Найти в Дзене

Фанские горы. Часть 1-я. Самарканд. Часть 1-я. Обсерватория Улугбека

Эпиграф Я сердце оставил в Фанских горах, Теперь бессердечный хожу по равнинам, И в тихих беседах и в шумных пирах Я молча мечтаю о синих вершинах.                                                      Юрий Визбор Как говорится, силу рекламы никто не отменял. Очень интересен тест - все, кто хоть как-то связан с походами и/или горами, знает про Фанские горы - ибо в том числе о них пел Юрий Визбор. Остальные опрошенные - и слыхом не слыхивали. Если что - Фанские горы - это часть Памира. Ну, а больных походами и горами Фанские горы сродни "Увидеть Париж". Ну, вот мы и решили исполнить мечту. Чтобы потом с полным основанием ходить "бессердечными по равнинам". Потыркавшись по сайтам и предложениям, остановились на КСП "Спутник" https://ksp96.ru/  Купили билеты ещё зимой и стали ждать лета. Лето наступило. И вот 8 августа поздно вечером с рюкзаками сползаемся во Внуково. Поход у нас официально начинался 11 числа, но мы прилетели на пару дней раньше, чтобы погулять по Самарканду и Бухаре!

Эпиграф

Я сердце оставил в Фанских горах,

Теперь бессердечный хожу по равнинам,

И в тихих беседах и в шумных пирах

Я молча мечтаю о синих вершинах.

                                                     Юрий Визбор

Как говорится, силу рекламы никто не отменял. Очень интересен тест - все, кто хоть как-то связан с походами и/или горами, знает про Фанские горы - ибо в том числе о них пел Юрий Визбор. Остальные опрошенные - и слыхом не слыхивали. Если что - Фанские горы - это часть Памира.

Ну, а больных походами и горами Фанские горы сродни "Увидеть Париж". Ну, вот мы и решили исполнить мечту. Чтобы потом с полным основанием ходить "бессердечными по равнинам".

Потыркавшись по сайтам и предложениям, остановились на КСП "Спутник" https://ksp96.ru/ 

Купили билеты ещё зимой и стали ждать лета.

Лето наступило. И вот 8 августа поздно вечером с рюкзаками сползаемся во Внуково. Поход у нас официально начинался 11 числа, но мы прилетели на пару дней раньше, чтобы погулять по Самарканду и Бухаре! Раз уж...

С Юлей мы неожиданно столкнулись ещё в метро! Попали на один и тот же поезд!

С Мэри и Олей состыковались уже в аэропорту.

Удивили Узбекские авиалинии. У нас рейс ночной. Вылет в час ночи, лететь 4 часа... Так нас как кормили! Сначала напитки принесли и пачку орешков. Ну, неплохо. Схрумкала и продолжила спать.. Но спать не дали. Дальше принесли полноценный обед. С выбором из двух блюд - я взяла говядину (была такой мягкой!). Плюс салат, нарезка, булочка и ещё что-то... Какой уж тут сон...

Разница с Самаркандом в 2 часа. Приземлились мы 9 августа где-то в 7 по местному времени. Доехали до гостиницы, оставили вещи и пошли гулять.

Наверное, не самое парадное фото для первого снимка в поездке, но забавное.

Улочки узкие. Как там машины разъезжаются - это отдельный аттракцион. И вот чтобы всякие не стукались на повороте об угол дома, поставили оригинальный отбойник. Какгрится - стучитесь в волю.

Перед нами мечеть Биби Ханум. Послезавтра мы зайдём в неё и я побольше напишу. А пока идём по стенами, да ещё и с непарадной стороны

-2
-3
-4

Помимо забора Мечети туь ещё интересно, как высажены деревья. Причём тут и огромные - явно старые - деревья, но  вот молодые деревца.

-5
-6

Квартальная мечеть Хавоси. XIX век

-7
-8

И рядом с ней "Bathroom" (это так на табличке на ней написано!) - но это не баня, а Здание для омовения - тахаратхана. Рядом с мечетью Хавоси и построена в том же веке.

Тахарат (очищение, омовение) — в исламе обязательное условие для совершения молитвы, которое включает в себя ряд обрядовых действий, выводящих человека из состояния ритуальной нечистоты (джанаба). Различают внутренний тахарат (очищение души после правонарушения, греха или неблаговидного поступка) и внешний (очищение тела, одежды, обуви, предметов быта, жилища и др.).

-9

Тахаратхана и за ней Биби Ханым

-10

Мы прошли по рынку и вышли к историческому району Самарканда - афросиабу.

Афрасиа́б  — древнее городище площадью более 200 га, ныне — скопление желто-серых лёссовых холмов в северной части современного города Самарканд. Афрасиаб является руинами древнего Самарканда.

Но на территории есть и интересные здания и не только.

Мечеть Хазрет-Хызр

Первое упоминание мечети относится к периоду арабского завоевания Согда (начало VIII века). Согласно легенде, после взятия Самарканда войсками Кутыйбы в 712 году арабы пытались затопить городскую крепость (калу), перекрыв плотиной канал Джуи-Арзис. Однако с неба спустилась огромная белая птица, которая разрушила плотину. В ознаменование этого события один из сподвижников Кутейбы Мухаммад ибн Васы построил на месте почитаемого согдийцами зороастрийского храма на южной оконечности Афрасиаба у Железных ворот мечеть Хазрет-Хызра. Мечеть была полностью разрушена в 1220 году во время монгольского завоевания.

Существующая ныне мечеть была построена на древнем фундаменте в 1854 году. В 1884 году в здании были проведены отделочные работы и перестройки. В 1899 году был переделан айван мечети и пристроена дарвазахана. Завершились работы в 1919 году.

-11
-12

Справа небольшое здание с куполом - это мавзолей президента Каримова - 2018 год

-13

Рядом несколько кладбищ.

Вот в частности Бухаро-еврейское.

Нашла статью

https://www.bukhariantimes.org/2025/06/12/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8/

В свой приезд на родину в мае 2025 года я обратил свое внимание на небольшой участок, который находится в восточной части кладбища. Там, как известно, покоятся эвакуированные в годы Второй мировой войны европейские евреи. Участок, к сожалению, долгое время был в заброшенном состоянии, так как все годы занимались в основном захоронениями бухарских евреев. Но эта территория стала объектом внимания членов фонда «Самарканд». Они решили воздать должное нашим братьям, европейским евреям, которые из-за Холокоста оказались в Самарканде.

Можно задаться вопросом: а почему они покоятся не в ашкеназском кладбище, в новом городе, а именно на территории бухарскоеврейского?

Как мне рассказывал президент Всемирного конгресса бухарских евреев Леви Леваев, его отец рав Авнер Левиев и дедушка рав Завулун Левиев в годы войны отправлялись на железнодорожный вокзал, чтобы найти там европейских евреев и оказать им помощь. И если кто-то из них уже был найден мертвым, его забирали и хоронили в соответствии с иудейскими законами на территории бухарскоеврейского кладбища. До этого ашкенази захоранивали на другом, ашкеназском кладбище, в новой части города.

На мой вопрос, как их определяли, Лев Авнерович ответил: «Просто, по пейсам, одежде».

Многие религиозные ашкеназы, среди которых было немало представителей движения Хабад, обосновались в Самарканде, жили в еврейском квартале. Здесь была синагога, кошерное мясо, убой птицы и скотины, рынок.

– В синагоге «Гумбаз» был построен специальный молельный зал для хабадников, и среди них уже было немало бухарских евреев, которыми руководил выдающийся раввин Хиские Кайков, – рассказал мне рав Имонуэль Шимонов. – Там же молились раввины Завулун Левиев, Авромхаим Ладаев. Среди молящихся было много ашкеназов, которые знали бухарскоеврейский язык. Но во время молебна все общались на иврите.

На сегодняшний день полностью реконструирована и заново отстроена часть еврейского кладбища, где покоятся эвакуированные в годы Второй мировой войны ашкеназы, европейские евреи.

-14

Проходим мимо музея

-15

О! Целый караван!

-16

Я даже тут сфотографировалась, но у меня нет фотографии.. Надеюсь, пока.

-17
-18

А топали мы в Центр плова. Поесть настоящего- самаркандского!

-19

Вот он!

Я даже не сразу вспомнила, что надо сфотографировать! Сорри

-20

Мирзо Улугбек.

По факту это был первый музей, куда мы попали. И толком ничего не знали.

А Улугбек был внуком Амира Темура (Тамерлана) и унаследовал после смерти Темура его империю.

Как потом нам расскажет уже гид - Темура уважали и боялись, а Улугбека "просто" уважали. Он строил медресе (типа университетов), сам был учёным.

И в частности - астрономом!

-21

Входим в мини-музей.

-22

Жалею, что была без гида.

Вот картинка - воздвижение здания мечети во времена Улугбека. Конечно, слоник понравился.

-23

Созвездие акулы. Взято из "Книга постоянных звёзд" 1437 года - времён Улугбека

-24
-25

Карта мира, нарисованная на стенах Медресе Улугбека (Университета в Самарканде) - взято из манускрипта 1605 года

-26
-27

Обсерватория Улугбека  — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построенная Улугбеком на холме Кухак в окрестностях Самарканда в 1424—1428 годах.

Здание выглядело вот так - модель обсерватории Улугбека (реконструкция Нильсена):

-28

Она же по реконструкции Булатова)

-29

Внутри была вот такая полусфера-дорожка. Через отверстие попадал солнечнй свет, что помогало научной работе.

Согласно сделанной реконструкции, обсерватория имела вид трёхэтажной цилиндрической постройки высотой 30,4 м и диаметром 46,40 м, и вмещала ориентированный с севера на юг грандиозный угломер — секстант (или квадрант) радиусом 40,21 м, на котором производились измерения высоты небесных светил над горизонтом при прохождении их через небесный меридиан.

-30

Создатель обсерватории Мухаммад Тарагай Улугбек, внук Тимура (Тамерлана), родился в 1394 году, за 11 лет до смерти своего деда. Учителями царевича были писатель и философ Ариф Азари и крупный математик Казы-заде Руми, который впоследствии много сделал для обсерватории. Улугбек с детства проявлял большие способности и интерес к математике.

Став правителем Самарканда в 1409 году, Улугбек старался развивать науку и через 10 лет приступил к осуществлению своей давней мечты — созданию обсерватории. Главным своим консультантом в этом большом деле Улугбек называет Руми. «При помощи и содействии учителя, — пишет он, — великого учёного, несущего знамя науки, указывающего пути истины и исследования, Казы-заде Руми приступили к созданию обсерватории».

Обсерватория — постройка особого рода, и тут главная роль принадлежала не архитектору, а учёным, определявшим размещение и размеры встроенных в здание инструментов, то есть Улугбеку и Руми. Надо сказать, что принятые ими решения были смелыми и оригинальными. Строительство заняло около трёх лет. К 1428—1429 годам здание обсерватории было готово. Началась установка и выверка приборов. Этим по просьбе Улугбека занимался астроном и блестящий математик из Кашана Джемшид ал-Каши (1373—1430 годы).

Научная программа обсерватории была рассчитана, как минимум, на 30 лет (период обращения Сатурна). Государственные дела не позволяли Улугбеку постоянно входить во все тонкости работы обсерватории. Но то, что астрономия не была для Улугбека мимолётной прихотью, доказано всей его жизнью. Он постоянно опекал своё детище, был вдохновителем и научным руководителем всех основных работ.

Первые десять лет существования обсерватории ею руководил Джемшид ал-Каши. После его смерти этот пост занял семидесятилетний Казы-заде Руми. Но через шесть лет, в 1436 году, Руми тоже умер.

В советский период ошибочно писали, что после убийства Улугбека в 1449 году обсерватория прекратила существование, а здание её было разрушено религиозными фанатиками. На самом деле после Улугбека обсерватория ещё продолжала работать два десятилетия под руководством его ученика Али Кушчи. Только в 1469 году, после гибели правителя Самарканда Абу Саида в походе на Западный Иран, учёные стали переселяться в процветающий Герат. Так, Али Кушчи с учениками вынужден был покинуть обсерваторию и переехать в Герат, где первым министром государства был выдающийся поэт Востока и государственный деятель тимуридского Хорасана Алишер Навои[4], который оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов и поэтов. Вскоре самаркандского астронома пригласили в Константинополь. Там он закончил и издал труды обсерватории. Астрономические таблицы, составленные в обсерватории Улугбека, пользовались заслуженной славой на Востоке и очень долго оставались непревзойдёнными по точности. В Европе они были впервые изданы в 1650 году.

Опустевшее здание обсерватории стояло ещё много лет и лишь в конце XVI века жители Самарканда разобрали обсерваторию на кирпичи. Свидетельством этого являются находки деталей архитектуры обсерватории на территории старого города.

Вот тут обсерватория в разрезе - видно отверстие

-31
-32

Модель армиллярной сферы обсерватории Улугбека.

Это астрономический инструмент, использовавшийся для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил. Её изобретение приписывают древнегреческому геометру Эратосфену (III—II века до н. э.). Впоследствии армиллярная сфера использовалась также как наглядное учебное пособие в качестве модели небесной сферы.

Армиллярная сфера состоит из подвижной части, изображающей небесную сферу с её основными кругами, а также вращающейся вокруг вертикальной оси подставки с кругом горизонта и небесным меридианом. Подвижная сфера образуется тремя основными большими кругами — небесным экватором, а также проходящими через небесные полюсы колюрами: колюром равноденствий и колюром солнцестояний (греч. κόλουρος — «бесхвостый»). Ещё один большой круг, выполненный обычно в форме широкого кольца, изображает эклиптику с нанесёнными на неё знаками зодиака. Кроме того, на сфере имеются малые круги, изображающие северный и южный тропики.

-33
-34

Модель небесного глобуса обсерватории Улугбека

-35

Остатки обсерватории были найдены и исследованы археологом В. Л. Вяткиным в 1908 году. Обнаружить точное описание места расположения обсерватории помогло изучение одного из документов XVII века: дарственной на земли для дервишской обители. В 1948 г. экспедиция Института истории и археологии Академии наук Узбекской ССР, руководимая археологом В. А. Шишкиным (1893—1966), завершила последний этап раскопок, обнажив фундаменты обсерватории и фрагменты здания вплоть до их основания на природной скале.

-36

Теперь вот здание музея.

-37

И тот самый грандиозный угломер — секстант (или квадрант) радиусом 40,21 м, на котором производились измерения высоты небесных светил над горизонтом при прохождении их через небесный меридиан. Он единственный сохранился из свей обсерватории

-38

А вот тут видно, каким было здание - его фундамент обозначен

-39

Вид на секстант с другого конца

-40

Под трубой секстант, а дальше - здание музея.

-41

Тут нас накрыло пекло. Жара нестерпимая. Вот нашли фонтанчик...

-42

Но прогулку по Самарканду мы только начали.

Продолжение рассказа следует: