Найти в Дзене

Один час.

Сегодня ночью плохо спал, почему-то снился поход по Азову.
Он снится мне не так чтобы часто, но бывает.
И не так чтобы прямо весь поход, а некоторые моменты и этот чаще всего.
Снилось 1 августа, следующий день после моего 36го дня рождения.
В тот день мы рано встали и вышли из города Ейска.
Ветер был попутный и настроение было приподнятое.
Ясное чистое небо, впереди гладь моря и Должанская Коса куда нам надо было прибыть. Ветер начавшись с 4-5м/с всё время немного усиливался.
Нас это радовало, т.к. давало возможность идти быстро и не на вёслах.
Смотрю на часы, время 12:00. Меня начали беспокоить два факта.
Первый, то что ветер достигнув 9-11м/с продолжал усиливаться. Мы зарифили паруса.
Второй, то, что берег слева от нас был представлен отвесной стеной, в которую с грохотом били волны. Даже с расстояния 4км, на котором мы шли от берега это было отчётливо видно.
Коса уже была хорошо видна в бинокль, до неё оставалось примерно 7-8км. При нынешней скорости максимум час хода.
Знаете, на

Сегодня ночью плохо спал, почему-то снился поход по Азову.
Он снится мне не так чтобы часто, но бывает.
И не так чтобы прямо весь поход, а некоторые моменты и этот чаще всего.
Снилось 1 августа, следующий день после моего 36го дня рождения.
В тот день мы рано встали и вышли из города Ейска.

Ветер был попутный и настроение было приподнятое.
Ясное чистое небо, впереди гладь моря и Должанская Коса куда нам надо было прибыть. Ветер начавшись с 4-5м/с всё время немного усиливался.
Нас это радовало, т.к. давало возможность идти быстро и не на вёслах.
Смотрю на часы, время 12:00. Меня начали беспокоить два факта.
Первый, то что ветер достигнув 9-11м/с продолжал усиливаться. Мы зарифили паруса.

Второй, то, что берег слева от нас был представлен отвесной стеной, в которую с грохотом били волны. Даже с расстояния 4км, на котором мы шли от берега это было отчётливо видно.
Коса уже была хорошо видна в бинокль, до неё оставалось примерно 7-8км. При нынешней скорости максимум час хода.
Знаете, на море берег всегда кажется совсем рядом. Смотришь в бинокль, кажется вот прямо сейчас уже придёшь. А на самом деле идти ещё несколько часов. И в тоже время, он как-то внезапно оказывается совсем близко.
Магия, не иначе:)

В нашем случае магия была немного против нас.
Волна, начавшись с ласкового котика стучавшего в борт на высоту в 40-50см, превратилась в приличного вида валы высотой до 2х метров, норовивших обвить наши суда. При нашей-то высоте борта в 60см.
Специфика ситуации была в том, что волны чередовали направление удара. Одни волны шли с нами одним курсом, по ветру, в сторону Должанки. А каждая вторая шла к берегу, т.е. по отношению к корпусу судна сзади и справа. Била прямо в рулевое весло, норовя развернуть корабль боком к волнам первого типа.

Каждая 6-9 волна была крупнее остальных.
Парус тянул хорошо, но я не успевал подрабатывать рулём, чтобы выдерживать курс, нас разворачивало и мы теряли ветер.
Особенность бокового руля викингов в том, что когда корму корабля вывешивает на волне, он полностью оголяется из воды и рулить им бесполезно, корабль идёт туда куда тянет парус. А когда корабль сходит с волны, руль с силой втыкается в воду и разворачивает корабль немного влево, по направлению от себя.

Поэтому, на каждой волне нужно было при выходе кормы на волну подрулить ручкой руля от себя, а при вхождении руля в воду повернуть его на себя.
Причём на продольных волнах и боковых углы поворота должны быть разные. Ещё они зависели и от силы волн. Чем выше волна, тем сильнее и резче выворачиваешь. Парус пришлось убрать.

Мне не хватало руля, чтобы держать курс, нужно было подрабатывать на курс вёслами. Мы шли с неполным экипажем и имевшихся шестерых гребцов хватало еле-еле. Но хватало. Навигатор, прокладывая курс, неумолимо говорил, что нас сносит к стене. Скорость сближения с стеной примерно 1км/ч.
До Должанки оставалось 5км. На вёслах час ходу, не больше.
Волна качала всё сильнее, а я сжав руль до онемения пальцев обоими руками считал про себя минуты и глядел в лежавший передо мной навигатор отсчитывавший сближение.

Парни гребли и смотрели на меня с надеждой, что всё будет хорошо.
Как мне в тот момент самому хотелось, чтобы всё было хорошо!
А если у берега мель?
Высокая волна ударит нас об дно и может сломать руль. Тогда нас развернёт и ударит в борт. Пару раз мы может выдержим, но нас всё равно зальёт. И придётся либо бросить корабль и пытаться выплыть, либо держаться за него и пытаться выйти вместе с ним. При этом можно попасть под киль и может раздавить. Нет, мели не должно быть. Не должно там быть мели!

Голос Яши в радиостанции стал отрывистым. Святовит лодка пошире Сварога и боковая волна его колбасила чуть меньше. Но при этом его лобовое сопротивление больше и он немного отставал. Главное не потерять из виду их мачту за волнами.

Ясное синее небо. Нет, не таким себе рисуешь шторм. В кино он всегда с дождём и ночью, а тут днём, на солнышке и вдруг такая колбаса.
Нет, мы не дотянем до заветного пляжа. Нас всё равно несёт к стене. С каждым ударом волны в борт мы к ней ближе на два метра.
Боком, медленно, но сносит и пляж, вот этот вот он, нет... мы до него не дотянем.

Цвет воды много говорит о глубине.
Там где глубина Азова больше 4 метров, там вода тёмноголубая. На глубинах от 2 до 4 метров вода зеленоватая. А на глубинах менее 2х метров она становится жёлто-коричневой. Волны тоже меняются, чем меньше глубина, тем они становятся чаще, выше и только уже у самого берега, на мели, теряют в размерах и бьют в берег с крутыми барашками пены.

Карта говорит, что вот там впереди у отвесной стены внизу есть небольшой пляж. Хотя бы до него!!!

Предупредив Яшу, меняю курс в сторону берега.
Теперь волны бьют сзади слева и сзади справа. Виляя задом, идём к стене. Назад лучше не оборачиваться, особенно когда лодка находится между двух волн. Гребень задней волны закрывает горизонт и кажется, вот вот ворвётся ко мне в лодку.

Команда. Все в жилетах, все ждут приказа. Мы это уже репетировали на Шабельской косе. При подходе к берегу, когда я почувствую на руле удар в дно, всем нужно убрать вёсла и выпрыгнуть за борт. Выпрыгнуть и не попасть под киль. Выпрыгнуть и схватившись за планширь, тащить лодку к берегу под ударами волн. А мне надо дорулить насколько возможно и успеть снять руль до того момента ,когда его сломает ударом об грунт. Команда верит в меня, мне бы так в себя ещё поверить.

Главное, не показать, что ты тоже боишься. Капитан всегда знает что делать. Даже если не знает, всё равно знает. Остались минуты, может даже минута всего. Господи, красота-то какая вокруг, твою мать. Вода вокруг всё желтее, мы уже почти дошли. ДА!!!! Под стеной есть пляж!!!! Вижу его в бинокль. Он небольшой, может метров пять шесть, но он есть и волна не добивает до стены!!! Теперь только бы не сломать руль.

Удара ждёшь и боишься. Лишь бы не сразу сильный и дно не камни.
Камней, судя по всем данным тут нет. Везде песок. Но вот под Ейском, там насыпали добрые люди волнолом. Может и тут насыпали когда-то. Господи, хоть бы не насыпали!!! А?! Это сейчас было дно или нет? Или ещё волна?
Мы отсюда не добежим, надо подойти ближе! Гребите черти, гребите, мать вашу!!!! Ррррааааззз!!!! И ррраааазззззз!!!! Сильнеее!!! Сильнееее!!!
Есть дно!!! Держим!!! Держим!!!! Трещим, но держим!!! Вёсла убрать!!!! Все за борт!!!!

С грохотом вёсла сыпятся в лодку, а люди в изодранных одеждах из лодки, ударяясь ногами, руками и всем организмом об планширь.
Давай, родимые!!!! Ииииии оппаааааа!!!! Ииииии оппааааа!!!! Берег, вот он, как он рядом.

Напоследок волна, ввиду того, что мы потеряли скорость, нагоняет нашу посудину и захлёстывает меня с кормы вместе с нашим флагом, сметая на своём пути навигатор, бинокль, карты, телефоны и прочее незакреплённое имущество.
Пытаюсь развязать фал крепления руля, руки не слушаются. Выпрыгиваю за борт и тяну лодку вместе с командой, капитан уже не нужен, нужен ещё один тянущий лодку к берегу.

Бежим встречать вторую лодку.
Они тоже выходят успешно, всё цело, их даже не захлестнуло при причаливании. Выносим вещи, считаем потери. У меня куда-то уплыл наконечник копья. Вся техника жива, кроме одного из генераторов.
Сажусь на ящик с инструментом, что-то пытаюсь делать, парни радуются, делятся впечатлениями. Открываю судовой журнал. Смотрю на часы. 13:00.

Песок и солёная вода на стекле мобилы с часами. В него же на меня зайчиком заглядывается солнце. Всего час прошло, но какой час. За этот час я больше узнал о своём корабле и его возможностях, чем за предыдущие два года. За этот час команда стала по-настоящему Командой. Именно такие часы и должны сниться тихими зимними ночами. Именно за ними идёшь в поход и с ними в сердце возвращаешься обратно.

Пойду, чаю выпью что-ли. Разволновался:)