Легенда о заточении Марины Мнишек в Коломне — один из самых живучих исторических мифов. Разбираемся, как он появился, почему его опровергают ученые и при чем тут музей пряников.
Приезжая в Коломну, каждый слышит манящее и зловещее название — Маринкина башня. Любой гид вам обязательно расскажет, что здесь была замурована или умерла в заточении знаменитая авантюристка Смутного времени Марина Мнишек. История вцепилась в город как репей и не отпускает веками.
Но что, если это всего лишь красивая сказка? Давайте разберемся в этом культурологическом детективе.
Исчезнувшая без следа
Итак, перед нами - Марина Юрьевна Мнишек.
Факты таковы: Марину Мнишек с малолетним сыном Иваном и атаманом Заруцким (вторым из Лжедмитриев) после долгой погони все-таки поймали и привезли в Москву. И... все. На этом ее след в официальных документах обрывается. Ни одной бумаги не подтверждает ее пребывание в Коломне. Во времена первых Романовых вспоминать Марину Мнишек и ее мужей-самозванцев, а также прочих участников смуты было опасно — за такие разговоры можно было лишиться языка. Не до легенд было.
Крестный отец мифа
Так откуда же история появилась? Ее литературным «крестным отцом» стал писатель Николай Иванчин-Писарев. В 1843 году в книге «Прогулки по древнему Коломенскому уезду» он записал рассказы местных старожилов. Ему показали некую «башню у моста», где якобы умерла Марина, и даже нашли там «тайники, подобные лабиринту». Эта книга стала самым старым литературным источником, в котором упоминается сказание о пребывании Марины Мнишек в Коломне.
Но вот загвоздка: знакомая нам Коломенская (Маринкина) башня — это мощное боевое укрепление. Устраивать в ней тюрьму — не резон! Там воины стены города охраняли, и некода им было за пленницей поглядывать. Да и лабиринтов там быть не могло. К тому же, упоминание «моста» — ключевая деталь. Рядом с Москворецким мостом как раз стояли две другие башни — Застеночная и Свиблова — с самыми настоящими тюрьмами и застенками! Но их разобрали, а легенде нужен был новый дом. Им и стала самая внушительная башня кремля.
И ещё – к тому моменту, когда Иванчин-Писарев осматривал некую башню, Коломенская уже принадлежала Брусенскому монастырю. Это тыл хозяйственного двора обители. Если бы именно эту башню показывали писателю, он бы написал «в монастыре», а не «у моста». Указание же на мост смещает место действия к Москве-реке, к москворецкому, плашкоутному мосту, возле которого тогда, в 40-х годах 19-го века, ещё стояли Застеночная и Свиблова башни, где как раз имелись тюрьмы.
Само название «Застеночная» говорит о многом. При башне находился «застенок» - тюрьма, с подземными камерами и пыточным подвалом. В подошве Свибловой башни так же находилась тюрьма с железной решеткой. В этой темнице заключались только почетные и особо важные узники – богатые горожане, знатные пленники, политические враги московского государя.
Обе башни, в которых действительно могли бы кого-то содержать в заключении, по инициативе местной власти разобрали. Сначала обветшалую Застеночную башню, а в 1852 свалили в реку и Свиблову, так что от них и следа не осталось.
Весной 1850-го года, в Коломне побывал другой литератор, граф М.Д. Бутурлин, которому так же показывали местные достопримечательности. В своих записках он отметил: «обозрел я кремль, и башню, носящую имя «Маринкиной», в коей будто бы знаменитая Марина Мнишек жила с Тушинским вором».
Впрочем, другим гостям города рассказывали, что в башне она жила с казацким атаманом Заруцким, и этот сюжет имел варианты. В частности в 80-х годах девятнадцатого столетия, показывая башни гостям города, местные «знатоки» повествовали о том, что Заруцкий в одной из них держал Марину Мнишек с сыном взаперти, вроде бы как в плену. Причем башни у разных рассказчиков были разные! Все зависело лишь от фантазии того из рассказчиков, который за умеренную плату открывал все местные тайности приезжим господам. С той поры мало что изменилось)
Безумная экспедиция и парчовый шнурок
Вершиной авантюры стала попытка археологов-дилетантов в 1903 году найти доказательства. Действительный член столичного археологического института, преподаватель в воспитательном доме принца Ольденбургского Георгий Титович Синюхаев опубликовал в журнале «Русская старина» заметку о кончине Марины Мнишек в башне коломенского кремля. Обиженный на критику коллег, Синюхаев получил разрешение на раскопки в башне.
Из дневников Синюхаева:
«Мы быстро нашли заинтересовавшую нас «Маринкину башню» - это было легче легкого, потому что в Коломне чуть ли не каждый встречный мальчуган охотно укажет башню «где спасалась Марина Мнишек» как выразился наш местный чичероне».
«Мы вошли в башню со двора женского Брусенского монастыря – здесь сохранился вход, от которого круто вниз вели почти разрушенные временем ступени. Спуск был завален мусором и ступени заставлены монастырским скарбом.
Наняв 8 рабочих, с утра 20-го июня мы приступили к расчистке входа в башню и вскоре убедились в том, что ход ведет во второй этаж башни, в котором, как и во всех других этажах башни, не сохранилось и следа полов, обрушившихся в давние времена. Башня долго стояла без крыши, и первый её этаж был завален мусором и землей на три аршина в высоту. В правой стене коридора, по которому проведена была входная лестница обнаружилась ниша, которая при детальном исследовании оказалась началом лестницы в 16-ть ступеней ведшей внутри стены башни на третий этаж.
Спустившись со второго этажа на первый по приставной лестнице, мы оказались на груде земли, лежавшей вровень с бойницами. Вверху над нашими головами видны были стропила, поддерживающие железную крышу, поставленную лет за пять до нашего визита.
Толщина стен башни навели на мысль о возможности существовании лестницы внутри них, ведшей в другие этажи. Поднявшись по приставной лестнице к одной из ниш во втором этаже, мы нашли начало хода в нижний этаж внутри стены. Ступени этой лестницы были разрушены и завалены землей. После расчистки была обнаружена небольшая площадка со сводчатым потолком, а налево от неё, через арку побольше, проходная каморка с дверью, ведшей в первый этаж башни. Дверь эта была завалена землей доверху.
На другой день, 21-го июня работы возобновились, и в стене каморки обнаружилась заложенная кирпичами дверь или ниша, ведшая под монастырь. После снятия кирпича на аршин с четвертью, наткнулись на слой белого камня залитого раствором. При ударе ломом слышался звонкий гул, наводящий на мысль о пустом пространстве. Но когда мы применив бур просверлили кладку ещё на аршин вглубь, то всё равно пустоты не нашли. Оставив нишу, мы расчистили пол внизу лестницы и на глубине двух аршин наткнулись на слой кирпича, залитого раствором.
После этого мы попытались обследовать верхние этажи башни. Взобравшись на недавно отреставрированную крепостную стену по многоступенчатой лестнице, оттуда по коридору в стене башни мы прошли в пятый этаж. В коридоре справа оказался вход внутрь стены – 6 ступеней вели в шестой этаж. Входа в четвертый этаж с пятого не нашли.
В башне во многих местах сохранились проржавевшие железные крюки, на которые некогда вешали железные двери, которые и по сию пору сохраняются в Брусенском монастыре и у некоторых коломенских жителей».
Видно, как серьезно отнесся ученый к своей археологической работе! Однако, в результате его команда вывезла тонны мусора, нашла потайные лестницы в стенах, но в итоге всех «доказательств» набралось на... парчовый шнурок и позумент. На этом энтузиазм к раскопкам у Георгия Титовича иссяк. Серьезные ученые к этой версии больше не возвращались.
Так почему же башня — Маринкина?
Ответ — в народном творчестве. Образ красивой, коварной и могущественной колдуньи идеально лег на почву русского фольклора. Со званием «колдовки Маринки» Мнишек стала персонажем позднейшего варианта русской богатырской былины о Добрыне Никитиче и многих народных сказок. Такой яркий персонаж просто не мог не оставить след в самом мистическом месте города — древнем кремле.
Известнейший русский историк Д.И. Иловайский написал большое исследование по этому вопросу, сетуя на то, что при исследовании былин слишком мало внимания уделяли Смутному времени: «А между тем влияние его на эпос очень заметно. Великое потрясение, пережитое народом, отразилось в былинно-песенном творчестве. Например, с того времени, в числе врагов, с которыми сражаются богатыри, появляются «люторы» – т.е. лютеране! Откуда это? Во времена польско-литовского нашествия, в самой Польше и в Западной Руси процветала Реформация, и многие польско-литовские паны и шляхта были лютеранами. С того времени в былинах появилась Маринка, в качестве коварной жены-чародейки – она действует, например, в былине о Добрыне. Под нею разумеется известная Марина Мнишек».
А была ли в Коломне другая Марина?
Интрига остается. Говорят, что Марина в Коломне всё-таки была. И башня, названная в её честь, тоже. Но чтобы узнать, какая именно и какую тайну она скрывает — надо разобраться! История о замурованной в башне Коломенского кремля авантюристке Марине Мнишек прилипла к городу, как репей. Отделаться от нее невозможно. Но давайте не пересказывать сказку, а устроить настоящее расследование: откуда она взялась и есть ли в ней хоть доля правды? Для интриги скажем так – Марина была в Коломне, да не та. И Маринкина башня в Коломне была. Только не кремлевская. Чтобы узнать разгадку этой многовековой тайны, приходите в макетную комнату музея пряников «10 зайцев». Спойлер: ответ вас удивит!