Больше я не королева,
Тихо свергли с пьедестала.
Я вчера сказать посмела,
Что от ваших игр устала.
И тяжёлая корона
Развалилась – вот, подделка!
Для тщеславия чужого
Я была марионеткой.
©
Я долго наблюдала за судьбами одарённых детей в музыке и науке. Удивительно, но судьбы некоторых девочек сложились по одному и тому же сценарию.
Начало
Родители, родственники, а также учителя замечают одарённость и прилежность девочки. Конечно, её начинают хвалить, водить в кружки/секции/музыкальную школу. Она участвует в школьных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Ей много дано, а значит, с неё спрашивают всё больше и больше.
То ли в моё поле зрения попадали такие семьи, то ли в 1990-е годы у нас в стране с отцами было всё настолько плохо, но картина везде почти одна и та же. Папы либо нет, либо у него свои психологические проблемы (сидит на стакане, проще говоря), либо он всё время на работе и ещё где-то. В любом случае, ему не до дочери. Часто в таких семьях и мама с непростым характером, будешь тут доброй…
На эту «золотую» девочку делают огромные ставки. Она станет выдающимся музыкантом/спортсменом/учёным/врачом/дипломатом/бизнес-леди (нужное подчеркнуть или написать свой вариант). Спойлер: скорее всего нет.
Родители желают её лучшей жизни, а на самом деле пытают реализовать свои юношеские мечты о некой успешности. Преподаватели набивают свои портфолио наградами и титулами талантливой ученицы.
На все вопросы по поводу отношений с родителями, несчастной юношеской любви и проблем со сверстниками она слышит один и тот же ответ: «Это всё ерунда. Тебе надо учиться».
Им кажется, что она пройдёт через все тернии к звёздам к той жизни, где не будет страданий. Где будет успешная карьера, сытая жизнь, супер-пупер муж, спокойные нарядные дети, а воспоминания о маленьких трагедиях детства и юности позабудутся, как страшный сон.
Она тащит на себе груз ожиданий семьи и учителей. Работает даже больше, чем они. Она страдает от одиночества/несчастной любви/неприязни одноклассников и не получает поддержки. Пружина сжимается. Отсчёт пошёл.
Начинаются проблемы со здоровьем. Это психосоматика. На фоне напряжения и внутренних конфликтов проявятся болезни, к которым есть генетическая предрасположенность. Либо это бесконечные непонятные головные боли, простуды, ангины, проблемы с пищеварением. Они не фатальны, но мешают жить. Таким образом организм и психика сопротивляются бесконечной гонке и пытаются спасти себя.
Она хорошо/блестяще оканчивает школу и поступает в престижный вуз Москвы или Санкт-Петербурга. Если это творческий вуз, то могут быть проблемы с преподавателями, но это преодолимо. Если это более приземлённый вуз, то там отношения с преподавателями проще. Они её точно любят, ведь она и здесь продолжает оставаться звездой. В её дипломе хорошие оценки, а то и вовсе одно сплошное «отлично». Затем наверняка будет аспирантура, это уже от профессии зависит.
Момент слома
Он наступает в 25 – 30 лет или даже раньше. Это совпадает с окончанием вуза или аспирантуры. Представьте, она тяжело работала на результат с 7, 10, 12, 14 лет. У неё уже трудовой стаж 10 – 20 лет. Кажется, что у неё блестящий карьерный старт и такие же заманчивые перспективы. В то же время ей надо работать и строить отношения с коллегами уже по другим правилам. Работа – это не учёба, коллектив – это не группа в вузе, а начальник – не преподаватель. Если она работала в студенческие годы, статус студентки давал ей страховку, срок которой истёк.
Внутренний отсчёт окончен. Эти девчонки, словно движимые одной и той же разжатой пружиной, совершают одинаковый и абсолютно нелогичный поступок – бросают всё и уезжают подальше, в другой город или даже в другую страну.
Они сознательно или полусознательно ломают складывающуюся карьеру. Невыносимо продолжать игру, в которую втянули ещё в детстве, не спросив на то согласия. Даже если тяжело на новом месте и мучает тоска по былому, она не возвращается. Главное, что здесь её никто не знает и можно начать уже другую жизнь.
Наверное, самый лучший вариант развития событий, если она встречает хорошего доброго парня, который любит её не за гениальный мозг (хотя это поначалу может играть роль), а любит просто так, потому что она человек хороший. Она либо уезжает вместе с ним, либо встречает его на новом месте.
Финал
Она живёт свою спокойную жизнь. Может сменить профессию или работать по прежней специальности, но уже без былого энтузиазма. Престижные места на карьерной лестнице заняли её менее талантливые сверстники, над которыми не висели чужие ожидания. Эти мальчишки и девчонки гуляли, влюблялись и просто жили жизнь. Блага, почёт и уважение теперь достанется им. Она понимает, что могла быть на их месте и даже добиться большего, но ей это уже не интересно. Она выгорела. Может, она вернётся домой, но уже другим человеком.
Школьные учителя и преподаватели вуза, которые когда-то аплодировали ей, выбирают новых фаворитов и вклеивают свежие страницы в своё портфолио. А её странички затерялись где-то в глубине альбома, если их ещё не потеряли. Она им больше не нужна. Что ж поделать, у них работа такая.
Родители и семья разочарованы, им теперь нечем гордиться. Если это дисфункциональная семья, то дела ещё хуже. Наверняка эта девочка взяла на себя роль не только «золотого ребёнка», но и «героя семьи», который никогда не жалуется и всё делает сам. Герой семьи взлетает высоко, за что родня его недолюбливает. Неприятно им на таком фоне признавать своё несовершенство. Если тот самый отец есть, он обвиняет её, да только сам не понимает за что.
А ей тихо и спокойно. Прежние болезни отступают. Только грустно от того, что время могло быть потрачено иначе.
Послесловие
Я это пишу для таких же бывших одарённых детей, которые в какой-то момент сломались. Ваш жизненный путь – это статистическая норма. Конечно, это не психологическая норма. Но это вполне типичная судьба, причём не самая худшая. Вы не проиграли, вы одолели тяжелейший путь, на который не у каждого хватит сил и решимости. Тот, кто взобрался на вершину успешного успеха, на самом деле исключение. Или им повезло, или они заплатили ещё большую цену.
Если вы проанализируете биографии музыкантов и учёных, которые «на слуху», то заметите два момента. Во-первых, это в основном мужчины. Во-вторых, они часто из интеллигентных (музыкальных, это для музыкантов) семей, а то и вовсе профессорские дети. А если у этой трудолюбивой девочки папа отсутствовал или погружался в маргинальный образ жизни, так зачем же вы спрашиваете с неё, как с профессорской дочки?
Я это пишу для родителей, учителей, тренеров, преподавателей. Прежде чем аплодировать такой талантливой девочке, подумайте, а в её ранимой детской душе всё хорошо?