Введение
План обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) — это основной документ, регламентирующий мероприятия по защите объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) от актов незаконного вмешательства. В отличие от оценки уязвимости для выполнения которой должна привлекаться аккредитованная специализированная организация в области транспортной безопасности, ПОТБ разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры самостоятельно и направляется на утверждение в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (например, Федеральное дорожное агентство, ФДА или Росавдотор).
Правильно оформленный и утверждённый план является юридическим подтверждением соответствия объекта требованиям Федерального закона № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года "О транспортной безопасности".
Для специалистов, занимающихся подготовкой и согласованием ПОТБ, важно понимать как общие требования законодательства, так и конкретный перечень документов, необходимых для утверждения этого плана.
Нормативные требования
Процесс утверждения ПОТБ регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 9 февраля 2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности": определяет порядок разработки, утверждения и внесения изменений в ПОТБ;
- Приказ Министерства транспорта РФ от 2 июля 2021 г. N 225: устанавливает требования к содержанию ПОТБ и процедуре его согласования с органами исполнительной власти;
- Дополнительно учитываются требования МВД, ФСБ которые согласуют отдельные порядки.
Перечень необходимых документов и сведений для разработки ПОТБ
Для подготовки ПОТБ необходимо собрать и обработать:
- копии утверждённых ФДА оценок уязвимости (ОУ) и дополнительных оценок (дОУ), которые устанавливают зоны транспортной безопасности, а даты утверждения указываются в ПОТБ;
- согласованные с МВД и ФСБ порядки:
- выдачи пропусков;
- задержания и передачи лиц, нарушающих требования транспортной безопасности;
- передачи выявленных предметов ограниченного доступа; - копии аттестатов и данные ответственных лиц за ТБ в СТИ и на ОТИ - сканы свидетельств об аттестации прикладываются к ПОТБ в качестве приложений;
- фактический адрес субъекта транспортной инфраструктуры (СТИ) - отражается в ПОТБ;
- контактные данные (используются для подготовки локальных нормативных правовых актах, отражаются в соответствующих схемах ПОТБ):
- руководителя СТИ (Ф.И.О., должность, телефон, e-mail);
- ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ и на ОТИ;
- оперативной (дежурной) службы СТИ; - копии приказов СТИ:
- о назначении ответственных лиц за транспортную безопасность;
- об установлении границ зоны транспортной безопасности;
- об утверждении организационно-распорядительных документов. - перечни:
- штатных работников СТИ, участвующих в обеспечении транспортной безопасности;
- перечень штатных должностей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности;
- лиц, работающих в других организациях, но осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности - например, компаниями по уборке территорий, благоустройства, осуществляющими эксплуатацию систем на территории ОТИ (например, опор освещения); - должности и ФИО:
- лица, ответственного за прием и учет носителей информации ограниченного доступа;
- лица, подписывающего ПОТБ;
- лица, заверяющего приложения к ПОТБ (это могут быть разные лица по отношению к предыдущему пункту); - адреса помещений, где:
- хранятся документы ограниченного доступа;
- выполняется работа с носителями информации ограниченного доступа; - в случае привлечения подразделения транспортной безопасности (ПТБ) на защиту ОТИ I-III категории:
- копия устава ПТБ;
- копия договора на защиту ОТИ.
Этапы подготовки и утверждения ПОТБ
- Сбор исходных данных — формирование полного пакета исходных документов, перечисленных выше.
- Разработка текста ПОТБ — на основании действующих требований в области обеспечения транспортной безопасности (например, для ОТИ дорожного хозяйства - Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2201) готовится описание мероприятий, составляются соответствующие организационные схемы, перечни мер, регламенты и приложения и т.д.
- Согласование отдельных порядков с МВД и ФСБ — критически важный этап, без которого утверждение ПОТБ для ОТИ I, II и III категории безопасности невозможно.
- Подписание и заверение документа уполномоченными лицами субъекта транспортной инфраструктуры с учетом согласованных с МВД и ФСБ порядков.
- Направление на утверждение в уполномоченный федеральный орган (например, ФДА для дорожных объектов).
- Получение утверждённого ПОТБ.
Рекомендации по подготовке ПОТБ
Проверяйте актуальность данных: особенно это касается контактных данных и реквизитов приказов. Устаревшая информация — одна из самых частых причин возврата ПОТБ на доработку (особенно это касается ОУ).
Проверяйте полномочия подписантов и полноту контактных данных - ПОТБ будет отклонен, если со стороны СТИ подписан должностным лицом, не имеющим соответствующего права.
При установлении границ зоны транспортной безопасности руководствуйтесь результатами ОУ: используйте схематичные приложения и пояснительные записки, основанные на результатах ОУ или дОУ.
Разработайте порядок выдачи пропусков, порядок задержания и передачи лиц, нарушающих требования транспортной безопасности, порядок передачи выявленных предметов ограниченного доступа в приоритетном порядке и направляйте их в МВД и ФСБ одновременно: такой порядок работы выработан на практике, поскольку при последовательном направлении возникает риск затягивания сроков согласования (один орган может отказаться подписывать документы первым и потребовать предварительного согласования другим органом).
Прикладывайте качественные сканы документов: например, неразборчивость свидетельства об аттестации транспортной безопасности может привести к отказу в утверждении ПОТБ.
Проверяйте оформление подготовленных документов, сопроводительных писем: наличие всех подписей, отсутствие исправлений, правильное оформление экземпляра № 2 ПОТБ, которое к тому же должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (согласно пункту 6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 2 июля 2021 г. N 225).
Чтобы избежать этих ошибок, рекомендуется:
- использовать чек-листы при сборе документов;
- проводить внутренние проверки перед подачей ПОТБ;
- привлекать экспертов для оценки полноты и соответствия документов требованиям.
Заключение
Процесс подготовки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности требует системного подхода, строгого соблюдения нормативных требований. Для специалистов важно выстроить системный процесс сбора документов, согласований и подготовки приложений. Это позволит избежать ошибок и ускорить утверждение.