Найти в Дзене
Инноваторус

Что нужно для разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры

Оглавление

Введение

План обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) — это основной документ, регламентирующий мероприятия по защите объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) от актов незаконного вмешательства. В отличие от оценки уязвимости для выполнения которой должна привлекаться аккредитованная специализированная организация в области транспортной безопасности, ПОТБ разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры самостоятельно и направляется на утверждение в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (например, Федеральное дорожное агентство, ФДА или Росавдотор).

Правильно оформленный и утверждённый план является юридическим подтверждением соответствия объекта требованиям Федерального закона № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года "О транспортной безопасности".

Для специалистов, занимающихся подготовкой и согласованием ПОТБ, важно понимать как общие требования законодательства, так и конкретный перечень документов, необходимых для утверждения этого плана.

Об исходных данных для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ
Об исходных данных для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ

Нормативные требования

Процесс утверждения ПОТБ регламентируется следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 9 февраля 2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности": определяет порядок разработки, утверждения и внесения изменений в ПОТБ;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 2 июля 2021 г. N 225: устанавливает требования к содержанию ПОТБ и процедуре его согласования с органами исполнительной власти;
  • Дополнительно учитываются требования МВД, ФСБ которые согласуют отдельные порядки.

Перечень необходимых документов и сведений для разработки ПОТБ

Для подготовки ПОТБ необходимо собрать и обработать:

  1. копии утверждённых ФДА оценок уязвимости (ОУ) и дополнительных оценок (дОУ), которые устанавливают зоны транспортной безопасности, а даты утверждения указываются в ПОТБ;
  2. согласованные с МВД и ФСБ порядки:
    - выдачи пропусков;
    - задержания и передачи лиц, нарушающих требования транспортной безопасности;
    - передачи выявленных предметов ограниченного доступа;
  3. копии аттестатов и данные ответственных лиц за ТБ в СТИ и на ОТИ - сканы свидетельств об аттестации прикладываются к ПОТБ в качестве приложений;
  4. фактический адрес субъекта транспортной инфраструктуры (СТИ) - отражается в ПОТБ;
  5. контактные данные (используются для подготовки локальных нормативных правовых актах, отражаются в соответствующих схемах ПОТБ):
    - руководителя СТИ (Ф.И.О., должность, телефон, e-mail);
    - ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ и на ОТИ;
    - оперативной (дежурной) службы СТИ;
  6. копии приказов СТИ:
    - о назначении ответственных лиц за транспортную безопасность;
    - об установлении границ зоны транспортной безопасности;
    - об утверждении организационно-распорядительных документов.
  7. перечни:
    - штатных работников СТИ, участвующих в обеспечении транспортной безопасности;
    - перечень штатных должностей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности;
    - лиц, работающих в других организациях, но осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности - например, компаниями по уборке территорий, благоустройства, осуществляющими эксплуатацию систем на территории ОТИ (например, опор освещения);
  8. должности и ФИО:
    - лица, ответственного за прием и учет носителей информации ограниченного доступа;
    - лица, подписывающего ПОТБ;
    - лица, заверяющего приложения к ПОТБ (это могут быть разные лица по отношению к предыдущему пункту);
  9. адреса помещений, где:
    - хранятся документы ограниченного доступа;
    - выполняется работа с носителями информации ограниченного доступа;
  10. в случае привлечения подразделения транспортной безопасности (ПТБ) на защиту ОТИ I-III категории:
    - копия устава ПТБ;
    - копия договора на защиту ОТИ.

Этапы подготовки и утверждения ПОТБ

  1. Сбор исходных данных — формирование полного пакета исходных документов, перечисленных выше.
  2. Разработка текста ПОТБ — на основании действующих требований в области обеспечения транспортной безопасности (например, для ОТИ дорожного хозяйства - Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2201) готовится описание мероприятий, составляются соответствующие организационные схемы, перечни мер, регламенты и приложения и т.д.
  3. Согласование отдельных порядков с МВД и ФСБ — критически важный этап, без которого утверждение ПОТБ для ОТИ I, II и III категории безопасности невозможно.
  4. Подписание и заверение документа уполномоченными лицами субъекта транспортной инфраструктуры с учетом согласованных с МВД и ФСБ порядков.
  5. Направление на утверждение в уполномоченный федеральный орган (например, ФДА для дорожных объектов).
  6. Получение утверждённого ПОТБ.

Рекомендации по подготовке ПОТБ

Проверяйте актуальность данных: особенно это касается контактных данных и реквизитов приказов. Устаревшая информация — одна из самых частых причин возврата ПОТБ на доработку (особенно это касается ОУ).

Проверяйте полномочия подписантов и полноту контактных данных - ПОТБ будет отклонен, если со стороны СТИ подписан должностным лицом, не имеющим соответствующего права.

При установлении границ зоны транспортной безопасности руководствуйтесь результатами ОУ: используйте схематичные приложения и пояснительные записки, основанные на результатах ОУ или дОУ.

Разработайте порядок выдачи пропусков, порядок задержания и передачи лиц, нарушающих требования транспортной безопасности, порядок передачи выявленных предметов ограниченного доступа в приоритетном порядке и направляйте их в МВД и ФСБ одновременно: такой порядок работы выработан на практике, поскольку при последовательном направлении возникает риск затягивания сроков согласования (один орган может отказаться подписывать документы первым и потребовать предварительного согласования другим органом).

Прикладывайте качественные сканы документов: например, неразборчивость свидетельства об аттестации транспортной безопасности может привести к отказу в утверждении ПОТБ.

Проверяйте оформление подготовленных документов, сопроводительных писем: наличие всех подписей, отсутствие исправлений, правильное оформление экземпляра № 2 ПОТБ, которое к тому же должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (согласно пункту 6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 2 июля 2021 г. N 225).

Чтобы избежать этих ошибок, рекомендуется:

  • использовать чек-листы при сборе документов;
  • проводить внутренние проверки перед подачей ПОТБ;
  • привлекать экспертов для оценки полноты и соответствия документов требованиям.

Заключение

Процесс подготовки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности требует системного подхода, строгого соблюдения нормативных требований. Для специалистов важно выстроить системный процесс сбора документов, согласований и подготовки приложений. Это позволит избежать ошибок и ускорить утверждение.