Здравствуйте! Меня зовут Мигунова София, я участница проекта «По России, танцуя», и сегодня я расскажу Вам о танцах народа Водь.
Первая часть лекции- это крупицы информации, доступные в общем доступе (конечно, если хорошо поискать)
Вторая часть, это наш личный анализ, но о нем я расскажу подробнее далее!
Посмотрите на тайминг этого видео… да, совсем не большая лекция у нас получилась, и основана она, по большей части на личном изучении культуры, обрядов, музыки, фольклора, мифологии и верованиях води, ижоры, эстонцев, русских (схожих с культурой води), чтобы проанализировать танцы свадебные, календарные и вообще всевозможные, чтобы представить более полную картину развития хореографического искусства.
А все по тому, что сведений о танцах нет - от слова совсем!
Сначала начнем с того, что нам все таки удалось найти:
Традиционные танцы народа водь
Водь — один из самых малочисленных народов Ленинградской области, обладающий богатым танцевальным наследием (пишется в источнике). Традиционные танцы этого народа тесно связаны с их культурными и религиозными обычаями.
Основные виды традиционных танцев:
- Кадриль — один из главных танцевальных жанров, который исполнялся как на праздниках, так и в повседневной жизни.
- Ланцы — традиционный танец, который часто сопровождался народными песнями и музыкой.
Только кадриль и Ланцы пришли на водскую землю в в XX веке. Эти танцы, вероятно, стали частью праздничных традиций, сочетая элементы традиционной культуры с влиянием русской танцевальной практики.
Традиционные музыкальные инструменты играли важную роль в танцевальной культуре води. Традиционно танцы сопровождались игрой на: Канныле, Волынке раккопилли, Флейтах пилли, Берестяной пастушьей трубе.
Подробную информацию о музыкальных инструментах и песенной традиции народа Водь мы представили в лекции Музыка Води: Ускользающие мелодии
Ссылку на видео вы найдете в описании к видео.
Итак, XX веке в танцевальную культуру вошла русская гармоника, что обогатило традиционные танцы новыми элементами и мелодиями. Под гармонь исполнялись хороводные песни и частушки, часто на русском языке.
Праздничные танцы были важной частью народных гуляний. Особенно яркими были танцы во время таких праздников, как:
- Юрьевский день (Егорьев день) — праздник первого выгона скота.
- Мааэнчяюз (Вознесение) — один из главных годовых праздников.
- Ликопяйвя (День мытья) — праздник, соединяющий работу с весельем.
Вот и закончили бы мы лекцию, не будь мы дотошны.
Перейдем к нашему анализу:
Свадебные танцы
Свадьбы играли все, и уж о свадебных традициях и обычаях води мы знаем очень много, стоит предположить что существовали такие танцы, как:
- «Невеста и жених» — круговой танец, сопровождавший обряд сватовства и венчания. Участники имитировали «плетение» узоров ногами, то есть рисунком танца, символизируя единство семей.
- «Проводы невесты» — медленные движения с поклонами, отражавшие прощание с родным домом. Танцоры держали в руках полотенца или платки — символы чистоты и благополучия. А так как мы знаем, что Водская невеста наголо брила голову, чтобы ее духи - покровители не отправились за ней в новый дом, стоит предположить, что существовал хоровод -плач, где подружки невесты отстрогают волосы и путанными рисунками их уносят или прячут.
2. Календарно-аграрные танцы
- Танцы на Юрьев день (Юрчи) — имитировали выгон скота: прыжки, притоптывания, движения, напоминающие бодание животных (для защиты стада и привлечения плодородия). Стоит предположить, что существовали и шуточные танцы, в которых кто-то выступает в роли непослушной скотины, а кто-то в роли хозяина, а исход танец зависит от сюжета шутки.
- Танцы на Вознесение (Мааэнчяюз) — круговые хороводы вокруг костров, символизирующие солнцеворот. Шаги повторяли форму солнца, чтобы «зарядить» землю энергией для урожая.
- Обряды Ликопяйвя (Дня мытья) — танцы с подражанием стирке и уборке, сопровождавшиеся шуточными движениями (очищение от злых духов).
3. Ритуально-магические танцы
Подобные танцы были абсолютно у всех народов, они воспринимаются как шаманские или колдовские.
- «Заклинание дождя» — танцоры двигались волнообразно, поднимая руки вверх, имитируя дождевые струи. Исполнялся в засушливые периоды.
- Танцы с берестой — во время обрядов, связанных с лесом, участники обматывались берестой и совершали вращательные движения, прося защиты у духов природы.
- Круговые танцы против сглаза — для защиты детей и дома. Исполнялись на пороге жилища, часто с использованием колокольчиков или бубенцов.
4. Погребальные обряды
- «Проводы в иной мир» — медленные, монотонные шаги по кругу, сопровождавшиеся причитаниями. Танцоры держались за руки, образуя «живую цепь» — символ связи между мирами.
Благодарим Вас, что дослушали эту лекцию до конца, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы с радостью все читаем и отвечаем на каждый отзыв.
А так же, очень интересно, согласны ли вы с нашим анализом танца народа Водь.
С Вами была Мигунова София, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры малочисленного народа Ленинградской области Водь.
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.