Всем привет. Возможно, вы уже слышали про новинку издательства "Полынь", роман "Прах имени его" Вазир-ибн-Акифа. Вот и я слышала и как только появилась возможность, сразу же бросилась её читать. Ещё бы, а как не читать, если в кои-то веки у нас выпустили книгу арабского автора, да ещё и про древний Карфаген!
Но уже с первых страниц мои ожидания не оправдались. Во-первых, стоит сказать, что это не книга Вазир-ибн-Акифа, это книга российского писателя Дениса Лукьянова, написавшего роман-мистификацию якобы от лица средневекового автора. Честно, лично для меня эта информация оказалась настоящим шоком. Если бы не интересная аннотация и мой челлендж не-бросай-книгу-хотя-бы-месяц, я бы книгу мгновенно бросила, не прочитав и первой главы. И я, кстати, не одна такая, многие читатели в отзывах жаловались на обман. Стилизация произведения под сочинение средневекового автора это, конечно, интересно, но нужно уведомлять об этом факте читателей хотя бы где-нибудь на обложке или в аннотации, а то некоторые могут обидится и бросить книгу.
Но несмотря на чувство обмана роман я всё же дочитала. И могу сказать, что это очень спорная, но при этом хорошая работа. Мне действительно понравилось её читать, и я не жалею потраченного на неё времени. Но в таком случае, почему же книга спорная? Вот об этом я и хочу поговорить в этой статье. Ещё раз скажу, что книга действительно неплоха, и я буду дальше следить за творчеством автора. Ну и напомню, что это моё личное мнение, которое может не совпадать с вашим.
Теперь, когда все предупреждения написаны, можно приступать к аннотации и непосредственно разбору.
Итак, о чём сюжет?
Баалатон - житель древнего Карфагена - всегда хотел продавать фантастических тварей. И вот ему представилась такая возможность, когда пророк предложил добыть в таинственной стране Медных барабанов Драконий камень. Вот только оттуда Баалатон привёз домой не только драгоценный товар, но ещё и прекрасную дикарку и странную болезнь, заставляющую покрываться всё его тело змеиными чешуйками. Теперь, чтобы выздороветь, ему придётся пройти множество испытаний и изменить самого себя.
Начнём с плюсов
1. Атмосфера древнего Карфагена
Атмосфера выдержана здесь просто прекрасно, во время чтения будто сам оказываешься в древнем городе и гуляешь по его улочкам. Конечно, не стоит ожидать здесь документального следования историческим фактам, всё-таки это молодёжное фэнтези и такой задачи здесь не стояло.
2. Сюжетные линии
Практически все сюжетные линии здесь отлично прописаны, и линия главного героя, и второстепенные. Особенно мне нравится линия постепенного схождения с ума одного из антагонистов. За неё я готова накинуть книге целый балл. Ну и главная сюжетная линия с Большим змеем тоже хороша, излишне простовата и типична, конечно, но ведь это неважно, когда она классно написана. Ну а с этим автор справился, читать было приятно и интересно.
3. Главный герой и второстепенные персонажи
Это также плюс, так как практически все герои здесь интересные и со своей подоплёкой. О том, кто из них получился лучше, а кто - вообще никак, поговорим чуть ниже, в подзаголовке "Герои".
4. Приятно и легко читается
Как я уже упоминала выше, чтение не доставляло мне практически никаких проблем. История увлекала, а все герои(кроме одного) не бесили и не казались отвратительными, как часто это бывает при написании неоднозначных персонажей. Книга ощущалась как приятное лёгкое чтение, и я считаю, что это серьёзный плюс.
Ну а теперь про недостатки...
1. Текст не ощущается сочинением средневекового автора
Это очень сильный недостаток, так как книга в первую очередь задумывалась как стилизация под арабское сочинение времён Раннего Средневековья. Но если вы пропустите авторские примечания и предисловие, то вы никогда об этом не догадаетесь, ведь манера рассказывать историю полностью современная. Не спасает ситуацию даже небольшая витиеватость слога. Понятно, что книга задумывалась как young-adult(вроде), но, по-моему, в таком случае лучше не стилизовать вообще, чем непонятно как.
2. Сырой слог
Насколько я знаю, у автора написание книги заняло примерно полгода и основное время работы приходилось на выходные. И в тексте это довольно сильно чувствуется. Не поймите неправильно, написано неплохо, но первую половину книги мне то и дело резал глаз какой-нибудь словесный оборот или просто построение предложений. А это, согласитесь, не очень приятно.
3. Истории не хватает страниц
Вот это уже серьёзный недостаток. В книге всего 448 страниц, а для полноценного раскрытия такой истории необходимо как минимум 500. Из-за краткости первая глава вообще ощущается как какой-то сумбур, а на протяжении всего сюжета большинству персонажей не хватает раскрытия. Всего пятьдесят лишних страниц поправили бы это дело.
4. Любовная линия берётся как будто из ниоткуда
Я не против любовных линий в литературе, но только если они хорошо выписаны. А здесь ей не хватило пресловутых 50 страниц. Главный герой влюбился будто бы внезапно и только во внешнюю оболочку героини(потому что первый настоящий всплеск чувств у него случился только тогда, когда он коснулся её кожи). И ладно бы только это, но герои практически не говорили по душам кроме как "ты самый несчастный человек в мире". Возможно, дело в героине, которой не хватило раскрытия, но я в их любовь вообще не верю.
5. А где логика? ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ!!!
Хотелось бы напоследок коснуться нелогичных действий такого персонажа как Куллеон, из-за которых он во многом кажется просто пустышкой. Его отправили в страну Медных барабанов заключить торговый союз, но он отправился... один. Серьёзно? Если Рим хотел послать его незаметно с караваном, так пусть Куллеон снимет с себя медали, которые сразу выдают в нём высокопоставленного человека(в реальности уже через три дня весь Карфаген знал бы, что в страну Медных барабанов прибыл римский посол). А если отдельно от каравана, то почему его отпустили одного, без людей? В гигантскую пустыню, кишащую неизвестными тварями и к непонятно как настроенному дикому народу? Что за опрометчивость? Ау, Рим, у вас там что, слишком много военачальников, что вы ими так разбрасываетесь? В общем, этот момент я совсем не поняла.
Ну и напоследок о героях
1. Фива и Фалазар - лучшие персонажи книги с понятной мотивацией, интересным характером и сюжетной линией. Путь безумия Фалазара вообще идеален по-моему.
2. Балаатон, главный герой - также очень хорошо прописанный персонаж, но в некоторые моменты казалось, что он поступает так, просто потому что автор так захотел. Особенно это бросалось в глаза, когда Балаатон начинал думать о деньгах и фениксах. Да, я понимаю, что это и задумывалось как одержимость, но из-за небольшого объёма книги это частенько выглядит слишком дико. Лишние пятьдесят страниц это бы с лёгкостью поправили.
3. Кири - для меня это была полупустышка. Просто милая, преданная девушка со своей болью. С этими данными можно сделать что-то интересное, но, по-моему, автор не дотянул. Мне не хватило "мяса" в этом клише, каких-то мыслей и действий, раскрывающих личность и трагедию Кири.
4. Куллеон - вообще худший персонаж книги, естественно, только по моему мнению. Просто хмурый и замкнутый мужик-вояка с ранами на сердце. Ощущался чистой болванкой, а не живым человеком, пережившим позор. В его случае мало того, что сюжетная линия очень странная, так ещё и ход его мыслей странен. Вроде они и есть, но вот мыслями живого человека не кажутся.
Итог
Фух, теперь я выговорилась и настала пора подводить итоги. Моя оценка данной книги - 7/10. Несмотря на все недостатки, это неплохая история, с которой я советую ознакомиться. Желаю автору дальнейших успехов на писательском поприще и надеюсь, что следующие истории будут получаться только лучше. Если вы читали "Прах имени его", напишите в комментариях, как вам.
Мой телеграмм: https://t.me/nnnstrange