на часто встречающуюся нехватку мест во дворах, перегораживать (подпирать) чужие автомобили нельзя, это будет трактоваться как нарушение правил стоянки со штрафом в 3 тыс. рублей и перспективой эвакуации машины на штрафстоянку, если в момент оформления протокола инспектором водителя не будет на месте. По словам зампреда комитета Госдумы, если нарушение вынужденное, то стоит оставить записку с номером телефона и быть готовым переставить машину.
Что касается новых жилых комплексов, то, как ранее заявляла ТАСС доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Мария Ермилова, в основном девелоперы ориентируются на минимальные требования по количеству парковочных мест на квартиру. Решение этой проблемы возможно путем ужесточения требований со стороны государства, но планирование про запас парковочных мест может привести и к росту стоимости жилья, отмечала эксперт.