Искусственный интеллект постепенно встраивается на нашу жизнь. Многие поднимают тему этичности ИИ-изображений в дизайне, иллюстрации, искусстве. Я хочу поговорить об этом в рамках эзотерического инструмента — таро.
Колода — не просто набор картинок. Это инструмент трансформации: язык, ритуал, философия. Когда инструмент теряет своё ядро — теряет и практику.
ИИ-колоды — это красивый фантик, натянутый на пустоту. Они смотрятся эффектно в инстаграм-ленте, но когда дело доходит до реальной практики — глубина пропадает. Символы теряют силу, доверие рушится, а клиент остаётся с ощущением подделки. Давайте разберёмся, почему так происходит и я поделюсь чек-листом как быстро вычислить "синтетическую" колоду.
В моей коллекции лишь одна колода, созданная при помощи искусственного интеллекта: таро Алисы в Стране чудес. И то лишь потому, что карты не сразу угадываются как ИИ-шные, автор постарался вложить в них душу, пусть и с помощью искусственного интеллекта.
🚫 ЧТО НЕ ТАК С ИИ-КОЛОДАМИ? 🚫
Действительно, а что не так? Картинка вроде похожа, а ресурса используется намного меньше, чем при создании колоды вручную. Да и времени уходит в разы меньше: художник может работать над колодой годами, а ИИ сделает, казалось бы, ту же работу, за пару дней.
1. Поверхностный символизм: почему «внешне похоже» ≠ «работает»
Генеративные модели собирают вероятностные соответствия визуальных маркеров: «корона» + «женщина» → «Императрица». Это не понимание архетипа. Архетип — это сеть смыслов: атрибуты, отношения, контекст, сопоставления с другими картами, намерение ритуала.
Алгоритм не понимает архетипов, он собирает картинки из набора клише и уже имеющийся в сети информации, но не анализирует ее глубоко, не чувствует символизм так, как автор/художник. Да, визуально это похоже на арканы, но язык символов не работает! Аркан превращается в красивый коллаж без внутреннего кода.
2. Нет авторского намерения
Колода — это всегда позиция автора: его биография, опыт, философия. Многие художники изучают огромный пласт информации перед тем как сознать колоду. Проживают арканы. Чувствуют силу архетипов.
ИИ лишён персональной истории и эмоционального опыта — он не «проживает» карту. А, значит, нет связей с биографическим, культовым, мифологическим контекстом, которые делают колоду «местом» для личной встречи клиента с символом.
3. Этический туман
Вопрос не только в том, что работы художников попадают в базы данных. Проблема в системе ценностей: кто получает выгоду от использования чужого творчества? Модели капитализируют на чужом труде, создавая продукт с нулевыми роялти для оригиналов. Это ломает экономику малого издателя и независимого художника и подрывает будущее ремесла.Мы получаем продукт, построенный на эксплуатации, а не на уважении к авторскому труду. Когда «визуальный капитал» массово вытесняется машинной имитацией, мы теряем богатство авторских вариаций, локальных традиций и инноваций. Поле становится стандартизировано и выцветает.
4. Технические баги
Генеративные модели не моделируют физический мир или последовательность объектов как целостность, потому ошибки вроде лишних фаланг или искажённых отражений — это следствие отсутствия внутренней модели трёхмерности и анатомической консистенции. И да, если Вы думаете, что такие колоды хотя бы обрабатывает художник, чтобы не было тех же лишних пальцев — Вы ошибаетесь.
Баги отвлекают внимание, нарушают «погружение». Когда глаз цепляется за нелепость, таролог теряет контакт с образом и не может «войти» в чтение.
5. Сбой арканной навигации
Аркан — узел в системе. Его значение зависит от места в иерархии, от связей с мастями, от противопоставлений. Если масти меняются местами и визуальные маркеры перепутаны — теряется навигация по системе. Это как если бы в языке переставить части речи: сообщение остаётся, но теряется грамматика.
6. Проблемы с текстом
Типографика — это не «красивые буквы». Это навигация, ритм чтения, акцентирование. Неправильные шрифты, плохой кернинг, смешение алфавитов — это ошибка, эквивалентная «перекрученным стрелкам» в навигационной карте. Бумажный буклет, где смысл не читабелен, разрушает опыт: пользователь не усваивает лексикон колоды и теряет доверие.
7. Нет живой редактуры — кто держит курок качества?
В хорошей колоде есть много мелких, но жизненно важных актов: арт-директор следит за целостностью; практик тестирует читаемость; редактор правит текст. ИИ-проект часто экономит на этих этапах, потому что на бумаге экономия видна, а на контенте нет.
Правка «вручную» — это не косметика, это структурная работа над смыслом. Без неё мы получаем маркетинговый объект, а не инструмент.
8. Вред экосистеме
Парадокс: ИИ-колоды массово дешевле в производстве, но часто продаются по высоким ценам.
10 тысяч, 15, 20.. Уникальная колода от художника, который издает свою колоду сам (например, таро Соль и вода) с хорошим качеством, поталью — такая колода стоит меньше! Почему? За счёт тренда, дефицита «первыми выпустивших» и маркетинга.
В то же время независимые мастера, вкладывающие время, смысл и материалы, часто получают меньше, чем «объект хайпа». Это искажает рынок: покупатель платит за бренд и внешнюю «вау-упаковку», а не за глубину и труд.
ИИ-колоды демпингуют рынок, вытесняют молодых художников, превращают поле в поток однотипных колод.
Эффект: выгорание запросов, рост однообразия, деградация художественной школы. Через 1–2 года рынок рискует заполниться однотипными продуктами, и ценность живого творчества обесценивается ещё больше.
Вы можете обратиться ко мне за личным раскладом в телеграмме @kotoraya_gadaet
Благодарю за внимание и надеюсь на Вашу обратную связь!
#таро #для_новичка #саморазвитие #эзотерика