Найти в Дзене

Уильям де ла Поль. Любимый купец Эдуарда III и «первый купец» Англии.

Эдуард III, молодой и амбициозный король, начал Столетнюю войну, которая кардинально изменила общественно-политическую структуру Европы. Этот конфликт ускорил развитие рыночной экономики Англии и вывел на ключевые позиции новых лидеров, способных эффективно решать экономические и политические задачи в условиях кризиса.

Одними из таких лидеров стали братья де ла Поль. Эффективно действуя в военное время и предлагая средства для обеспечения армии, они стали влиятельными фигурами в английском королевстве. Самым выдающимся среди них был Уильям, которого английский монах-летописец XIV–XV вв. Томас Бертон прозвал «первым купцом» страны.

Карьера Уильяма – это одна из самых интересных историй успеха эпохи Средневековья. Сын купца стал советником короля, бароном казначейства, рыцарем, членом парламента. Старший сын Уильяма, Майкл, приближенный Эдуарда Черного принца, затем Ричарда II, дослужился до должности канцлера королевства и титула графа Саффолка, правнук купца – Джон де ла Поль, граф Линкольн, сын Елизаветы Йоркской, претендовал на королевские регалии как ближайший совершеннолетний родственник Ричарда III по мужской линии.

Привет! К сожалению, монетизация Дзена становится всё менее эффективной. Исторические заметки не могут конкурировать с более популярными темами в ленте, что приводит к их малому просмотру и, как следствие, отсутствию денежного вознаграждения. Если вы хотите, чтобы мой блог развивался и пополнялся новыми материалами, вы можете меня поддержать разовым донатом или оформить подписку на канал всего за 100 рублей.

Семья Уильяма де ла Поля была тесно связана с портовым городом Кингстон на реке Халл, однако их происхождение до сих пор остаётся загадкой. Известно, что братья находились под защитой богатого купца и судовладельца Джона Ротенхеринга, который, возможно, был их отчимом. Братья получили хорошее образование, имели высокий статус в городе, уже в 1310-е года они упоминаются как граждане и торговцы Кингстона, активно входят в деловой мир, занимают важные должности сначала в родном порту, а затем выходят на государственный уровень. Уже в 1317 г. Ричард и Уильям стали королевскими батлерами (управленцами - прим. автора) в Халле, с 1318 г. эту должность исполнял только Ричард.

Активное участие и выделение финансов на военную кампанию против Шотландии в 1322 г. позволили Уильяму занять в 1331 г. должность мэра Халла. В итоге Халл, как северный город, конечно же, под руководством своего "начальника" принял активное участие в подготовке очередной шотландской кампании.

Успешное выполнение поставленных перед ним задач по сбору продовольствия и провианта для армии позволили ему участвовать в составе дипломатической миссии на переговоры к графу Фландрии, чтобы убедить его не помогать шотландским морякам.

К 1335 году Уильям обеспечивал королевский двор всем необходимым. При этом, Эдуард III был настолько благосклонен к своему купцу, что оплачивал его услуги даже тогда, когда они не выполнялись по непредвиденным обстоятельствам.

В 1336 году Англия начала готовиться к войне с Францией. Для Уильяма это время стало периодом новых перспектив. Эдуард III возлагал особые надежды на доходы от торговли шерстью, но её сбор и продажа требовали времени, а для немедленной подготовки военной кампании деньги были нужны срочно. Чтобы решить эту проблему, в 1337 г. под контролем Уилльяма де ла Поля организуется «шерстяная компания», включавшая самых влиятельных купцов королевства. Эта организация согласилась предоставить короне 200 тыс. фунтов за монополию на закупку в стране 30 тыс. мешков шерсти с правом последующей реализации сырья на континенте. Однако проект себя не оправдал и необходимое количество товара собрать не удалось. Король был крайне недоволен положением дел и всю вину за провал «шерстяной компании» возложил на де ла Поля. Провал схемы нарушил график финансирования двух военных кампаний английского короля в Нидерландах в июле 1338 - феврале 1400 года, а также обрёк его на месяцы нищеты во время первого пребывания там. Английские же союзники, лишившиеся большей части обещанных денег, отложили вторжение во Францию, в результате чего стало слишком поздно чего-то добиваться там.

Весной 1340 года парламент потребовал проверить участников «шерстяной компании». Уильяма де ла Поля, занимавшего на тот момент должность барона казначейства, отстранили. В июле того же года создали комиссию для детального изучения его дел, а с апреля по июль 1341 года дело рассматривалось в суде. Начавшись с обвинений в нарушении контракта, дело переросло в уголовное из-за контрабанды шерсти. По итогу судебных разбирательств, суд постановил конфисковать все имущество Уильяма, а его самого посадили за решетку. Однако, уже в мае 1342 года его услуги снова понадобились короне, и де ла Поля освободили. Полное прощение он получил спустя два года.

В 1343 году Уильям де ла Поль, оставаясь в тени, создал новую английскую компанию и успешно руководил ею до 1345 года. Компания возобновила сбор королевских таможенных пошлин, что позволило безопасно занимать огромные суммы для короля. Де ла Поль, вероятно, разработал схему, позволяющую его компании выкупать старые королевские долги с большими скидками, воспользовавшись частичным банкротством Эдуарда III. В результате он тайно вернул себе долги на более выгодных условиях.

В 1345 году Уильям отказался от участия в созданной им компании, опасаясь, что её огромные финансы, идущие на военные мероприятия Эдуарда III, могут его погубить. Его преемники успешно финансировали поход, завершившийся разгромом французов в битве при Креси и длительной, но успешной осадой Кале. Тем не менее и этот проект Уильяма в итоге привел к разорению большинства его участников. Ввиду этого, в 1353 году корона снова начинает расследование против «первого купца». Расследования, вскрывшие огромные масштабы контрабанды, мошенничества с шерстью в конце 1330-х гг., подтвердили все выдвинутые против Уильяма обвинения.

В 1354 году де Ля Поль вновь оказывается в тюрьме. Выйдя из нее, он заключил с Эдуардом III компромиссное соглашение: купец отказывался от долгов короны перед ним, прав на королевские земли, приобретенных в счет кредитов, а король даровал полное прощение. В итоге ему всё же удалось сохранить значительное состояние, а в январе 1366 года, на 5 месяцев до его смерти, Майкл, наследник Уильяма, который был рыцарем принца Уэльского Эдуарда, был вызван в английский парламент как барон де ла Поль.