Найти в Дзене

Лишь прожив 7 лет в Германии и поездив на метро в Лондоне, Токио и Амстердаме, я смогла оценить исключительность московского метрополитена

Когда-то, бегая стремглав по Москве по своим важным переводческим делам, я часто пользовалась метро, но воспринимала его, конечно, как должное. Ни великолепие мозаик, скульптур, замысловатых люстр и лепнины, ни прекрасное освещение, ни низкая стоимость проезда, ни поразительнейшая чистота - ничто меня особо не впечатляло. Я на полминутки задерживалась, пожалуй, лишь на "Площади революции", чтобы по старой доброй традиции потереть бронзовый нос пса-статуи. Восторгаться же всем этим великолепием у меня, как, думаю, у большинтсва жителей нашей столицы, почему-то не было ни особого желания, ни времени. Уже в ту пору я слышала от одного англичанина, для которого иногда переводила на деловых переговорах, что московское метро - лучшее в мире, что каждый раз, когда он приезжает в Москву по работе, он ездит по городу только на нём. Работает чётко, поезда ходят часто, дёшево, немыслимо красиво! Мне, конечно, было приятно это слышать, но полноценное осознание того, насколько он прав, пришло гораз
Оглавление

Не ценила, не восторгалась

Когда-то, бегая стремглав по Москве по своим важным переводческим делам, я часто пользовалась метро, но воспринимала его, конечно, как должное. Ни великолепие мозаик, скульптур, замысловатых люстр и лепнины, ни прекрасное освещение, ни низкая стоимость проезда, ни поразительнейшая чистота - ничто меня особо не впечатляло.

Я на полминутки задерживалась, пожалуй, лишь на "Площади революции", чтобы по старой доброй традиции потереть бронзовый нос пса-статуи. Восторгаться же всем этим великолепием у меня, как, думаю, у большинтсва жителей нашей столицы, почему-то не было ни особого желания, ни времени.

Уже в ту пору я слышала от одного англичанина, для которого иногда переводила на деловых переговорах, что московское метро - лучшее в мире, что каждый раз, когда он приезжает в Москву по работе, он ездит по городу только на нём.

Работает чётко, поезда ходят часто, дёшево, немыслимо красиво!

Мне, конечно, было приятно это слышать, но полноценное осознание того, насколько он прав, пришло гораздо позднее. Даже командировки в Токио и Лондон и поезки на метро в этих городах, а также многократные отпуска в разных городах Германии и знакомство с немецким метрополитеном не заставляли меня всерьёз задуматься о том, насколько огромна пропасть между их метро и нашим, российским.

Когда приезжаешь в новую страну как турист или по работе, воспринимаешь всё, что видишь, не вполне адекватно. Ты опъянён мыслью, что находишься в этом новом для тебя (или просто зарубежном) месте, замечаешь только самое интересное, необычное и красивое, находишься в "отпускном режиме", в котором о проблемах вообще не хочется думать.

А всё, так сказать, закулисье жизни в этой стране - стоимость коммунальных услуг, качество медобслуживания, надёжность общественного транспорта и т. п. (что как раз-таки в действительности и играет едва ли не решающую роль) тебя вообще не касается. Знакомиться с этими аспектами жизни или сосредотачивать на них особое внимание у тебя, туриста (или командировочного) нет ни охоты, ни необходимости. И даже некрасивости кажутся милыми или же незначительными...

Увидела российское метро "новыми глазами" и испытала шок

Так сложилось, что довольно длительный период времени, даже приезжая в Россию, российским метро я не пользовалась. А потом, в прошлом, 2024 году, прожив на тот момент 7 лет в Германии, я снова побывала в российском метрополитене, причём как в Питере, так и в Москве.

Я ехала домой, к родителям, через Турцию и Санкт-Петербург. Поверьте, я испытала сущий позитивный шок, когда за окнами питерского поезда метро замелькали сказочной красоты и чистоты станции.

-2

Я, наверное, выглядела очень глупо. Наверняка петербуржцы, со скучающим видом ехавшие в своей привычной, повседневной обстановке на работу, не вполне понимали, почму я стою, почти прильнув к окну, рассматриваю во все глаза всё вокруг и делаю видео.

Тот же самый шок я испытала спустя две недели в московском метро, хотя, как уже писала, в своё время пользовалась им часто, совершенно не ценя.

Много других моих историй о Германии, о немецком языке и онлайн-уроках немецкого вы найдёте - здесь!

Почему же российский метрополитен меня шокировал?

Всё очень просто. Я слишком хорошо изучила метро в Западной Европе. Причём уже не в роли восторженной туристки, а как раз-таки в повседневности. Поневоле, подсознательно, в силу необходимости у меня, так сказать, сложилась совсем другая картинка, ассоциирующаяся с понятием "метро". Больше всего я ездила на нём во Франкфурте-на-Майне.

-3

Системы метрополитена в других странах мира очень простые, без изысков. Многие станции похожи одна на другую, не отличаются ничем особенным. Во Франкфурте многие из них обезображены граффити, нуждаются в срочном ремонте, но им почему-то никто не занимается.

Освещение нередко скверное (электричество, разумеется, экономят). Можно увидеть ободранные углы и потолок, обляпанный чем-о пол, мусор. А то и разложивших свои матрасы и отдыхающих прямо тут или наверху, в переходе, бомжей. Не алкоголиков, не маргинальных личностей, а именно бездомных! На эту тему я ещё напишу отдельную статью.

-4

Кроме того, и цена проезда, конечно, в Европе намного выше. Помню, когда мы были в Лондоне в 16-м году, проехали всего лишь несколько станций по одной ветке, а заплатить пришлось в перерасчёте на наши деньги по 900 рублей с носа! Впоследствии лондонским метро мы больше просто не пользовались.

-5

После пережитого в прошлом году потрясения я всерьёз задумалась о том, каким таким образом метро в Москве и Петербурге удаётся поддерживать в такой немыслимой чистоте? Ведь за всей этой эстетической красотой, которая безмолвно служит неотъемлемой частью жизни стольких людей, не так-то просто ухаживать! Каждый мозаичный элемент, каждая колонна, каждый уголок требует особого ухода!

Предполагаю, что некоторые из вас, особенно те, кто пользуются питерским и московским метро часто, сейчас кривят лицо и перечисляют недостатки.

  • Народу в час-пик бывает слишком много!
  • Люди ездят разные, в том числе, и сомнительные личности!
  • Внутри станций нет урн!
  • Кондиционер работал плохо!

Дорогие мои, но ведь Москва - гигантский город, с которым по размерам не сравнится ни один город в Германии! То есть толпы народа в Москве в час-пик - явление неизбежное. Урн внутри глубоких станций нет, скорее всего, из соображений безопасности. Нужно просто подняться наверх! А то, что что-то когда-то дало сбой или недоработано... Поверьте, и в Западной Европе этого пруд пруди! И даже больше, чем у нас.

-6

Так что мой вам добрый совет: не ищите пятна на солнце, а попробуйте взглянуть на этот ежедневный фон вашей жизни моими глазами. Во всяком случае, столь уникального и красивого метро, как в Москве и Санкт-Петербурге, вы точно не найдёте больше нигде во всём мире!