Найти в Дзене
Мысли юриста

Развод спустя годы после расставания: дача осталась при Инге

Инга не была очень яркой, но относилась к тем девушкам, которых если заметишь, то уже и глаз не отвести. Неброская красота: маленькая, тоненькая, большеглазая блондинка мигом покорила Петра. Он был рядом с ней как кряжистый дуб рядом со стройной березкой: высокий, коренастый, сильный и умный. Инга ответила на чувства Петра, и в 1976 году они поженились, отметив это событие дома, в кругу семьи. Жить стали молодые с родителями Петра, ведь мама у Инги жила в далёкой деревне. Ездили туда молодые пару раз в месяц - Инга, едем в деревню к твоей маме на следующей неделе. - Хорошо, сумки соберу, только нести тяжело. - Донесем, - таинственно улыбался Петр. А через день он вывел Ингу на улицу и показал белую «Волгу»: — Вот, наша, новая, купил. Повезло мне. - Денег-то сколько. - Хватило, родители помогли. Теперь в деревню они приезжали королевской четой – на «Волге» же. В середине восьмидесятых появились первые кооперативы, и Петр начал свой небольшой бизнес, стал зарабатывать. Инга работала, зан
синие коты Рины Зенюк
синие коты Рины Зенюк

Инга не была очень яркой, но относилась к тем девушкам, которых если заметишь, то уже и глаз не отвести. Неброская красота: маленькая, тоненькая, большеглазая блондинка мигом покорила Петра. Он был рядом с ней как кряжистый дуб рядом со стройной березкой: высокий, коренастый, сильный и умный.

Инга ответила на чувства Петра, и в 1976 году они поженились, отметив это событие дома, в кругу семьи.

Жить стали молодые с родителями Петра, ведь мама у Инги жила в далёкой деревне. Ездили туда молодые пару раз в месяц

- Инга, едем в деревню к твоей маме на следующей неделе.

- Хорошо, сумки соберу, только нести тяжело.

- Донесем, - таинственно улыбался Петр.

А через день он вывел Ингу на улицу и показал белую «Волгу»:

— Вот, наша, новая, купил. Повезло мне.

- Денег-то сколько.

- Хватило, родители помогли.

Теперь в деревню они приезжали королевской четой – на «Волге» же.

В середине восьмидесятых появились первые кооперативы, и Петр начал свой небольшой бизнес, стал зарабатывать.

Инга работала, занималась дочкой, радовалась за мужа. Они с Петром жили в муниципальной, трехкомнатной неприватизированной квартире, получив ее в конце восьмидесятых.

А тут и девяностые подоспели. Связи у Петра были наработаны, кое-какие планы тоже были, и он окунулся в мир дикого бизнеса и шальных денег. Дочка Леночка уже завершала обучение, сдавала в школе выпускные экзамены, когда Инга поняла, что беременна. В срок родился мальчик: слабый, болезненный, и, как оказалось, ходить он будет, но с трудом. То есть в семье появился ребенок – инвалид. Инга решительно принялась за ремонт, расширив проемы:

- Не будет ходить, будет ездить на коляске, хотя бы по дому.

Инга билась за здоровье сына, чтобы хотя бы по квартире он передвигался сам, а Петр занимался бизнесом, отдалялся от семьи, от жены. Да, Петр, всегда бывший человеком деятельным, теперь не просто «поднялся», он взлетел. Его бизнес расцвел, принося звонкие монеты, позволявшие хороший отдых, поездки, лечение сына.

Сначала это была радость от того, что больше не нужно считать копейки, что мечты о лучшей жизни, которые они когда-то лелеяли, казались почти достижимыми. Но вместе с деньгами в их жизнь пришла и другая, куда более коварная спутница денег – ложь.

Инга почувствовала появление других женщин в жизни Петра почти сразу. Супруг стал задерживаться на работе, потом начал ездить в командировки, которые раньше не значились в его планах. Позднее появился запах чужого парфюма, легкие, почти незаметные изменения в его повадках, которые Инга, обладая тонким чутьем, уловила, словно аромат яда.

- Петя, ты не ночевал дома.

- Работа, встречи.

- Мне так плохо одной, так тоскливо. Мишенька был беспокоен, но он с опорой по квартире ходит.

- Дорогая, может, вы с Мишкой слетаете отдохнуть?

- Слетаем, а ты бы подумал: Лена взрослая, с мальчиками встречается. Ей бы отдельно жить, взрослая она уже.

И Петр согласился:

- Лена, я тебе даю сумму – в таком размере. Можно в хорошем месте приличную однушку, а то и двушку купить.

Лена согласно кивнула:

- Спасибо, папа.

- Не потрать деньги просто так, второй раз не дам.

- Хорошо, папа, я к Рите обращусь, она же риелтор, подберем квартиру.

Рита сразу сказала:

- Что ты хочешь?

- Чем больше, тем лучше, недорого, в неплохом месте.

- Есть вариант, но квартира, убитая в хлам, досталась по наследству, но трехкомнатная, место хорошее, планировка тоже. Там даже батарей нет, только стояки идут. Смотрим?

- Посмотрим, я с мамой буду.

Инга глянула квартиру:

- Берем, цена такая, что у тебя еще деньги останутся. Вложить придется, конечно, но супер-пупер ремонт делать не будем, а просто, чисто, аккуратно. Нам за наши деньги второй раз такую квартиру не купить. Она в разы будет стоить дороже.

Лена купила квартиру, Петр морщился, но на ремонт добавил, и уже через полгода Лена съехала от мамы.

Инга огляделась, вздохнула: квартира есть, приватизировать ее она пока не собиралась, Миша учится на дому, она работает и зарабатывает нормально, себя и сына обеспечить может, Лена живет отдельно, в своем жилье, замуж собирается. Пора рубить этот узел, Инга решилась.

- Петр, нам надо поговорить.

- Ты о чем?

- Я глупой никогда не была, вижу, что у тебя есть другая, причем у тебя там все серьезно, как я погляжу.

- Тебе кажется, просто я много работаю, чтобы у нас все было.

- А что есть у нас? У тебя – понятно, а у нас?

- Ты себе ерунды напридумывала.

- Петр, я все знаю, не ври мне. Ты живешь четыре дня дома, три дня у той, другой. Врешь мне про командировки. Но я же не слепая. Ты уходишь к другой, потом возвращаешься, как ни в чем не бывало. Противно все это.

Наступила гнетущая тишина, только мерное тиканье часов на стене нарушало ее. Петр отвернулся к окну, но Инга решила: рвать так рвать.

- Я готова к расставанию.

- Знаешь, я и тебя люблю, и ее. Тут Мишка, Леночка.

- Тебе никто не препятствует видеться с детьми, но жить я вместе не хочу.

- Инга, ты моя жена, у меня бизнес, как делить?

- Не нужен мне твой бизнес. Но если ты на Мишу определенную сумму будешь ежемесячно перечислять, то я буду благодарна тебе.

Петр ушел, но не к другой, а к Лене, к дочке. Пожил у нее, потом у той, разлучницы, затем опять пришел к дочери. Лене это надоело:

- Папа, что ты бегаешь? Есть другая, любишь, так и живи с ней. У мамы своя жизнь, у тебя своя.

- Я не хочу терять твою маму, привык к ней.

- Так ты уже ее потерял, вы расстались. Чего уж теперь, живи дальше.

И Петр окончательно сошелся с новой женщиной. Это был 2000 год.

А Инга пожала плечами, некогда ей было заниматься страданиями. Она забрала маму из деревни, перевезла к себе. Ей уже тяжело было там одной, а дома Инга за ней присмотрит. Да и мама Мишу может покормить.

- Старый да малый дома, - смеялась Инга.

- Да, мама, мы поддерживаем друг друга, - улыбался сын.

Дом мамин Инга продала, а тут купила дачу в СНТ в 2002 году, чтобы на свежий воздух вывозить на лето свое ослабленное семейство. И Лена с удовольствием туда приезжала, она уже ждала ребёнка, на даче ей было хорошо.

Шли годы, Инга и Петр оформили развод только в 2018 году.

- Дела у меня неважно идут, помогать я вам не смогу уже.

- Да мне и не надо, - улыбнулась Инга. – Миша в интернете зарабатывает вполне прилично, у меня своя зарплата. Лена с мужем твердо стоят на ногах.

В 2021 году Петр объявил себя банкротом, но тут проблема появилась у Инги:

- А мою дачу с чего включили в твое имущество?

- Ты купила дачу в официальном браке купила.

- Так, меня это не устраивает, мы с тобой уже не жили, да и купила я дачу на мамины деньги.

Инга подала исковое заявление в суд:

- Мы с Петром фактически расстались в 2000 году, но из-за его бизнеса брак не расторгали, развелись только в 2018 году. В 2000 году я перевезла к себе маму из деревни, а там продала ее дом с участком, на эти деньги купила в 2002 году дачный домик с участком в СНТ. Прошу признать это имущество моим, личным.

Петр с иском был согласен, а вот финансовый управляющий был против.

Суд дело рассмотрел, свидетелей выслушал, соседей, документы полистал, да и решил:

…Суд, оценив в совокупности пре представленные доказательства по делу, приходит к выводу о доказанности прекращения фактических брачных отношений супругов … в 2000 году, поскольку материалами дела достоверно установлен факт того, что Петр не проживает с Ингой, с указанного времени стороны не ведут совместного хозяйства, не имеют единого бюджета. В 2000 году Петр ушел от Инги, проживал с дочерью …, затем проживал, вел совместное хозяйство с другой женщиной…
Расторжение брака было произведено супругами позднее, в 2018 году. Однако расторжение брака в органах ЗАГСа в 2018 году, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, с учетом установленных фактических обстоятельств дела.
При этом судом приняты в качестве допустимых письменные доказательства, а также объяснения сторон, объяснения свидетелей. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Учитывая изложенное, ввиду доказанности раздельного проживания и прекращения ведения общего хозяйства … в 2000 году, спорный земельный участок …., приобретен истцом в 2002 году после фактического прекращения супругами брачных отношений и является ее личным имуществом. Отсутствует режим совместной собственности в отношении спорного земельного участка.

Инга вздохнула облегченно:

- Зато теперь можно не делить имущество при банкротстве Петра.

Лена смеялась:

- Папа шутит, что обратно бы пришел.

- Нет уж, вот жил со своей кралей, пусть и дальше живет.

- Он на ней так и не женился.

- Лена, мы столько лет уже не вместе, мне хорошо одной, Мишка у меня на руках. А с твоим папой все в прошлом.

- Он к тебе с этим на дне рождения внука подкатит.

- Ничего, отправлю от себя куда подальше, все уже в прошлом.

*имена взяты произвольно, совпадения событий случайно. Юридическая часть взята из:

Решение от 11 февраля 2025 г. по делу № 2-3943/2024, Центральный районный суд г. Барнаула