Найти в Дзене
Lady Stihriona

Психологическая дилемма смерти.

Нет, речь пойдет не о загробном мире, его реальности или нереальности и не о том, как он выглядит, если вдруг окажется реальным. И даже не о гамлетовском вопросе "Быть или не быть" в самом прямом смысле: жить или умереть? Вопрос, который я более-менее относительно затрагивала в паре статей. Впрочем, напомню об этих моментах. Речь шла об оправдании человеком своей смертности. Вернее, об идеализации своей вынужденной смертности и придании некоего возвышенного и ценностного значения этому факту. Человеку свойственно оправдывать конечность своего бытия. Сколько было придумано книг на эту тему? Философы и просто писатели-сочинители строчили возвышенные оды, расписывая, как прекрасна жизнь и как она ценна своей финальностью. Как мир выглядит прекраснее, когда осознаешь, что он не вечен для тебя. Да чушь все это. Особенно чушь, когда эту идею передают через "душевные метания бессмертных". Ну не раз же наталкивались в фильмах и книгах на душевные терзания какого-либо вампира или божка неиз

Нет, речь пойдет не о загробном мире, его реальности или нереальности и не о том, как он выглядит, если вдруг окажется реальным. И даже не о гамлетовском вопросе "Быть или не быть" в самом прямом смысле: жить или умереть? Вопрос, который я более-менее относительно затрагивала в паре статей. Впрочем, напомню об этих моментах. Речь шла об оправдании человеком своей смертности. Вернее, об идеализации своей вынужденной смертности и придании некоего возвышенного и ценностного значения этому факту. Человеку свойственно оправдывать конечность своего бытия. Сколько было придумано книг на эту тему? Философы и просто писатели-сочинители строчили возвышенные оды, расписывая, как прекрасна жизнь и как она ценна своей финальностью. Как мир выглядит прекраснее, когда осознаешь, что он не вечен для тебя. Да чушь все это. Особенно чушь, когда эту идею передают через "душевные метания бессмертных". Ну не раз же наталкивались в фильмах и книгах на душевные терзания какого-либо вампира или божка неизвестного происхождения, которые "устали от бессмертия" и так мечтают стать смертными… В этих пафосных вензелях творческих порывов есть более чем попытка их авторов оправдать свой страх смерти и придать какой-то смысл тому, что жизнь не вечна, выставить жизнь без финальной точки чем-то удручающим и страшным, на самом деле маскируя страх перед ее концом. Впрочем, сейчас статья не об этом.

Немного к истории. Вернее, к истории захоронений. Что бы там люди ни мыслили про то, куда денется душа после смерти и есть ли она вовсе, с телом что-то делать было нужно. За всю историю существования человечества, по сути, было изобретено два основных варианта, что делать с оставшимся телом. Это сжечь его или закопать. То есть разрушить или спрятать. Были некоторые нюансы, которые, по сути, мало чем отличались от этих двух вариантов, разве что тонкостью подхода и оригинальностью подачи. Египтяне мумифицировали тела, пытаясь их сохранить в целостности (ну, хотя бы более-менее), пока душа вернется обратно и тело снова оживет. Но, по сути, то же самое "закопать". Некоторые народы отдавали тела на съедение стервятникам. Не просто бросали где упал (ну, так разве что наши дальние предки, еще частично обезьяны, поступали), а строили специальные возвышенности типа башен или нагромождений камней, куда укладывали труп, чтобы его съели "священные птицы". Ну и, конечно, были некоторые племена, которые просто съедали его сами. Ну куда же денешь такие факты? Это, конечно, тоже оправдывалось некой философией типа "его кусочек навсегда останется со мной", а не просто "жрать нечего, давай слопаем труп" (ну, такие варианты наверняка тоже были). Впрочем, и то и другое опять-таки сводится к варианту "разрушить". Что бы ни было, наиболее популярным вариантом такого разрушения было сожжение.

Вся эта история с тем, что делать с телом покинувшего нас человека, осталась и по сей день. Варианты погребения всё те же: захоронение или кремация. Хотя психологический подход немного изменился к этому вопросу. Кто-то рассматривает кремацию с точки зрения экологии и санитарной безопасности. Мол, трупы в почве не гниют, зараза не распространяется (если была), ну и всё такое прочее, плюс нет огромных кладбищ, занимающих большие территории. Кто-то видит иначе: мол, это естественный процесс, всё живое разлагается естественным путем и возвращается в круговорот жизни, растет травка и т.п. Но речь опять-таки пойдет не совсем о способах захоронения. Частично о них, но немного с другого боку.

-2

Люди давно сталкивались со странными явлениями, когда вроде бы умерший человек, захороненный или еще не успевший быть погребенным, вдруг "оживал": выкапывался из могилы и возвращался домой к родным, которые благополучно отправляли его обратно на тот свет…. Ожившие мертвецы, зомби, вампиры, упыри, вурдалаки и прочая, прочая, прочая нечисть из мифов и сказок во многом порождены вполне реальными случаями таких "возвращений". Естественно, что в древние времена люди, сталкивавшиеся с такими событиями, впадали в ужас и панику и видели в этом происки "нечистой силы" и прочих "демонов". Так что вернувшихся с "того света" ждали лишь вилы и факелы. Впрочем, иной раз по тем или иным причинам раскапывали и могилы, из которых выбраться не успели. Останки в неестественных позах, скрюченные и явно пытавшиеся выбраться из могилы, но так и не сумевшие. Были описаны и случаи, когда "покойник", которого несли в гробу хоронить, вдруг оживал в процессе процессии. Впрочем, его ждала судьба не лучше: быстренько "успокаивали" ожившего "мертвеца" и отправляли-таки в могилу, на всякий случай отрубив голову и проткнув колом сердце, чтобы снова не поднялся.

Вся эта дичь и жуть обрела менее фанатичные и мистические образы в конце девятнадцатого века, когда открыли летаргический сон. Это несколько изменило взгляд на этот вопрос и вызвало новый приступ паники, уже другого сорта, — паники быть погребенным заживо. Летаргия — что это вообще такое? Как всем известно, многие животные при неблагоприятных условиях впадают в анабиоз или в спячку: от лягушек, вмерзших в лед и оживающих, как только лед растает, до медведей, дрыхнущих в берлоге. И от бактерий, создавших споры, способные "спать" десятки, а то и сотни лет, до неандертальца, который жил в крайне сложных условиях и, по мнению современных ученых, скорее всего, тоже мог впасть в спячку, если не было другого выбора. Это, конечно, несколько разные биологические механизмы, имеющие значимые отличия, но принцип остается одним. В случае неблагоприятных условий живое существо снижает активность своих жизненных процессов до такой степени, что они практически не заметны со стороны, минимизируются расходы, а значит, на значительно более длительный срок хватит имеющихся у организма ресурсов. Это неплохой способ выживания, когда требуется пережить длительный период неблагоприятных условий. Впрочем, это называют анабиозом, отличая его от летаргии, но разница — в нюансах.

-3

Впадение в анабиоз — более глубокое "отключение" жизненных функций. Жизненные процессы практически останавливаются и снижаются настолько, что внешне существо не отличимо от мертвого. Иногда это может совпадать с внешним снижением температуры (криоанабиоз), что способствует сохранности тела, если оно к этому приспособлено. Спячка (в том числе и зимняя спячка) у животных, которые в нее впадают, — это тоже снижение активности функций тела и процессов жизнедеятельности, но в несколько меньшей степени. Спящий медведь может проснуться, если его пнуть, и пнувшему это не понравится. А лягушка, вмерзшая в лед, хоть пинай, хоть не пинай, ни за что не проснется, пока не оттает полностью и не ощутит, что внешняя среда стала пригодна для жизни. Как уже было сказано выше, человеческому роду подобное приспособление не чуждо, как минимум, те же неандертальцы им, вероятно, обладали. Но человеку как виду это не свойственно. Не свойственно — не значит, что не может проявиться. Летаргию можно назвать таким проявлением. Впрочем, опять-таки, летаргию называют болезненным сном, потому что, во-первых, она не естественна для нас как для вида, во-вторых, ее причиной становятся какие-то неблагоприятные факторы, как правило, психологические. Но тем не менее разница не столь уж велика, если задуматься.

Так вот, когда поняли, что человек, оказывается, может "выключиться" на дни, а то и на годы, не подавая внешних признаков жизни, и его могут принять за труп и благополучно закопать или сжечь, началась паника. Паника, на которой неплохо нажились похоронные агентства того времени. Они тут же учуяли конъюнктуру рынка и стали предлагать "дополнительные средства безопасности" и "безопасные гробы". Чего там только не придумали! В гроб вставляли трубку-воздуховод, чтобы оживший покойник не задохнулся, придя в себя. Проводили шнур от висящего снаружи колокольчика, чтобы можно было позвонить и подать знак, что он жив. Даже а-ля перископ прикручивали, уж не знаю зачем, чтобы покойник мог полюбоваться внешними видами, наверное. Но тем не менее, за потенциальную безопасность своих покойников, которые вдруг да оживут, платили, и немало.

-4

Конечно, современное медицинское оборудование не чета тому, что было в конце XIX века. Так что отличить человека, впавшего в летаргию, от умершего практически невозможно, разве что преднамеренно… Поэтому паника по поводу "безопасных гробов" давным-давно ушла в прошлое. Однако мои мысли пошли по еще одному интересному пути. Вспомним, что некоторые впавшие в летаргию "просыпались", когда их несли хоронить, просыпались потому, что ощущали, что происходит. Несмотря на глубокий сон с почти полным отключением организма, какая-то часть сознания все же находилась в активном состоянии и принимала внешние сигналы. Особенно интересным и показательным в этом плане является описанный случай. Не помню сейчас, где это происходило, в какой стране, но как-то читала воспоминания одного врача. Это было то ли в Польше, то ли где-то еще. Была клиника, в которой содержались впавшие в летаргический сон, за ними осуществляли уход, поддерживали возможными средствами. И вот началась война с гитлеровской Германией. При подходе немцев к городу, где располагалась клиника, персонал бежал. Пациентов то ли не смогли по каким-то причинам эвакуировать, то ли не сочли нужным и просто бросили на произвол судьбы. Так вот, все они проснулись вскоре после того, как персонал покинул больницу. Все время оккупации они были в сознании, ходили, готовили себе еду, даже где-то доставали продукты, в общем, выживали как могли. Когда немцы отступили и город заняли советские войска, в больницу пришли медики. Поняв, что о них есть кому теперь позаботиться, практически все пациенты один за другим снова впали в летаргический сон. Помимо этого, были описания "проснувшихся" во время похоронной процессии, и они, описывая свои ощущения, говорили, что ощущали и понимали, что их признали мертвыми, что их несут хоронить, приходили в себя от страха и паники, которые активировали их жизненные функции. Возвращалось это осознание и понимание за минуту до "пробуждения" или длилось часами, не могу сказать.

Так вот, мои мысли пришли к весьма интересной дилемме — наверное, достаточно странной, но имеющей определенную почву. Представим себе ситуацию. Вы впали в глубокую летаргию. Врачи не могут отличить вас от мертвого (неважно, по каким причинам — вы живете в XIX веке или кто-то злонамеренно решил похоронить вас заживо в XXI веке). В какой-то момент ваше сознание возвращается, вы все чувствуете, понимаете, осознаете, но не можете подать признаков жизни, остальное тело в "отключке". Вы понимаете, что вас собираются хоронить. Какой способ захоронения вас испугал бы больше? Кремация? Вы понимаете, что вас сейчас засунут в огонь, вы будете гореть заживо, испытывать муки и боль и потеряете малейший шанс на то, что еще сможете подать какой-то знак? Или погребение? С вами ничего прямо сейчас не произойдет, есть шанс на то, что вы все же сможете проснуться полностью и попытаться как-то выбраться или подать знак, что вы живы. Впрочем, вероятность этого тоже не стопроцентна, и с каждым шагом она становится все ниже. Когда гроб закрывают, опускают вниз и по крышке начинают стучать комья земли, надежда падает еще ниже. Вы осознаете, что, даже если придете в себя, вам суждено задохнуться, когда кончится кислород, а проломить крышку и выкопаться наружу, скорее всего, не хватит сил. Длительное ожидание последней агонии или быстрая, но мучительная смерть? Не знаю, я лично, наверное, предпочла бы иметь пусть мизерный шанс на спасение и возможность (пусть теоретическую), все же побороться и, возможно, достичь успеха, чем поставить точку, так и не получив шанс.

Отдельно хотелось бы напомнить уважаемым читателям и комментаторам в частности: будьте взаимно вежливы при общении в комментариях и соблюдайте культуру общения. Комментаторы, позволяющие себе хамство, оскорбления и нецензурные выражения в адрес автора или других комментаторов, получат предупреждение; при повторном аналогичном поведении возможен бан. Всего наилучшего!

-5

Мой сайт.

Сайт Вечевая Республика

Сайт Фонда "ФППД "Факел Свободы"

Моя персоналка в ВК

Группа в ВК "Правильный феминизм"

Мой telegram