Игра о бессмертных созданиях ночи и сама, кажется, обрела вечную жизнь
Vampire: The Masquerade – Bloodlines вышла в 2004 году — больше 20 лет назад. Большой срок для любой игры. У многих из тех, кто играл в нее на релизе, уже свои дети. У некоторых даже взрослые.
Индустрия изменилась, изменились игроки и их запросы, а культовая RPG до сих пор регулярно попадает в подборки лучших ролевых игр всех времен. Все потому, что у Troika вышло создать нечто особенное. Запечатлеть, если хотите, кусочек вечности.
Даже у тех, кто взялся делать вторую часть, кажется, не получилось ухватить дух оригинала: мы уже говорили об этом в нашем обзоре. Продолжение вышло спорным и как самостоятельная игра, и как сиквел. Что же делает Vampire: The Masquerade – Bloodlines такой неповторимой и почему в нее стоит играть даже два десятилетия спустя?
Невероятная атмосфера
Ночной Лос-Анджелес. У покосившегося забора попискивают крысы, у горящей мусорки греют руки бездомные, на тротуаре засыхает чья-то кровь. Городской сумасшедший размахивает плакатом и кричит о конце света.
На углу стоит девушка легкого поведения. В холодном свете фонаря она не заметит неестественной бледности вашей кожи и в обмен на небольшое «пожертвование» скроется вместе с вами в ближайшей подворотне. В потемках она не увидит клыков, не станет сопротивляться укусу и быстро обмякнет в ваших руках. Теперь вы сыты, а значит, у вас немного больше шансов пережить эту ночь.
Это начало Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Вас, новообращенного вампира, без лишних разговоров бросают в гущу событий. Среди людей вы — вершина пищевой цепочки, хищник, вынужденный скрывать свою природу. Но среди сородичей — всего лишь пешка, которой помыкают кровососы постарше и покруче. С самого начала игра дает прочувствовать эту иронию, а потом учит паре приемов и оставляет наедине с городом, который никогда не спит. И как же он хорош!
В местных клубах хочется провести всю ночь, а из темных переулков — убраться поскорее. Все пропитано атмосферой декаданса, которая отлично свяжется с идеей тайного общества вампиров. На создание неповторимого впечатления работает все. Блекло-грязная цветовая гамма, затянутое тучами небо, шум дождя, ненавязчивый эмбиент на фоне, в котором ощущаются нуарные нотки.
Не помню ни одной игры, которая сумела бы оставить такое же впечатление. Это цепляло 20 лет назад и очень цепляет сейчас. А несовершенная графика из 2000-х этот эффект, кажется, только усиливает.
Капсула времени
Когда я думаю о Bloodlines, я понимаю, что это игра, которая могла выйти только в начале двухтысячных. Она пропитана духом того времени, как непрожаренный стейк — кровью.
Клубы, где неформалы всех цветов и расцветок танцуют так, словно их никто не видит. Музыка, которую будто вытащили из старого MP3-плеера подростка с грустными глазами, жирно подведенных черным. Обклеенные сомнительными постерами обшарпанные стены. В игре о, казалось бы, вампирах получаешь уникальную возможность погрузиться в контркультуру 20-летней давности. И даже немного почувствовать себя ее частью.
Сейчас бы туда, к ним, а не вот это вот все…
Мне кажется, в 2025-м году культовую вампирскую RPG впору воспринимать еще и как капсулу времени. Кто-то вспомнит бурную молодость и смахнет скупую слезу, а кто-то — полагаю, ровесники самой игры — получит небольшое представление о том, как это было. И думаю, им понравится.
Эталон RPG
Еще на этапе создания своего героя очевидно, как серьезно в Troika Games подходили к отыгрышу. Можно пройти небольшой тест, который определит, какой клан вам подходит. Вопросы неочевидные, временами откровенно забавные и ироничные. Например, спрашивают, что бы вы делали, если бы вам продали очень забагованную видеоигру. Иронично.
На выбор дают семь вампирских кланов. В редакторе это не так очевидно, но они ОЧЕНЬ влияют на игру. Помимо «нормальных» кланов, тут есть, например, Малкавианы: это вампиры, которые слышат голоса и воспринимают мир не так, как остальные. Геймплейно это выглядит так: вы видите очень странные реплики в диалогах, с вами разговаривают дикторы из телевизоров и так далее. Прохождение превращается в один огромный спойлер, поэтому для первого раза не рекомендуется.
По теме:
Игра за Носферату — эдакий хардкор. Вам вообще нельзя показываться на людях, такой вы урод. Придется всю игру ползать по канализации. Звучит как сомнительное удовольствие? О да! Зато есть уникальная возможность довести до инфаркта вредную старушку.
У каждого клана свои пороки, свой источник силы, свои особенности. Вентру не могут пить кровь бездомных и крыс, потому что она, видите ли, слишком «грязная». Тореадоры даже столб очаруют, а Малкавианы с этим столбом разругаются в пух и прах.
На редакторе все не заканчивается. Вы по кирпичику выстраиваете образ вашего героя через решения и диалоги. Практически в каждом разговоре у вас несколько вариантов — можно убедить, запугать, соблазнить, внушить собеседнику мысль подчиняться с помощью вампирских навыков. Еще может быть вариант просто прокрасться мимо или убить.
Во главе всего — две шкалы, которые держат вас в рамках: Маскарад и Человечность. Если питаться, то точно не публично — это нарушение вампирского кодекса. Если совершать бесчеловечные поступки и убивать невинных, то аккуратно — есть шанс впасть в безумие. Игра не наказывает за те или иные решения, но всегда напоминает, что у них есть цена.
Все это делает Bloodlines крайне реиграбельной. Ее можно проходить снова и снова — менять клан, прокачку, подход к боям и диалогам. Пока переберете все варианты, захочется повторить самое первое прохождение, окунуться в те ощущения.
Из крупных современных релизов, которые могут подарить схожий опыт, вспоминается только Baldur’s Gate 3. Да и в AA-сегменте или инди такая глубина и вариативность сегодня встречается не так уж часто. Bloodlines даже спустя 20 лет — настоящий эталон.
С годами только лучше
Не секрет, что на релизе у Bloodlines была масса проблем. Игра вышла технически сырой, и речь не о забавной физике — она и сейчас есть. Нет, это были баги совершенно другого порядка. Игра постоянно вылетала, двери не открывались, квесты ломались, сохранения таинственным образом повреждались и отказывались загружаться. В общем, проблемы, которые могли превратить прохождение в ад.
У Troika Games были объективные причины выпустить игру в таком состоянии. Проект делали на новом движке, силами небольшой команды, которую бесконечно подгоняла Activision. После релиза большинство сотрудников уволили. Многие работали на чистом энтузиазме, чтобы просто починить игру. Если были сомнения, что разработчики любили свое дело и свое детище, думаю, они развеялись.
Увы, вскоре после релиза студия закрылась, и разработчики даже не получили шанса довести свое детище до играбельного состояния. Полировать Bloodlines принялись фанаты. Первые неофициальные патчи вышли аккурат после релиза и, представьте, выходят до сих пор.
Игру настолько сильно любят, что поддерживают спустя 20 лет. Этого не делает даже Activision, которая, на минуточку, продает игру. На современной системе версия из Steam без патчей даже не запустится. Если этого мало, энтузиасты восстановили вырезанные локации, квесты, вышли на композитора и добавили в игру музыку, которая изначально туда не попала.
Как поиграть в Vampire: The Masquerade – Bloodlines в 2025 году
- Кликаем большую красную кнопку Download и ждем, пока файл скачается;
- Запускаем .exe и определяемся между Basic и Plus. Первое просто приводит игру в играбельное состояние, второе добавляет вырезанный контент;
- Устанавливаем патч, обязательно в папку с игрой.
Ну а там, где заканчиваются патчи, начинаются моды. Игроки совершенствуют модельки персонажей, рисуют новые текстуры, подкручивают освещение и тени. А уж сколько фанатских ремейков и ремастеров стихийно анонсировали за 20 лет… не сосчитать. Правда, они исчезали так же быстро, как появлялись. Авторов довольно быстро находили «письма счастья» от Activison. Естественно, с угрозами суда.
Но недавно один умелец все-таки подарил бессмертной классике новую жизнь с помощью NVIDIA RTX Remix. Он выпустил мод, где обновил многие объекты и модели. Пока это очень ранняя версия — всего лишь 0.0.2, но кадры со сравнением графики уже напоминают какую-то черную магию.
Только полюбуйтесь на эту красоту
Так что Bloodlines жила, живет и, кажется, будет жить. И как хорошее вино, с годами она становится только лучше.
Да, у игры есть проблемы. Боевка оставляет желать лучшего: неуклюжая, хаотичная, непредсказуемая. Отдельные уровни — те, кто прошел канализацию, меня поймут, — будут сниться в кошмарах. Но потом с вами заговорит телевизор и вы поймете, что ради этого шедевра можно пережить и не такое.
В сети с незапамятных времен гуляет бородатая шутка, что при каждом упоминании Vampire: The Masquerade – Bloodlines кто-то идет ее устанавливать. Ну что, в 2025-м году она еще актуальна?