Николай Петрович Краснов был выходцем из крестьян (это к вопросу о социальных лифтах в Российской Империи), сумел стать невероятно востребованным архитектором, создавал красивейшие дворцы и храмы в их числе – последний дворец последнего императора в Ливадии, большинство дворцов царской семьи в Крыму и множество домов знати (и не только знати) того времени. После революции судьба забросила его в Югославию, его талант и там пришёлся ко двору: преувеличивают слегка, но говорят, что по его проектам была построена половина Белграда.
Родился будущий архитектор 23 ноября по старому стилю (сейчас это 5 декабря) 1864 года в деревне Хонятино Коломенского уезда Московской губернии, как уже сказано, в крестьянской семье. Неслыханно, однако в 12 лет крестьянский сын каким-то образом поступает в престижнейшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учиться в котором по тем временам было необыкновенной честью для молодёжи, происхождением покруче, вроде как сейчас - в МГИМО. Поговаривают, что это было возможным благодаря то ли рекомендации Сергея Третьякова – знаменитого мецената и попечителя всех учебных заведений Коломенского уезда, то ли купца-миллионера Петра Губонина, который также был выходцем из крепостных крестьян Коломенского уезда и по совпадению, создавшего много интересного и полезного в Крыму.
Юный Николай не подвёл, уже через пять лет обучения его проект под названием «Несгораемый театр» получил Малую серебряную медаль Московского художественного общества. Награда была очень к месту, помимо престижа и статуса, она позволяла не платить 30 рублей в год за своё обучение, а жил Николай с матерью в весьма стеснённых условиях.
Ещё через два года была уже Большая серебряная медаль – за проект «Гимназия». Эта медаль давала Краснову полное право на самостоятельную работу в «составлении проектов и строительстве зданий различного назначения», а также позволяла получить звание «классного художника 3-й степени».
Обучение Николай Петрович закончил в 1885 году, и уже в 1887 году он приезжает в Ялту и здесь Городская дума утверждает его в должности городского архитектора с годовым окладом 900 рублей. Деньги не такие большие, но и не маленькие для молодого человека в возрасте 23 лет.
Ялта тогда была маленьким провинциальным городком с хаотичной застройкой и совершенно неразвитой инфраструктурой. Но звезды сошлись удачно, а еще на бардаке и разрухе легче делать карьеру - последняя четверть 19 века стала началом расцвета для маленького курортного городка. Туда потянулась петербургская знать, которая хотела обзавестись роскошными дачами на благодатном черноморском берегу. А за ней и представители среднего класса того времени, что мечтали проводить лето на модном курорте в близости к той знати.
Должность городского архитектора заключалась преимущественно в рутинной работе, но и здесь за 12 лет своей работы Николай Краснов успел невероятно много. Все началось с перестройки набережной города, которая через несколько лет стала главной улицей города. Затем он приступил к разработке генерального плана города, до этого он застраивался хаотичным образом. Краснов этот хаос устранил (ну насколько это было возможно), кроме того, установил норму ширины улиц и высоты зданий. Хотя, последствия того хаоса сохранились в Ялте и сейчас – южный город, что поделаешь, расслабленность, жара, менталитет, это северу присущи армейские принципы - параллельно и "попендикулярно", а здесь все наоборот. И важный момент – обустроил городскую канализацию.
Талантливому архитектору в рутинной работе, конечно, было тесно. Да и не очень денежно. Здесь ведь только жалование, а на проектах уже гонорары. И здесь мы плавно переходим к наследию Николая Краснова, которое мы можем наблюдать и сейчас. Его много в Ялте и окрестностях. Поэтому в одну статью все втиснуть не получится – будет нечитабельно. Так что придется писать и выкладывать частями. Эта, как и следует из заголовка – первая. Объекты, которые мы осмотрим, я постараюсь расположить не хаотично, а таким образом, что бы обойти их, не делая слишком сильных зигзагов.
Итак. К концу 19-го — началу 20-го века Ялта уже стала неофициальной столицей полуострова. Город рос, население и число отдыхающих увеличивалось стремительно. Отдых на ЮБК вошел в моду, а для многих являлся и необходимостью - крымский климат как нельзя лучше подходил для лечения многих болезней, в особенности, легочных – туберкулез тогда выкашивал людей не разбирая чинов и сословий. К примеру, даже Мария Александровна - супруга императора Александра II, долго болела туберкулёзом и умерла в 1880 году еще при жизни мужа. Именно ради нее здесь был построен старый (первый) Ливадийский дворец.
А главный православный храм Ялты в то время - храм Иоанна Златоуста вместить всех прихожан больше не мог. Вот и появилась нужда в строительстве нового большого собора.
Проект храма был разработан в 1891 году, утвердил его лично император Александр III в память о трагически погибшем от рук народовольцев отце - императоре Александре II. Строительство шло долго - 11 лет и освятили его в декабре 1902 года во имя Святого князя Александра Невского. Святой считался покровителем императорской семьи. Участок земли под строительство, надо заметить, подарил барон Андрей Врангель (к Врангелю, который в 1919 году руководил белым движением здесь же в Крыму, он отношения не имеет, тот вообще Петр).
А создали собор два самых известных и талантливейших архитектора того времени - П. К. Теребенев и Н. П. Краснов выражаясь образно «в четыре руки». Так что эта работа Краснова – «в группе». Я излагаю последовательность расположения достопримечательностей не в хронологической последовательности, как Краснов с ними работал, а как нам удобно двигаться. Здание храма создано в русском стиле 17 века, а интерьер — в византийском и несомненно по праву считается одной из важнейших и красивейших духовных и архитектурных достопримечательностей Ялты.
Рядом с храмом у нас здесь еще две работы Краснова и для того что бы на них взглянуть, сделаем тот самый небольшой «зигзаг». Это женская гимназия имени Чехова и дом художника Ярцева.
Кстати. Для повышения эрудиции – слово «зигзаг» имеет французское происхождения и означает — тип геометрического орнамента, ломаную линию, звенья которой попеременно направлены то в одну, то в другую сторону. Характерный пример – зубья пилы.
Так вот, гимназия имени Чехова стоит не совсем на улице Кирова, поэтому придется подняться по улице Войкова метров сто вверх.
История заведения начинается еще в сентябре 1876 года, тогда была открыта женская прогимназия, а первый набор составил тридцать восемь учениц.
А нынешнее здание гимназия получила в 1893 году и было оно на Гимназической улице (которая сейчас улица Войкова). Краснов разрабатывал проект исходя из рельефа местности и к осени 1893 года возвел Г-образное здание с главным фасадом в стиле модернизированного неоренессанса. Вышло строительство по тем временам в приличную сумму - в 100 000 рублей. Половина этих денег была выделена городской казной, остальную часть взял на себя попечительский совет, собирая недостающую сумму путем благотворительных сборов и частных пожертвований.
Актовый зал гимназии (это та часть, которая с высокими окнами, сейчас это спортзал) был достроен позже, уже в 1900 году под руководством известного архитектора Льва Шаповалова. Мужчина тоже не новичок в архитектуре – по его проектам в Москве были построены старое здание Курского вокзала и консерватория, а в Ялте «Белая дача» дом Чехова и отель «Вилла Елена». Он даже некоторое время работал в этой гимназии учителем рисования и черчения.
Дом художника-пейзажиста Григория Фёдоровича Ярцева расположен через сто метров выше, по адресу - ул. Войкова, 9. Краснов построил его в конце 1890-х годов по собственным эскизам владельца. Были здесь и известные постояльцы, в 1900-х годах здесь снимал один из боковых флигелей писатель Максим Горький, а на втором этаже была квартира доктора Л. В. Средина, который из-за туберкулёза переехал в Ялту из Москвы.
При декорировании дома использовались восточные мотивы - деревянная решётка, прорезные восточные арки на верхней части дверных полотен, детали токарной работы, мелкие круглые балясины и детали со спиралеобразной нарезкой. Для работ Николая Краснова были характерны всяческие орнаментальные схемы в металле, здесь это выразилось в оформлении входных двустворчатых дверей, их украшали кованые решётки с комбинациями волют.
А вот в этом здании сейчас детский сад № 34. Этот участок земли с 1840-х годов принадлежал князю Михаилу Александровичу Дондукову-Корсакову.
Имение было немаленьким, называлось оно «Гюзель-Тепе» и занимало территорию больше 29 гектаров. Но, в конце 19 века его наследник продал (хотя говорят, что и подарил) часть имения Наталье Дмитриевне Сибирцевой - вдове титулярного советника. Наталья Дмитриевна в 1898 году заказала здесь строительство доходного, владельческого и служебного домов, в одном из которых сейчас и располагается детский сад. Проекты построек разрабатывал архитектор Николай Краснов. В 1912 году усадьба, с прилегающими территориями, оценивалась в 105 000 золотых рублей.
А по адресу улица Кирова, дом 15, располагалась усадьба Александра Львовича Бертье-Делагарда. Стиль ее сильно отличается от окружающих зданий. Вроде бы немного из других мест и времени. Здание было возведено в 1912 году по чертежам, опять же, Краснова. Особняк больше походил на французский, а благодаря трудам самого владельца, превратился в музей и изучения истории, археологии и этнографии Крыма. К сожалению, сад, разбитый тогда вокруг дома не сохранился.
Александр Бертье-Делагард родился в Севастополе. Он был очень разносторонним человеком, одним из лучших инженеров своего времени, при этом историком, археологом, нумизматом и известным исследователем Крыма. Участвовал в строительстве крымских портов, исследовал нескольких областей полуострова, совершил здесь несколько открытий в археологии и топонимике.
Здание по адресу: Кирова 14, это бывший доходный дом Франца Стефановича Крумана, казака Донского войска из станицы Романовская, не все же только для царской семьи Краснов строил. В 1889 году Круман это имение приобрел у отставного полковника Измаила Мурзы Муфтий-Заде. Но только сначала оно представляло собой участок с одноэтажным особняком.
По проекту Николая Петровича Краснова дом был надстроен вторым этажом, а заодно был возведен ещё один двухэтажный корпус с переходом, который соединил оба здания.
Это был доходный дом и уже в 1892 году здесь появились первые постояльцы. Кстати, одним из них был художник Григорий Ярцев, дом которого мы чуть выше осматривали. Здесь он до постройки своего дома жил и работал, а так же, держал художественную мастерскую.
Интересная история случилась со старым особняком по улице Кирова, 26А. Особняк был домом Исая Лазаревича Гофшнейдера, ялтинского купца 2-й гильдии. Дом с красивой резной верандой на первый взгляд кажется одноэтажным. Но это не так, на самом деле здание это довольно крупное, однако из-за сложности рельефа нижние этажи со стороны улицы сильно заглублены, а нынче еще и спрятаны за обильной растительностью. Пятигранная деревянная веранда, это главный вход, а по сторонам от него расположены прямоугольные окна. Главная их часть имеет сверху замковые камни, а крайние окна третьего этажа декорированы аттиками. Второй и третий этажам здания разделены профилированным карнизом. Автором проекта был, как вы уже догадались Николай Краснов.
Путь Лазаря Гофшнейдера к своим миллионам, это та самая интересная история - сначала он был ничем не примечательным жителем Ялты, зарабатывал на жизнь портняжным ремеслом - латанием одежды и мелким ремонтом, но подвернулась птица счастья... И не смогла улететь. В один прекрасный день, у него на глазах с сюртука выходящего из кареты императора Александра II оторвалась пуговица и как настоящий профессионал, Лазарь тут же вызвался пришить её на место. Император соблаговолил отблагодарить расторопного портняжку, но тот стал отнекиваться, «покорнейше благодарю, мол, не стоит благодарности, ну разве что вывеску...». Император спрашивает: «А что за вывеска?». Лазарь: «Таки, на которой всего лишь будет написано «Лазарь Гофшнейдер, портной Его Императорского Величества». Александра пробило на смех, но дозволение он дал. Спустя несколько дней на набережной открылась швейная мастерская, а через несколько лет у Лазаря уже было не только собственное ателье, но и магазины табака, бакалея и несколько весьма приличных участков земли в центре города...
Следующий объект находится на территории института виноделия и виноградарства «Магарач». Раньше здесь располагалась мужская Александровская гимназия. Учебный корпус был построен по проекту архитектора Густава Шрейбера, а вот здание пансиона для учащихся и примыкающую к нему ученическую церковь в 1905 году построил уже Краснов. Здание выполнено во «флорентийском стиле эпохи Возрождения».
С северо-западной стороны фасада пансиона пристроена церковь Григория Богослова. Храм снаружи выглядит небольшим, но на самом деле молельный зал был очень просторен и вмещал около шестисот человек. В храм можно было попасть прямо из общежития через переход, выходящий на парадную лестницу. Кроме того, для прихожан на юго-западном фасаде предусматривался отдельный вход, над которым возвышалась небольшая звонница.
Еще один храм проекта Краснова, на этот раз Римско-католический костел Пресвятой Богородицы, известный также как храм Непорочного зачатия Девы Марии. Церковь не только действующая, но и одна из самых красивых достопримечательностей Ялты. Сооружение выстроено в неоготическом стиле.
Сегодня весь католический приход Ялты включает в себя около двухсот человек — представителей разных национальностей. Потому службы ведутся сразу на трех языках - русском, украинском и польском. Пишу вот об этом, а не очень понимаю, это по очереди или как?
В 19 веке на территории Крыма (как, впрочем, и во все времена) было немало переселенцев, исповедовавших католицизм. Были немцы, итальянцы, французы, чехи, поляки и литовцы. В конце 1880-х годов для молитв использовался небольшой домик.
Решили построить храм и для разработки проекта удалось (учитывая уровень его загруженности) пригласить Николая Краснова. Видимо, здесь уместно большими буквами УДАЛОСЬ! Стройка шла медленно, средств не хватало – община маленькая. На шпиль денег так и не хватило, его и по сей день нет. Закончили только в 1906 году, а до 1917-го уже оставалось совсем ничего.
После революции ни о каких службах в храме речи быть не могло. В начале 30-х годов церковь переоборудовали под спортивную площадку и тир, а с 1945 года в ней находился музей краеведения.
В 1989 году наступил в определенном смысле ренессанс. В храме установили орган чешской фирмы «Ригер Клосс» и открыли органный зал. Сей инструмент до сих пор находится в храме, здесь и сейчас проходят органные концерты, которые ваш покорный слуга очень любит посещать. Особенно учитывая, что входные билеты по нашим временам стоят совершенно смешные деньги – 100-200 рублей.
Цикл статей по творениям Краснова продолжится, они все будут охвачены. А пока всем приятных прогулок. Все фото мои, если в атрибутировании не указано иное. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказывать вам что-нибудь новое и интересное.
Если статья вам понравилась и была полезна, поддержите автора, нажмите кнопочку - "Поддержать", средства поступающие от донатов идут на развитие канала, поиск новых сюжетов и материалов. Спасибо!