В 2014 году бессменный фронтмен шотландской рок-группы Nazareth Дэн Маккафферти окончательно покинул ряды своей альма-матери с намерением уйти на покой. Но после того как он услышал, во что превратились «Назареты» с его сменщиком Карлом Сентансом, его душа восстала, и он решил показать всему миру, что Nazareth на его уходе не закончился. Он записал песни для своего третьего сольного альбома «Last Testament» («Последний Завет») и выпустил его в 2019 году. И этот альбом стал ментальным завершением эпохи Nazareth, а то, что группа поназаписывала без Маккафферти, можно смело откидывать в хэви-металлический утиль.
Я хорошо помню тот прекрасный пасмурный весенний день 1976 года, когда я впервые услышал группу Nazareth. Это была магнитофонная лента, которую мне дали послушать на моем монофоническом магнитофоне «Соната», и на ней был записан альбом «Hair of the Dog», который вышел незадолго до этого – в 1975-м.
Скорее всего, запись была сделана с американского диска, потому что третьим номером в ней шла баллада «Love Hurts», и весь этот альбом произвел на меня очень сильное впечатление. Я тогда только-только начал слушать рок-музыку, и мне довелось начать знакомиться с довольно тяжелыми ее образцами – Deep Purple «Burn» и Led Zeppelin «Physical Graffiti». И «Hair of the Dog» прекрасно вписался в эту концепцию моего первого восприятия тяжелого рока, тем более что буквально через несколько дней я услышал еще пару образцов из той же тяжелой оперы – первый альбом Black Sabbathи Kiss «Destroyer».
Короче, я хотел переписать «Hair of the Dog» с бобины, то есть, с магнитофона на магнитофон, но внезапно мне повезло – у одного моего кореша оказался на руках фирменный виниловый диск, который он мне предложил записать за два полновесных советских рублика. Ясен пень, что я согласился, притащил к нему свою «Сонату», быстро подключился к его электрофону, начал писать, и вдруг обнаружил, что на диске вместо блистательной «Love Hurts» присутствует какая-то тускла галиматья под названием «Guilty».
Но делать было нечего, деньги заплачены, и возврату не подлежали. Я поплелся домой, чтобы прослушать запись. Записалось прекрасно, вот только эта тупая «Guilty» все настроение портила. А в целом альбом вышел шикарный даже гениальный, и я думал, что у «Назаретов» все альбомы такие тяжелые.
И тут мне снова повезло – через пару недель, когда из-за туч выглянуло наше полярное солнышко и во дворах вишни зацвели, мне предложили откопать где-то еще два рублика и переть свой магнитофон к другому моему знакомому меломану, который устроил у себя дома импровизированную студию и писал диски всем желающим – а тогда на запись рок-музыки с дисков желающих у нас было много. На этот раз мне предлагали закатать сборник Nazareth «Greatest Hits» 1975 года, правда, он был югославский, но я тогда никакого внимания на эти «профессиональные» вещи не обращал.
Итак, я прибежал к тому корешу и начал закатывать этот сборник, и вот оно счастье – на нем оказалась и полюбившаяся мне песня «Love Hurts». Я так обрадовался, что даже не обратил внимания на то, что кроме «Razamanaz» и самой «Hair of the Dog» песни были совсем не такие металлические, как я думал, а скорее рок-н-ролльные и балладные. Но мне это уже было неважно, потому что меня совершенно зачаровал голос Дэна Маккафферти и его очень интересная манера пения. После записи я прибежал обратно домой и с тех пор «Назареты» для меня стали одними из лучших рок-групп той поры.
Позже мне начали попадаться в руки альбомы Nazareth «Razamanaz», «Loud 'n' Proud», «Rampant», «Close Enough for Rock 'n' Roll», «Play 'n' the Game», и нигде я не встречал такой тяжелой музыки, как на «Hair of the Dog». Но я уже так присел на «Назаретов», что мне было все равно. Я даже собирал по дешевке фирменные виниловые диски, например, выменял у одного своего друга итальянскую «Телеграмму» без конверта (только во вкладке) на старый дипломат. У другого кореша я приобрел за три рубля французский «Hair of the Dog», диск которого был винтом, но если положить на звукосниматель пачку сигарет, то можно было слушать.
Появился у меня также тогда и новенький «Rampant», который я прикупил в индийском магазине типа «Мелодия» в Калькутте в 1980-м за 40 рупий (стандартная тамошняя цена на любые диски, по курсу равнялась 40 советским рублям). Короче, диски «Назаретов» я начал собирать еще до армии, и до армии прослушал всё, что вышло у них до 1980 года, включая «No Mean City». Все альбомы мне нравились, ни к одному претензий не было (первые два тогда были очень редкими, и я их не слышал).
Но когда я в самом конце 1982 года вернулся из рядов Красной Армии, куда меня забрили осенью 1980-го, я вдруг услышал, что «Назареты» стали играть что-то не то. Альбомы 1980 и 1981 годов меня чуть не убили морально – такого ширпотребства я у этой группы даже не предполагал. Правда, когда я услышал хоть и «волновой», но все же интересный «2XS» 1982 года, у меня появилась надежда на то, что группа исправится, но этого не случилось. Все последующие альбомы оказались таким нудным фуфелом, что я поставил на Nazareth большой и жирный крест.
На видео: первый диск альбома Дэна Маккафферти "Last Testament", 2019 г.
А жаль, конечно, очень шикарная была группа, а тут вдруг взяла и испортилась. Конечно, на отдельных альбомах было по одной-двум песням, из которых можно было бы составить хороший сборник в духе «Назаретов» 70-х, но в целом группа пропала.
На видео: второй диск альбома Дэна Маккафферти "Last Testament", 2019 г.
Ну, с течением времени я с этим смирился и закупил для своей виниловой коллекции все альбомы группы до «Move Me» 1994 года. До фирменного не дотянулся, зато прикупил российский от Santa Records того же 1994 года выпуска, правда, без конверта, потому что мне сказали, что конверты отпечатать не успели, поэтому мне пришлось вытаскивать из Интернета фирменную обложку и отксеривать ее в цвете.
Ну ладно, постепенно я привык и к тем поздним альбомам «Назаретов», которые уже не демонстрировали достоинств музыки группы 70-х. Последним альбомом, в котором запевал Дэн Маккаферти своим хоть и треснувшим, но все равно узнаваемым голом, был «Rock 'n' Roll Telephone» 2014 года, потом он ушел на покой, и хотя после него – в 2018 и 2022 гг. - группа записала с новым вокалистом еще два альбома, но то уже не были «Назареты», а был это совершенно другой проект.
И вот что я хотел сказать. За время своего пребывания в группе Дэн Маккафферти записал два сольных альбома – «Dan McCafferty» (1975 г.) и «Into the Ring» (1987 г.). Оба мне никогда не нравились, и я их почти никогда не слушал, хотя оба они были все же получше, чем то, что конкретно «Назареты» начли записывать с начала 80-х. Но в 2000-х, после смерти барабанщика Даррелла Свита, Дэн Маккафферти все же решил вернуться к истокам и попытался создавать музыку в духе ранних «Назаретов». Правда, это у него не получилось, потому что время ушло – его голос сильно изменился и не выдавал уже той прекрасной гаммы, которая вытащила группу на рок-Олимп в 70-х.
Вот поэтому он у покинул свою альма-матерь, чтобы не сделать чего-то еще хуже и не запятнать знамя Nazareth несмываемым позором.
Шутка, конечно, потому что не мог Дэн Маккафферти покрыть знамя «Назаретов» несмываемым позором, даже если бы вообще разучился петь. Зато это сделал за него новый вокалист группы – Карл Сентанс, который когда-то прекрасно пел в «Крокусах», а потом также неплохо зажигал в сольных проектах нынешнего клавишника Deep Purple Дона Эйри.
И вот на Сентансе Nazareth и на самом деле вроде бы закончились. Мир праху их, аминь (с)…
Но, оказывается, не совсем закончились «Назареты» на Дэне Маккафферти, который хоть и ушел на покой, но профессиональный зуд его не оставил, и он взял, да и запалил в октябре 2019 года свой третий сольник – «Last Testament» («Последний Завет»). И что это был за сольник! Я не скажу, что шедевр, но он мне так понравился, что я сразу же занес его в дискографию Nazareth, хотя аккомпанировали Маэстро музыканты, к «Назаретам» не имевшие вообще никакого отношения.
И именно на этом сольнике как раз и должна заканчиваться дискография группы, а не на том хэви-металлическом металлоломе, который она записывала на диски последние годы с Карлом Сентансом.
Кстати, в 2023 году вышел еще один сольный альбом Дэна Маккафферти – «No Turning Back», но это не сольный альбом в полном смысле этого понятия, песни для которого записывались специально для него, а сборник нескольких раритетов из архива Маэстро, которые записывались в разные времена и по разным поводам.
А самый настоящий финал «Назаретов» - это именно альбом «Last Testament», который на вполне законных основаниях просто обязан войти в дискографию группы как завершающий ее биографию.
И никаких хэви-металлических опытов Пита Эгню и Карлса Сентанса под брендом Nazareth нам не надо.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ NAZARETH НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Два сборника группы Nazareth 1975-76 гг., которые по популярности побили номерные альбомы
Nazareth 1975 «Hair of the Dog» – эталон для мирового хард-рока, вступившего в борьбу с панком и диско