В 1546 году на Тридентском соборе католическая церковь официально исключила из библейского канона текст, который более тысячи лет переписывали монахи, цитировали отцы церкви и тайно изучали мистики.
Третья книга Ездры или Апокалипсис Псевдо-Ездры содержала настолько детальные описания конца света, что церковные иерархи предпочли объявить её апокрифом и лишить авторства Ездры.
Ездра (Эзра) – иудейский священник в V веке до нашей эры, книжник и законоучитель периода персидского господства. Он происходил из первосвященнического рода Ааронова.
Он прибыл в Иерусалим в седьмом году от начала царствования персидского царя Артаксеркса (Ездр. 7:7), примерно в 458 году до н. э. В то время Иерусалим, как и вся территория Палестины, входил в состав Персидского царства.
Ездру разочаровала религиозная разобщённость иудеев, несоблюдение ими Закона Моисеева. Смешанные браки с чужеземками (язычницами) представляли определённую опасность, потерю самобытности и утрату завета с Богом.
Ездра был консерватором, именно в несоблюдении Закона он видел причины ослабления и падения Иудейского царства и последовавшее за ним пленение.
Ездра имел особый статус уполномоченного персидского царя, тот позволил ему преобразовать Иудею в сатрапию - административную область.
В год своего прибытия в Иерусалим Ездра представил народу свой закон, а также убедил мужчин добровольно расторгнуть браки с чужеземными жёнами и дать клятву не вступать в смешанные браки. Иудеи торжественно поклялись соблюдать субботу, платить ежегодный взнос на поддержку Храма и исполнять требования Закона.
Книги Ездры
Ездра считается автором нескольких книг, первая его книга – каноническая в Ветхом Завете, вторая книга - неканоническая ветхозаветная книга, входящая в состав Библии в православии, но отсутствующая в еврейской Библии и не входящая в состав Ветхого Завета в католицизме и протестантизме.
Третья книга Ездры — неканоническая ветхозаветная книга, имеющаяся в славянской и русской Библии.
Третья Книга Ездры является пророческой апокалипсической, поэтому в Синодальном переводе Библии она расположена в конце Ветхого Завета, подобно тому, как апокалипсическая Книга Откровение Иоанна Богослова располагается в конце Нового Завета.
Третья Книга Ездры входит в канон Библии Эфиопской Православной Церкви. Многие представители Русской Православной Церкви и других Церквей также признают её канонической.
Многие древние отцы Церкви такие как: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Ириней, Климент, Ориген, Афанасий. Евсевий Кесарийский, Феодорит, Фотий и многие другие пользовались ею при написании своих трудов.
В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) (1832-1895) о Третьей Книге Ездры говорится следующее: «Что касается 3-й книги Ездры, состоящей из 16 глав, то она в виде откровений изображает смотрение Божие о церкви иудейской и говорит о пришествии Мессии, и о последнем суде и весьма обильна христианскими истинами...».
Высоко ценил Третью Книгу Ездры и преподобный оптинский старец Варсонофий.
Отсутствие Третьей Книги Ездры в иудейском каноне Писания обусловлено тем, что она содержит очень подробное пророчество о приходе Иисуса Христа (3Ездр.7:28,29), Которого иудеи отвергли.
Откровение Ездры представляет собой набор видений
Ездра не признан автором Третьей книги, считается, что этот апокалипсис написан в I веке нашей эры неизвестным иудейским автором. Это произведение предрекает окончательное разрушение мира. Причём в древности это никого не пугало, в первые века христианства её цитировали Климент Александрийский (150-215 гг.), Тертуллиан (155-240 гг.) и даже блаженный Иероним (342-420 гг.), переводчик Вульгаты – официальной латинской Библии.
Конец времён в семи видениях
Текст книги построен на семи видениях, которые Ездра получает через 30 лет после разрушения Иерусалима вавилонянами, то есть в 557 году до нашей эрыю Помним, что Навуходоносор захватил Иерусалим в 587 году до нашей эры, Первый Храм был сожжён дотла.
В первом видении Ездра дерзко спорит с ангелом Уриилом о справедливости Божьего суда. "Лучше было бы нам не быть, чем, придя в мир, жить в нечестиях и страдать, не зная, за что" – делает вывод пророк (3 Ездры 4:12).
Что это? Попытка оправдать Бога?
В пятом видении описывается Римская империя, которая предстаёт в виде орла с тремя головами и множеством крыльев, при этом каждое крыло означает конкретного императора, а весь образ – это зашифрованная политическая хроника I века.
В шестом видении наступает кульминация: "И вот, как бы лев, выбежавший из леса и рыкающий, испустил человеческий голос к орлу" (11:37). Лев – это Мессия из колена Иудина, который обличает и уничтожает империю зла.
Почему книга стала запретной
Во-первых, книга содержит идею об исключительном спасении Израиля, что противоречило универсализму христианства.
Во-вторых, текст, изображающий Рим как апокалиптического орла, обречённого на уничтожение, стал крайне неудобным.
Из Книги Ездры:
16:48-54 — «48 Кто занимается хищничеством, тех, чем дольше украшают они города и домы свои, владения и лица свои, 49 тем более возненавижу за грехи их, говорит Господь. 50 Как блудница ненавидит женщину честную и весьма благонравную, 51 так правда возненавидит неправду, украшающую себя, и обвинит ее в лице, когда придет Тот, Кто будет защищать преследующего всякий грех на земле.52 Потому не подражайте неправде и делам ее, 53 ибо еще немного, и неправда будет удалена с земли, а правда воцарится над вами.54 Пусть не говорит грешник, что он не согрешил, потому что горящие угли возгорятся на голове того, кто говорит: я не согрешил пред Господом Богом и славою Его». Ср. Притч. 25:22–23; Рим.12:20.
16:55,56 — «55 Господь знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их. 56 Он сказал: «да будет земля», — и земля явилась; «да будет небо», — и было». Быт.1:1.