Найти в Дзене
История и культура Евразии

История Франции от Андре Моруа / 1 / Античность и Средневековье / II / Галло-римляне

1. Древние германцы представляли собой совокупность родственных племён, говоривших на германских языках и населявших обширные территории современной Германии, Дании, южного побережья Норвегии и Швеции, а также частично территории Польши и Украины. Начиная с бронзового века и до конца эпохи Великого переселения народов (V-VII века н.э.) они постепенно расширяли свои земли, двигаясь на запад и юг в поисках новых территорий (Lebensraum - Жизненное пространство (нем.).) из-за роста населения и истощения почвы. Их продвижению способствовало и давление гуннов с востока. Политическая и социальная структура: Германцы не были единым государством. Их социальная организация основывалась на племенах и дружинах. Племена выбирали короля на собрании воинов, наделяя его властью, но авторитет короля не был абсолютным, он был "первым среди равных". В военное время племена подчинялись предводителям дружин (Führer), которые могли одновременно быть и королями. Эта власть строилась на личной преданност

1. Древние германцы представляли собой совокупность родственных племён, говоривших на германских языках и населявших обширные территории современной Германии, Дании, южного побережья Норвегии и Швеции, а также частично территории Польши и Украины. Начиная с бронзового века и до конца эпохи Великого переселения народов (V-VII века н.э.) они постепенно расширяли свои земли, двигаясь на запад и юг в поисках новых территорий (Lebensraum - Жизненное пространство (нем.).) из-за роста населения и истощения почвы. Их продвижению способствовало и давление гуннов с востока.

Политическая и социальная структура:

Германцы не были единым государством. Их социальная организация основывалась на племенах и дружинах. Племена выбирали короля на собрании воинов, наделяя его властью, но авторитет короля не был абсолютным, он был "первым среди равных". В военное время племена подчинялись предводителям дружин (Führer), которые могли одновременно быть и королями. Эта власть строилась на личной преданности, а не на законах, как в Риме. Общество делилось на три основных слоя: знать (нобили), свободные (ingenui) и рабы (сервы).

Образ жизни и культура:

Основными занятиями германцев были земледелие (выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овёс и лён) и скотоводство (разводили коров и овец). Они также занимались охотой. Земледелие велось по переложной системе, без постоянных участков земли. Римские источники отмечают, что германцы не отличались трудолюбием и терпением в сельском хозяйстве, предпочитая военные походы и пиры. Пиры имели важное социальное значение: на них решались вопросы войны и мира, заключались браки и совершался суд.

Религия германцев была языческой. Верховным богом считался Донар (Тор), бог грома и молний. Жрецы занимали важное место в обществе.

Внешность:

По описаниям римских авторов, германцы были высокими, статными людьми со светлыми волосами и голубыми глазами.

Языки:

Германские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье и делились на несколько групп: восточногерманские (готский, вандальский и др., в основном вымершие), западногерманские (английский, немецкий, нидерландский и др.) и северогерманские (скандинавские языки).

Взаимодействие с Римом:

Германцы неоднократно сталкивались с Римской империей, совершая набеги на её территории и участвуя в войнах. Значительные сражения произошли в Тевтобургском лесу (9 г. н.э.), а также в ходе маркоманской войны (II век н.э.). Впоследствии, после падения Западной Римской империи, германские племена сыграли важную роль в формировании новых европейских государств и народов.

Важно отметить: Информация о древних германцах, основанная на письменных источниках (преимущественно римских авторов), может быть неполной и субъективной, отражая взгляд римлян на "варваров". Археологические данные дополняют и уточняют эту картину, но и они не дают полного представления о жизни древних германцев.

2. Нашествия варваров на Галлию и Италию в III-V веках н.э. не были массированными вторжениями организованных армий в привычном понимании. Германские племена не стремились к систематическому завоеванию и разрушению Римской империи, испытывая к ней, скорее, восхищение. Рим, страдая от нехватки людских ресурсов, активно вербовал варваров в свои вспомогательные войска, предоставляя им землю и жильё (hospitalitas) в обмен на военную службу и охрану границ.

Со временем, варвары начали осознавать свою незаменимость и влияние на политическую ситуацию. С ослаблением центральной власти в III веке, небольшие группы (5-6 тысяч человек) вооружённых варваров стали проникать в Галлию.

К V веку, в условиях отсутствия организованного римского сопротивления, вестготы заняли Аквитанию, бургунды — долины Сены и Роны, алеманны — Эльзас, а франки — север Галлии. Этот процесс был скорее постепенной экспансией и заселением, чем масштабным завоеванием.

3. В районах, оккупированных германскими племенами, преобладало галло-римское население. Однако их раздробленность и слабость Римской империи сделали их легкой добычей. Галло-римляне часто укрывались в укреплённых городах, в то время как германцы разбивали свои лагеря на руинах загородных вилл. Некоторое время оба народа сосуществовали, и несмотря на языковой барьер, происходило смешение культур. Развивался обмен товарами, совместная жизнь и смешанные браки становились всё более распространёнными. Дети в таких семьях, как правило, говорили на языке матери — латинском. Со временем латинский язык преобладал над германскими диалектами, оставив в обиходе лишь некоторые военные термины (например, "шлем", "перемирие", "поселение", "пролом").

Позднее, перед лицом новых нашествий, франки и галло-римляне были вынуждены объединиться. В 437 году, после гуннского нападения на бургундов (событие, ставшее основой для "Песни о Нибелунгах"), галло-римские территории приняли бургундских беженцев. В 451 году объединённая армия галлов, франков и римлян под предводительством Аэция нанесла сокрушительное поражение гуннам Аттилы в битве на Каталаунских полях. Эта победа имела большое значение для спасения Западной Римской Империи, поскольку бургунды, готы и франки, в отличие от гуннов, уважительно относились к Риму и римской культуре. Женитьба на римской патрицианке считалась большой удачей. Они понимали необходимость владения латинским языком и римским правом для управления романизированным населением.

В V веке жизнь в Галлии, особенно к югу от Луары, не была столь ужасной, как часто представляется. Образованные люди, такие как Сидоний Аполлинарий, не предвидели скорой гибели империи и стремились к взаимопониманию с германскими племенами.

4. После падения Западной Римской империи Галлия превратилась в мозаику варварских королевств. Эти королевства не были организованными государствами в современном понимании, а представляли собой скорее объединения воинов под предводительством королей. Короли делегировали управление местными территориями своим приближенным – графам (comites) и герцогам (duces). Хотя изначально сохранялись традиции германских народных собраний для обсуждения важных вопросов и правосудия, с течением времени короли всё чаще советовались только со своей ближайшей свитой, проживавшей при дворе.

В этот период на политической арене Галлии выделяется король франков Хлодвиг, который постепенно подчиняет себе другие варварские племена. Одновременно возрастает влияние католической церкви. Огромное количество французских деревень, носящих имена святых (по данным Р. Лакур-Гайе, более 4400, включая 770 — Святого Мартина, 461 — Святого Петра и т.д.), свидетельствует о её глубоком проникновении в жизнь галльского общества. Христианство служило определённым фактором единства в многонациональной Галлии.

Примечательно, что Хлодвиг первоначально был язычником. Этот факт, в отличие от ситуации с бургундскими или вестготскими королями, которые были арианами (признававшими Христа не полностью Богом и не полностью человеком), способствовал его более лёгкому взаимопониманию с католической церковью. Арианство рассматривалось католиками как опасная ересь. Однако после женитьбы на католичке Клотильде, Хлодвиг принял католическое христианство, что обеспечило ему мощную поддержку католического епископата в борьбе против арианства и укрепило его власть. Эта поддержка была особенно важна, учитывая, что франки, в отличие от других германских племён, выбрали города в качестве своих основных поселений.

  • Горе мне, — восклицал Хлодвиг, — что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности! - Перев. с лат. В. Д. Савуковой.
Король Хлодвиг и его семья. Миниатюра Хроники Сен-Дени. XIV в.
Король Хлодвиг и его семья. Миниатюра Хроники Сен-Дени. XIV в.

5. Франкские короли:

Избрание короля: Короля выбирали воины, но только из определенной династии Авторитет короля возрастал, если он происходил из рода героев или военных вождей, и если его помазала церковь. Длинные волосы были символом его власти, символизирующие солнечных героев.

Образ жизни: Король жил со своими воинами в огромном поместье, доходы которого обеспечивали их существование. Поместье представляло собой целую деревню с различными ремесленными мастерскими. Король часто перемещался между поместьями, сопровождаемый своими левдами (офицерами), перевозя сокровища в охраняемых сундуках. Он охотился, рыбачил и имел многочисленных наложниц. Любовница, снискавшая его расположение, могла стать королевой, а предыдущая королева изгонялась в монастырь.

Внутренние конфликты: Междуусобицы и распри между членами королевской семьи были обычным явлением, приводящим к разорению страны.

Культура: В результате войн и упадка городов латинская культура была забыта почти всеми, за исключением Церкви и некоторых королей, увлекавшихся латынью (например, Хильперик).

Власть: В этот период единственной реальной властью оставалась военная аристократия землевладельцев, которые защищали своих крестьян от других разбойников. Церковь являлась неприкосновенным убежищем для беглецов.

6. Меровингская династия правила Францией более трёхсот лет, дольше, чем династии Валуа и Бурбонов. Историк Григорий Турский (около 538—594 гг.), епископ Тура, в своих трудах описывает этот период. Его работы, наряду с более поздними исследованиями Огюстена Тьерри (1795—1856 гг.), являются основными источниками информации о Меровингах. Однако, следует отметить, что работа Тьерри, подобно «Германии» Тацита, была написана под влиянием политических страстей того времени. Тьерри, будучи либералом, противопоставлял галло-римский народ эгоистичной франкской знати, что является упрощенным и искусственным противопоставлением, так как крупные землевладельцы были как среди франков, так и среди галло-римлян, особенно среди епископов.

Григорий Турский изображает эпоху Меровингов как жестокий и насильственный период. Короли-деспоты совершали акты насилия над своими сыновьями, жёнами и даже церковными иерархами. Центральное место в его описаниях занимает «война двух королев» — Фредегонды и Брунгильды, длившаяся тридцать лет. Фредегонда, бывшая служанка, ставшая королевой, отличалась жестокостью и коварством, убивая своих соперниц и их детей. Брунгильда, дочь вестготского короля, была врагом и невесткой Фредегонды. Хотя Брунгильда пережила Фредегонду на шестнадцать лет, Фредегонда одержала посмертную победу благодаря своему сыну Хлотарю, который предал и казнил Брунгильду, приказав привязать её к хвосту лошади и растерзать.

Огюстен Тьерри, как один из основателей романтического направления во французской историографии, также занимался изучением Меровингов. Его взгляды, однако, были окрашены его либеральными убеждениями и противопоставлением франкской знати и галло-римскому населению. Работы обоих историков важны для понимания эпохи Меровингов, но необходимо учитывать контекст их создания и потенциальную субъективность.

7. Дворцы Меровингов напоминали одновременно и гаремы, и восточные базары, полные интриг. Множество наложниц постоянно соперничали за внимание короля, плетя интриги, чтобы выйти за него замуж. Ужасный обычай делить королевство между сыновьями после смерти правителя приводил к постоянным братоубийственным войнам. Сыновья интриговали против отцов, братья против братьев. Проигравшие в этих конфликтах обривались наголо и отправлялись в монастырь, если им удавалось избежать смерти. Даже во время церковных соборов происходили кровавые столкновения, войска вторгались в церкви, и нередко епископы погибали прямо перед алтарем.

Несмотря на весь хаос, Дагоберт I (629-639) был достаточно сильным правителем, чтобы совершать военные походы в Италию, Испанию и Германию. Однако после его смерти род Меровингов пришёл в упадок.

Король Дагоберт I. Миниатюра Хроники Сен-Дени. XIV в.
Король Дагоберт I. Миниатюра Хроники Сен-Дени. XIV в.

8. Этот период характеризуется как печальный, грубый и смутный, типичный для времени крушения старого порядка. Галло-римляне потеряли централизованную римскую администрацию. Варвары разрушили прежние правовые нормы, установив господство племенных обычаев. Понятие государственной справедливости исчезло, уступив место самосуду и утверждению справедливости, исходящей от самих варваров и церкви. Не наступило чувство свободы, а наоборот, если германцы и обладали когда-то добродетелями (как описывает Тацит), то они исчезли в контакте с римской цивилизацией. Преданность сменилась предательством, как описывает Григорий Турский.

9. После падения Римской империи на галло-римских землях новая цивилизация возникла из взаимодействия германских завоевателей и местного населения. Изначально выборная королевская власть германцев постепенно трансформировалась в наследственную. Воспоминания о Римской империи сохранялись и вызывали стремление к восстановлению былого величия.

Несмотря на невысокий уровень образования меровингских королей, они ценили и стремились сохранить элементы прежней культуры. Они активно собирали произведения византийского искусства, мозаики и восточные ткани. Вокруг них формировалась аристократия, состоящая из галло-римлян, сохранивших свои владения, и германских вождей, под чью защиту переходили запуганные крестьяне.

Однако говорить о феодализме в тот период было преждевременно. "Старики" (senior), землевладельцы и защитники, будущие сеньоры, ещё не вмешивались в отношения между королём и подданными. Постоянные разделы королевства между сыновьями королей приводили к ослаблению центральной власти. Страна распалась на наследственные владения, Бургундия, Аквитания, Нейстрия и Австразия фактически стали самостоятельными провинциями.

Тем не менее, память о единстве Галлии сохранялась, подкрепляемая угрозой новых вторжений (сарацинов и гуннов) на границах страны.

Золотая фибула. Эпоха Меровингов. VII в.
Золотая фибула. Эпоха Меровингов. VII в.

10. В период политической нестабильности, с IV по VIII века, христианская церковь на Востоке провела шесть Вселенских соборов, решения которых были признаны Западом. Это способствовало укреплению единства доктрины и всеобщего церковного права. Одновременно с этим прочно установилась церковная иерархия, а территории королевств разделились на епархии, управляемые епископами. Попытка возвысить архиепископа Лионского до уровня независимого патриарха, подобного восточным патриархам, провалилась из-за сопротивления других городов (Арля и Санса).

Епископы, как высшие священники (третья ступень в иерархии), обладали значительной властью. Они управляли церковной собственностью, которая постоянно росла благодаря пожертвованиям верующих и десятине (десятая часть доходов). Установление десятины, восходящее к временам древних евреев, активно поддерживалось католическим духовенством. Епископы пользовались большим уважением народа, выступая в роли его защитников. В то же время, сеньоры и короли опасались их, так как епископы обладали грозным оружием: отлучением от церкви и интердиктом. Отлучение или интердикт изгоняли государя или королевство из общества. Однако такие меры применялись лишь в крайних случаях.

Епископы появились в ранние годы распространения христианства, как преемники апостолов. Они избирали и посвящали священников, распределяя церковные должности. Совещания епископов соседних епархий напоминали первые апостольские соборы. В средние века епископы имели огромный авторитет, являясь в католической церкви представителями высшей церковной власти в епархиях (назначаемыми Папой). В евангелических церквях должность епископа была упразднена во время Реформации, но восстановлена после Первой мировой войны. В некоторых случаях, особенно в Священной Римской империи, епископы также обладали светской властью, управляя собственными княжествами-епископствами. Они участвовали в политике, иногда даже командовали войсками (так называемые "боевые епископы").

11. Роль монахов:

* Реформа св. Бенедикта: В начале VI века святой Бенедикт реформировал монашество, основав монастырь Монте-Кассино и разработав свой знаменитый Устав. Новизной стало поощрение труда среди монахов, в отличие от восточных монахов, которые были преимущественно созерцателями и не работали. Монахи-бенедиктинцы стали первыми тружениками Европы, распахивая целину. Устав отличался мягкостью, здравым смыслом и умеренностью. Во Франции его ввел святой Мавр.

* Взаимодействие с церковью и властью: Изначально монахи не были служителями культа. Позже, став церковными служителями, они попали под власть епископов. Впоследствии, для защиты своих интересов, они обращались за помощью к королям и папе. В Средние века крупные ордена зависели только от папства и конфликтовали с национальными церквями.

* Гуманизирующая роль: В период упадка Римской империи и отсутствия централизованной власти, как епископы, так и монахи способствовали смягчению нравов и наведению порядка в обществе, заполняя образовавшийся вакуум.

Общие выводы:

После распада Римской империи, епископы и монахи сыграли важную роль в сохранении и распространении христианства, в организации общества и в постепенном установлении феодального и монархического строя в Европе. Они стали важными социальными институтами, способствующими упорядочению жизни и некоторой гуманизации общества в сложный период перемен.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!