Такой прогноз, по сообщению «Ведомостей» от 26 августа, высказали эксперты ФоРГО в своем докладе.
«Владимирским подвигом», — авторы исследования назвали итоги муниципальных выборов в столице Владимирской области, когда в 2020 году единороссы заняли все 25 мест в городском совете народных депутатов.
Однако никакой неожиданности и скрытой интриги в этом результате искать не надо. Все было изначально просчитано и прогнозировано. После поражения на губернаторских выборах в сентябре 2018 года ставленницы Кремля Светланы Орловой и победы технического спойлера от ЛДПР Владимира Сипягина, были извлечены ключевые уроки избирательных кампаний в регионах, где преобладали активные протестные настроения (см. публикацию «Оппозиции пора прикинуть свои шансы на выборах Владимирского горсовета» на сайте «Томикс» от 28 февраля текущего года).
Фото из архива Томикса
И пары лет вполне хватило правящей партии, чтобы впредь исключить всякие неожиданности. Во-первых, для начала в столицах субъектов РФ отказались от выборов депутатов по партийным спискам, чем сразу «секвестировали» всякую политическую конкуренцию идеологических программ кандидатов.
Во-вторых, ввели норму досрочного голосования, которая позволяла активно использовать методы административного ресурса для «мотивации» участников голосования.
В-третьих, предоставили избирателям не один, а сразу три дня для волеизъявления. Что в условиях не регламентируемой явки электората играет едва ли не определяющую роль.
И, в-четвертых, сделали новую нарезку округов, перемешав привычные симпатии, предпочтения и интересы жителей.
Итоги той «рекордной кампании» в сентябре 2020 года вошли в политическую историю Владимирской области как самые скучные и во многом формальные.
Фото: Андрей Гордеев/Ведомости
Посудите сами: к урнам для голосования пришли лишь 50 308 избирателей или 18,37% от их общего числа. Во всех 25 избирательных участках победу одержали кандидаты от «Единой России». Но какой ценой (?!) 25 мандатов им гарантировали всего 58,5% голосов или… 29 430 избирателей. Получается, в среднем 1 177 на брата. При этом, как говорят, каждый из «триумфаторов» якобы раскошелился за выборы от двух до четырех миллионов рублей (см. публикацию «Сумеют ли единороссы Владимирской области обновить свой депутатский корпус?» на сайте «Томикс» от 15 мая текущего года).
Вот почему, интригу предстоящих в сентябре выборов муниципального парламента придают сразу несколько ключевых факторов:
— сумеют ли депутаты местного отделения «Единой России» подтвердить свой безоговорочный контроль над горсоветом;
— сможет ли системная оппозиция реабилитироваться от тяжелейшего фиаско на тех выборах и отобрать у своих основных конкурентов хотя бы пару-тройку депутатских мест;
— сумеет ли ли губернатор Александр Авдеев провести в муниципальный парламент согласованный список кандидатов;
— сохранит ли градоначальник Дмитрий Наумов свой пост по итогам предстоящих выборов;
— какую промежуточную оценку кампании дадут федералы «белому дому» за год до выборов в Госдуму и не последует ли после них какиехто организационные и кадровые выводы (см. публикацию «Ключевая интрига выборов Владимирского горсовета» на сайте «Томикс» от 15 августа текущего года.
Фото: www.rbc.ru. Автор: Лев Власов
И эти факторы весьма существенны. Так, в предварительном голосовании (праймериз) во Владимире победу одержали только 16 действующих депутатов горсовета из той «команды победителей» 2020 года, а к ним присоединились 9 «новобранцев».
Предварительная ротация составила 36%. Наибольшее представительство среди них имеют предприниматели — 13 человек или 52%. Вторую половину списка составили «разночинцы» из образовательной, муниципальной, медицинской и других сфер (см. публикацию «Единороссы пишут сценарий думских выборов 2026 года» на сайте «Томикс» от 23 июля текущего года).
В целом электоральное поведение, отмечают эксперты ФоРГО, стало более консервативным и лоялистским, обеспечивая дополнительные преимущества кандидатам власти, поскольку избиратели по той или иной причине считают постановку вопроса о каких-либо переменах избыточной и вредной.
«С большой вероятностью мы имеем дело с отложенным выбором. То есть в будущем, когда цели и задачи спецоперации будут решены и произойдет частичное (только частичное!) возвращение к прежней нормальности, какая-то социологически значимая часть избирателей предъявит власти новые запросы, а то и претензии и обратит внимание на альтернативные электоральные предложения оппозиционных кандидатов», – отмечается в докладе.
По мнению экспертов, существует высокая вероятность того, что эффект отложенного выбора в какой-то степени проявится уже на думских выборах 2026 г.
Продолжение следует.