Найти в Дзене
Александр Филиппов

Виктор Астафьев. Прокляты и убиты. Рецензия на книгу.

Книга о Великой Отечественной войне, написанная её участником. Роман писался почти полвека. При Советской власти выйти из печати он не мог - слишком отличается то, что в нём описывается от официальной, отлакированной и политически выверенной версии событий. Роман "Прокляты и убиты" состоит из 2 книг. Первая называется "Чёртова яма" и рассказывает о подготовке пополнения в 21 запасном стрелковом полку зимой 1942/43 гг под г. Бердском в Новосибирской области. Вместо нормальных казарм холодные, продуваемые со всех сторон бараки с деревянными нарами. Б/у обмундирование, скудное питание и, как следствие, обморожения, дизентерия, куриная слепота. Условия, в которых содержатся новобранцы, практически не отличаются от условий, в которых в это же время находились заключённые в ГУЛАГе (как их описывает, например, Варлам Шаламов в "Колымских рассказах"). Вторая книга называется "Плацдарм" и рассказывает о форсировании Днепра бойцами, с которыми автор познакомил нас в первой книге. Людей, которые

Книга о Великой Отечественной войне, написанная её участником. Роман писался почти полвека. При Советской власти выйти из печати он не мог - слишком отличается то, что в нём описывается от официальной, отлакированной и политически выверенной версии событий.

Роман "Прокляты и убиты" состоит из 2 книг. Первая называется "Чёртова яма" и рассказывает о подготовке пополнения в 21 запасном стрелковом полку зимой 1942/43 гг под г. Бердском в Новосибирской области.

Вместо нормальных казарм холодные, продуваемые со всех сторон бараки с деревянными нарами. Б/у обмундирование, скудное питание и, как следствие, обморожения, дизентерия, куриная слепота. Условия, в которых содержатся новобранцы, практически не отличаются от условий, в которых в это же время находились заключённые в ГУЛАГе (как их описывает, например, Варлам Шаламов в "Колымских рассказах").

Вторая книга называется "Плацдарм" и рассказывает о форсировании Днепра бойцами, с которыми автор познакомил нас в первой книге. Людей, которые чудом выжили во время переправы фактически бросили на произвол судьбы. Нет подвоза еды и боеприпасов, подкреплений. Даже связи нормальной нет - на весь плацдарм работает одна проводная линия. Эвакуация раненых тоже практически невозможна. А командование, находящееся в тылу, на другом берегу, требует от практически безоружных бойцов, которые находятся под постоянными обстрелами, идти вперёд, на штурм высоты...

Книга выходила небольшими тиражами, но переиздавалась более 10 раз. Мне достался вариант, вышедший в 10 томе собрания сочинений в 15 томах. В конце книги комментарии автора, которые стоят самой книги. Приведу только одну цитату:

Писать о войне, о любой — задача сверхтяжкая, почти неподъемная, но писать о войне прошлой, Отечественной, и вовсе труд невероятный, ибо нигде и никогда еще в истории человечества такой страшной и кровопролитной войны не было. И хотя есть поговорка, что нигде так не врут, как на войне и на охоте, об этой войне столько наврали, так запутали все, с нею связанное, что в конце-концов война сочиненная затмила войну истинную. Заторами нагромоздилась ложь не только в книгах и трудах по истории прошедшей войны, но и в памяти многих сместилось многое в ту сторону, где была война красивше на самом деле происходившей, где сплошной героизм, где поза, громкие слова и славословия, а наша партия — основной поставщик и сочинитель неправды о прошлом, в том числе и о войне.