Сотрудники музея заглядывали во все закоулки, каморки и подсобные помещения. Не осталось ни одного уголка, ни одной ниши, которых бы не коснулся взгляд директора Лувра. И он сам, и его коллеги были в полном потрясении – произошло немыслимое. Не так давно директор музея Омоль заявил, что «похитить «Джоконду» – то же, что украсть Нотр-Дам».
И вот, словно бы в насмешку над ним, произошло то, чего не мог предположить никто. Знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи была украдена! И очень скоро стало понятно, что полиция так же бессильна в поисках, как и работники самого музея.
Это похищение газеты называли «кражей века». В издательствах высказывались самые разные предположения, описывались целые детективные истории, связанные с пропажей «Моны Лизы». Но, как выяснилось спустя два года после похищения, настоящее преступление оказалось не менее интересным и таинственным, нежели самые яркие выдумки журналистов.
Итак, кто же похитил «Джоконду»? Как она вернулась в Лувр? И почему у исследователей есть сомнения относительно личности преступника и мотивов похищения?
«Кража века»
«Джоконду» Леонардо да Винчи неслучайно называют самой загадочной картиной в истории искусства, однако немало вопросов и тайн связано с её кражей, произошедшей в 1911 году. Именно тогда, 21 августа, один из посетителей Лувра, художник Луи Беру, обратил внимание на то, что место, где должна была висеть картина, пустует.
Он, конечно, спросил об этом сотрудников музея. Те сначала предположили, что «Мону Лизу» взяли для создания фотоснимка, но потом выяснилось, что её вообще нет на территории музея.
Вы наверняка уже хорошо представили, какой переполох поднялся в Лувре. Работники музея осматривали каждый уголок, все были потрясены и обескуражены – прежде никому не могло бы и в голову прийти, что картину Леонардо могут похитить.
Интересно, что «Джоконда» находилась в одном из главных залов, к которым похититель должен был пройти через несколько коридоров и помещений с хорошим обзором.
Сложно было даже представить, что кто-то сумел проникнуть в Лувр, спокойно снять картину и прошествовать со свёртком на глазах у сотрудников и охраны музея. Тем не менее «Джоконды» на месте не было.
Неэффективные старые методы
Не сидела без дела и полиция. За несколько дней было опрошено более трёх тысяч человек. Обнаруженный в Лувре подрамник с отпечатком большого пальца сыщики называли настоящей находкой. Вот только этой уликой полицейские так и не смогли эффективно воспользоваться.
В распоряжении инспектора Альфонса Бертильона было 750 тысяч отпечатков пальцев, причём среди них имелись и дактилоскопические данные преступника (о нём мы расскажем чуть позже).
Но инспектор с недоверием относился к методу сличения отпечатков пальцев и куда больше доверял идентификации по антропометрическим данным, которая в ту пору уже выходила из обихода полиции.
Приверженец старинных методик Бертильон проверил отпечатки 257 сотрудников музея и, не обнаружив совпадения, решил, что поиски в этом направлении ничего не дадут.
Версии и слухи
Пресса открыто потешалась над полицией и руководством музея, которое «проворонило» картину. Директор Лувра был уволен, а благодаря СМИ в обществе начинали распространяться самые невероятные слухи относительно того, кто же мог похитить шедевр Леонардо.
Дошло до того, что французы начали утверждать, будто к похищению причастен германский кайзер. В ответ немцы заявили, что подобные заявления можно расценивать исключительно как провокацию со стороны Франции.
Говорили, что «Мону Лизу» выкрали политические радикалы. Правда, никаких заявлений или требований от представителей таких организаций не последовало, а потому оставалось неясным, кто и зачем выкрал «Джоконду».
Полиция тоже явно пребывала в растерянности. Дошло до того, что под арестом оказались поэт Гийом Аполлинер и его приятель, тогда уже достаточно известный живописец Пабло Пикассо.
Оба они спустя некоторое время подтвердили свою непричастность к происшествию. Правда, Аполлинер за пять дней пребывания в тюрьме Санте успел написать столь душераздирающие строки, словно бы готовился к приглашению на эшафот.
Вот только никаких результатов бессмысленные аресты не дали. «Джоконда» по-прежнему находилась в руках похитителя, а его личность оставалась неизвестной.
Кто же преступник?
И вот, представьте, спустя целых два года с момента похищения преступник был наконец найден. В один из дней с владельцем художественной галереи Марио Фрателли связался человек, заявивший, что намерен вернуть «Джоконду» на её историческую родину, в Италию.
Правда, сделать это он обещал только за немалое вознаграждение. Когда преступник был задержан, оказалось, что он действительно был обладателем той самой пропавшей из Лувра «Моны Лизы». Не составило труда выяснить личность похитителя – это был итальянец Винченцо Перуджа, некогда работавший в музее.
Но зачем Перуджа выкрал картину и где он держал её всё это время? Как выяснилось в ходе следствия, Винченцо некоторое время был музейным работником в Лувре, а потому прекрасно знал все ходы и выходы.
Зайдя в музей через служебный вход, он надел белый халат, служивший своего рода формой персонала Лувра. Что было дальше, Перуджа детально описал на допросе:
«Зал был пустой и «Джоконда» мне улыбалась. Снять ее со стены было делом минуты. Я вынул ее из рамы. Раму отнес на лестницу и там оставил, а сам вернулся в салон, взял картину и спрятал ее под блузу. Я ускользнул, не возбудив никаких подозрений».
Странный «патриотизм»
Вернувшись в свою мансарду с картиной, Перуджа поступил по принципу «просто и гениально». Он прикрепил «Джоконду» к своему столику сверху, живописным слоем вниз, а затем накрыл её скатертью.
Получилось так, что картина постоянно находилась на виду, но никому бы и в голову не пришло, что она лежит на поверхности стола. Затем, отправившись на родину, Перуджа спрятал шедевр в чемодане с двойным дном.
Как заявлял на допросах сам Винченцо, похитил картину он ради «восстановления справедливости». Ещё во время работы в Лувре он узнал, что «Мона Лиза» была привезена во Францию Наполеоном. А по тому Перуджа считал своим долгом вернуть творение Леонардо Италии.
Впрочем, говорить об исключительно патриотических мотивах преступника не приходится. Не стоит забывать, что за возвращение картины он требовал немалый «гонорар». Да и сам Перуджа в одном из писем своему отцу откровенно заявлял:
«Я клянусь, что вы будете жить долго и наслаждаться той наградой, которую ваш сын скоро получит для вас и для всей нашей семьи».
Как бы то ни было, но приговор для Перуджи оказался весьма мягким – его приговорили к тюремному заключению на срок чуть больше года. В Италии Винченцо был объявлен большим патриотом и вышел на свободу спустя семь месяцев.
Ещё одно предположение
Туманные объяснения и мотивы преступника, а также виртуозно исполненная кража привели к возникновению интересных домыслов и новых теорий.
Так, например, с лёгкой руки журналиста Карла Декера, опубликовавшего в 1932 году статью о «Джоконде», родилось предположение, что за похищением стоял известный авантюрист Эдуардо де Вальфьерно. Тот якобы однажды даже разоткровенничался с Декером и рассказал, что поручил сделать несколько копий «Моны Лизы».
Вальфьерно был заинтересован в том, чтобы на время «Джоконда» исчезла. Когда картина была похищена, аферист сумел продать за немалые деньги копии, выдавая их за подлинник. Многие коллекционеры попались на эту «удочку», поскольку верили, что картина вот-вот должна «всплыть» на рынке искусства.
Версия эта, конечно, занимательная, но подтверждений она так и не получила. Хотя, согласитесь, здесь мотивы куда яснее, нежели у Перуджи. Но больше всего в этой истории поражает один неоспоримый факт: именно таинственное исчезновение картины превратило «Джоконду» во всемирно известный и невероятно популярный шедевр.
Как сказали бы сегодня, «Джоконда» стала «вирусным» изображением. В парижских кабаре танцовщицы выступали с масками в виде лица Моны Лизы, её портрет красовался на флаконах духов и логотипах торговых марок, на одежде и бутылках с алкоголем, на рекламных плакатах и обоях в домах.
После своего возвращения картина была представлена на выставках в городах Италии, а затем вернулась в Лувр. И именно с этого времени она стала интересовать не узкий круг ценителей творчества Леонардо, но практически всех людей мира.
Во всяком случае, сегодня крайне сложно найти человека, который не знал бы, как выглядит «Мона Лиза». И успехом этим картина обязана своему таинственному похищению, которое так и остаётся одной из главных загадок в истории шедевра.