Твоя цепь скрежещет, перескакивает и в целом ведет себя как сотрудник в понедельник утром? Поздравляем, она приказала долго жить. Или скоро это сделает, утащив за собой на тот свет кассету и звезды системы, что влетят в копеечку. Но ты же не ищешь легких путей, верно? Давай попробуем поменять ее самостоятельно, сэкономив на сервисе 500 рублей, потратив при этом 3К на новые запчасти и свое психическое здоровье.
Когда пора менять цепь?
Цепь не «изнашивается», она медленно и верно превращается в горстку металла под тяжестью твоего неподъемного тела и героических попыток вкручивать в горку на скорости «умереть, но сделать». Со временем она так растягивается, что начинает болтаться, как язык у уставшей собаки. Если при педалировании она пытается спрыгнуть со звезд и ударить тебя по ноге – это она мстит за все пропущенные мойки и смазки. Поздно пить «Боржоми», пора менять не только цепь, но и, с большой вероятностью, всю трансмиссию.
Инструменты, которые тебя понадобятся:
Новая цепь. Главное – не перепутай и не купи цепь от бензопилы. И да, количество скоростей на трансмиссии имеет значение, как ни странно.
Выжимка для цепи. Волшебная палочка. Без нее ты сможешь разве что поколдовать над цепью шаманским бубном.
Замок цепи. Для тех, кто верит в светлое будущее и хочет в следующий раз поменять цепь за 5 минут, а не за час.
Узкогубцы. Чтобы изобразить из себя хирурга и попытаться поддеть мастер-звено, которое ты все равно сорвешь.
Масло для цепи. Не подсолнечное! Хотя чем черт не шутит.
Тряпки. Чтобы вытереть пот со лба, слезы отчаяния и пол-литра старой, смешанной с грязью, смазки с рук.
Оценка износа: чтобы тщеславие не мешало трезвому взгляду
Купи себе индикатор износа цепи (он же калибр). Этот нехитрый девайс беспристрастно ткнет тебя носом в суровую реальность, в отличие от твоих глаз, которые будут уверять, что «да нормальная еще цепь, поездим».
Особо продвинутым владельцам 11-13-скоростных монстров стоит задуматься о замене уже при растяжении в 0,75%. Ждешь больше? Готовь кошелек на новую кассету.
Замена велосипедной цепи: шаг за шагом без фиаско
Шаг 1 – Ослабьте цепь
Переключитесь на самые маленькие звезды. Это нужно, чтобы цепь болталась. Если у вас нет ремонтной стойки – готовьтесь танцевать с велосипедом в обнимку. Это разминка перед основным упражнением.
Шаг 2 – Найдите замок
Покрутите педали и всмотритесь в цепь. Видите блестящую заколку? Это и есть замок. Не видите? Что ж, ваш день только что стал интереснее. Готовьте выжимку и черпайте силы из бутылки. Не из той, с водой.
Шаг 3 – Разъедините замок
Возьмите специальные узкогубцы, которые вы, конечно же, купили, а не попросили у соседа. Легким движением выдавите защелку замка.
Шаг 4 – Найдите соединительный пин
Если замка на цепи нет, придется ее разъединять при помощи выжимки. Если старую цепь вы отправляете в утиль - давите пин где угодно. Но если по какой-то необъяснимой причине вы планируете воскресить эту растянутую ленту и снова использовать - найдите соединительный пин. Он обычно выглядит иначе: может быть другого цвета, со шлицами или просто торчать как перст судьбы. Выдавите именно его.
Шаг 5 – Выдавите пин выжимкой
Вставьте звено цепи в выжимку. Крутите рукоятку, стараясь сохранять прямой угол. Запомните, как цепь идет через переключатель. Или сфотографируйте. Или просто смиритесь с тем, что будете собирать новую цепь по памяти, как пазл с недостающими частями.
Шаг 6 – Снимите цепь
Выдерните эту растянутую железяку с чувством глубокого удовлетворения. Выбросьте ее в дальний угол.
Шаг 7 – Хотя нет! Верните старую цепь на место
Сравните длину цепей. Новая длиннее? Конечно, она же не была растянута годами пренебрежения. Главное – не отрезать лишнего.
Шаг 8 – Укоротите новую цепь
Снова возьмите свою ненавистную выжимку и выдавите лишние звенья. Помните: если вы используете замок, он добавит пол-звена.
Шаг 9 – Проденьте новую цепь
Цепи имеют направление. Надписи должны быть снаружи. Если, конечно, вы не хотите, чтобы все работало наоборот. Кропотливо проденьте ее через все ролики переключателя, стараясь не перепутать. У вас есть 50% шансов сделать это неправильно с первого раза.
Шаг 10 – Соедините цепь
Если у вас есть замок: вставьте его, сверяясь со стрелками. Подтяните узкогубцами. Хлопок? Отлично. Ничего не произошло? Значит, замок не защелкнулся, и при первой же нагрузке вы получите цепью по ноге.
Если замка нет: Вставьте соединительный пин. Аккуратно, под прямым углом, выдавите его выжимкой.
Шаг 11 – Отломите кончик пина
Возьмите пассатижи и отломите торчащий кончик. Если пин был установлен криво, вы отломите вместе с ним часть самого звена. Теперь это звено будет вечно подклинивать, напоминая о вашей ошибке.
Шаг 12 – Проверьте работу. Момент истины
Покрутите педали. Если цепь не слетела и не порвалась, уже успех. Попробуйте переключить передачи. Скрежещет? Значит, вы неправильно определили длину или криво соединили звенья. Наслаждайтесь поездкой под аккомпанемент мыслей «а не проще ли было отнести это в мастерскую?», например, в Байк Центр. В любом случае – вы молодец.