Разбираемся в проблемной разработке многострадального долгостроя
С момента релиза BioShock Infinite — последней части культовой серии — прошло уже больше 12 лет. Официальной информации о новой игре франшизы по-прежнему крайне мало, хотя работа над ней ведется как минимум 10 лет. Мы решили собрать всю известную информацию о ходе производства BioShock 4. Благо, в последнее время ее стало больше.
Официальный анонс
2K Games формально анонсировала новую BioShock в декабре 2019 года. Тогда издатель заявил, что над игрой работает Cloud Chamber — молодая студия с офисами в Новато и Монреале, сотрудники которой ранее занимались Sid Meier's Civilization, BioShock и XCOM.
Создатели обещали игрокам шутер от первого лица с сильным упором на историю — все, как в предыдущих частях франшизы. После этого разработчики BioShock 4 ушли в радиомолчание, хотя в сети всплывали слухи, что действие игры якобы развернется в Антарктиде, а мир шутера по сравнению с прошлыми частями будет в несколько раз больше.
Разработка затянулась
В новом расследовании проверенный инсайдер и журналист Bloomberg Джейсон Шрайер рассказал, что производство BioShock 4 действительно началось в 2014 году — вскоре после релиза Infinite.
- Над проектом первые два года работала Certain Affinity (Halo, Call of Duty), а нарративным директором выступал Кори Мэй (сценарист Assassin's Creed).
- Позднее 2K Games решила взять под контроль производство BioShock 4, поэтому компания захотела купить Certain Affinity, но в конце 2016 года сделка сорвалась. Издатель в итоге открыл внутреннюю студию для работы над игрой.
- В 2017 году небольшая группа руководителей из 2K начала формировать команду для студии, которая впоследствии получила название Cloud Chamber. Они пригласили того же Мэя, а также нескольких ветеранов BioShock — арт-директора Скотта Синклера, директора по дизайну Джонатана Пеллинга и креативного директора Хогарта де ла Планта.
- Наработки BioShock 4 от Certain Affinity не пропали — Cloud Chamber взяла в работу сеттинг и временной период. Также авторы вдохновлялись иммерсив-симами вроде Prey от Arkane.
- В последующие годы Cloud Chamber принялась наращивать штат, а также готовить вертикальный срез BioShock 4. Представленный билд понравился руководству, но был один изъян — устаревающий Unreal Engine 4. Команда решила обновиться до UE5, что добавило к срокам производства несколько лет.
- Спустя несколько лет команда подготовила второй срез, который получил восторженные отзывы от руководства 2K, но за кулисами проект сталкивался с трудностями. Многие из них были типичны для разработки игр класса AAA: технические проблемы и отсутствие четкой финальной концепции.
- За последний год студия быстро расширялась, не успев наладить базовые производственные процессы. По ходу работы из проекта ушли несколько ключевых руководителей, включая Кори Мэя и Скотта Синклера.
- Недавно BioShock 4 снова прошла внутреннюю проверку руководством 2K — на этот раз проект встретили без восторгов. Боссы компании назвали игру неплохой, но не выдающейся, а также отметили проблемы с сюжетом.
- После этого главу студии Cloud Chamber Келли Гилмор уволили, а творческого директора Хогарта де ла Планта перевели на издательскую роль. Сценарий игры решили переписать.
Мы усердно работаем над тем, чтобы обеспечить для BioShock наилучшее будущее. Сейчас у нас есть хорошая игра, но мы стремимся сделать ее отличной. Мы тесно сотрудничаем с руководством студии, чтобы определить путь к этой цели.
Комментарий 2K Games для Bloomberg
- После массовых увольнений в Cloud Chamber остаются вопросы о будущем студии. Потрясенные сотрудники в беседе со Шрайером признались, что чувствуют себя крайними за ошибки, допущенные на более высоком уровне.
- Из-за трудностей в разработке BioShock 4 руководство 2K Games в начале 2025 года приняло решение приостановить производство ремейка первой части серии. Об этом также рассказали источники Шрайера.
Род Фергюссон снова спасает BioShock
После перестановок в руководстве Cloud Chamber, а также массовых сокращений (из компании уволили примерно 80 человек), руководить франшизой BioShock поставили Рода Фергюссона, бывшего главу Diablo, а также продюсера Gears of War.
Примечательно, что Фергюссон отправляется спасать BioShock уже второй раз за карьеру — ранее он вытащил из производственного ада BioShock Infinite. Фергюссон рассказал, что также будет курировать другие проекты по франшизе BioShock, включая экранизацию от Netflix.
По теме:
Публика встретила назначение Фергюссона неоднозначно. Одни порадовались тому, что новая BioShock теперь точно выйдет, поскольку продюсер зарекомендовал себя как крутой «фиксер». Другие переживают, что из игры, как в свое время это случилось с Infinite, вырежут множество механик — лишь бы выпустить многострадальную игру.
Вот увидите: сначала он выпустит BioShock 4, а потом поможет Левину (автор оригинальной трилогии Кен Левин - прим.ред.) закончить Judas.
Orelha3
У Фергюссона есть навык, которого остро не хватает в игровой индустрии — умение сказать «нет». Из-за этого его игры получаются более пресными, но он избегает избыточного добавления механик, благодаря чему проекты все-таки выходят в свет.
TheWorstYear
Когда выйдет BioShock 4?
2K Games дату релиза новой BioShock пока раскрывать не спешит. Глава Take-Two Interactive Штраус Зельник недавно заявлял, «положа руку на сердце», что игра точно выйдет.
Он подчеркнул, что разработчики пытаются одновременно соответствовать великому наследию Кена Левина и всей серии. В то же время авторам BioShock 4 нужно придумать нечто, что превзойдет предыдущие части франшизы.
По информации того же Джейсона Шрайера из Bloomberg, BioShock 4 рассчитывали выпустить в конце 2026 года или начале 2027-го. Но после перестановок в Cloud Chamber и прихода Рода Фергюссона релиз, скорее всего, состоится заметно позже.
Сейчас BioShock 4 остается в подвешенном состоянии. Разработка затянулась, команда переживает масштабные перестановки, а судьба студии Cloud Chamber до конца не ясна.
Впрочем, назначение Рода Фергюссона и пристальное внимание 2K Games говорят о том, что издатель не собирается хоронить франшизу. Впереди у проекта еще долгий путь, но для поклонников серии важнее то, что новая BioShock все же жива — и у нее еще есть шанс оправдать ожидания.