С 2023 года работает Социальный фонд России (СФР) — объединенная структура, которая взяла на себя функционал Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Разобрали, что представляет собой СФР, за что отвечает и как предпринимателям правильно с ним работать.
Что такое СФР
Социальный фонд России (СФР) — государственный внебюджетный фонд, отвечающий за социальную поддержку жителей страны. Он занимается начислением и выплатой пенсий, а также различных видов социальных пособий.
Фонд был сформирован на основании Федерального закона № 236-ФЗ от 14 июля 2022 года и взял на себя функционал двух ранее действовавших фондов — Пенсионного и Фонда социального страхования. СФР начал свою работу с 1 января 2023 года.
Главная задача СФР — обеспечить обязательное пенсионное и социальное страхование граждан. Помимо пенсий, он занимается больничными пособиями, выплатами при беременности и рождении детей и компенсациями при несчастных производственных случаях и профзаболеваниях.
Компетенции СФР
Соцфонд перенял весь набор компетенций, ранее распределенных между ПФР и ФСС. К его обязанностям относятся:
- назначение и выплата пенсий в рамках обязательного страхования и гособеспечения;
- назначение и выплата госпособий;
- учет застрахованных лиц в рамках систем страхования;
- инвестирование пенсионных накоплений;
- анализ текущего финансового состояния систем страхования и прогноз их развития;
- предоставление госгарантий и поддержки для малоимущих, инвалидов, ветеранов и иных уязвимых категорий населения;
- организация различных видов реабилитации: медицинской, социальной и профессиональной;
- предоставление инвалидам техсредств реабилитации.
При выполнении своих обязанностей фонд взаимодействует и с физлицами, и с бизнесом. Полный список оказываемых им услуг доступен на веб-сайте Соцфонда.
Отчеты в СФР
Все ИП-работодатели, у которых есть наемный персонал, обязаны предоставлять в СФР единую форму сведений о работниках (ЕФС-1). Она включила в себя несколько отчетов, которые подавались ранее: СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС и ДСВ-3.
Форма ЕФС-1 и требования к ее заполнению установлены отдельным приказом СФР от 17 ноября 2023 года № 2281. Бланк включает в себя титульник, два основных раздела и ряд подразделов.
Раздел 1 предполагает заполнение данных о трудовой деятельности работников, их стаже, зарплате и дополнительных пенсионных взносах. В него входят три подраздела, в которых нужно отражать сведения:
- о трудовой деятельности, стаже и заработке;
- о периодах, которые дают право на досрочный выход на пенсию;
- о сотрудниках, за которых перечисляются дополнительные страховые взносы.
Раздел 2 посвящен взносам на травматизм, в нем также выделено три подраздела:
- расчет страховых взносов (РСВ);
- информация, которая нужна для расчета взносов;
- результаты медосмотров и спецоценки условий труда на начало года.
Для разных подразделов установлены разные сроки сдачи.
Структура Соцфонда
Управление фондом осуществляется двумя органами — председателем и правлением.
Председатель обеспечивает общее руководство фондом, выступает в качестве представителя его интересов и несет ответственность за выполнение основных задач. На эту должность лицо назначается и освобождается от нее Правительством России.
Правление представляет собой коллегиальный орган, в него входят 35 человек. Правление отвечает за бюджет, выделяет приоритетные задачи, формирует структуру и штат, назначает руководство центрального аппарата.
Кроме того, структура включает:
- Центральный аппарат, который обеспечивает поддержку работы правления: организационную, техническую и документационную.
- Территориальные отделения, которые предоставляют услуги в пределах региона.
- Подведомственные учреждения. К ним относят, например, реабилитационные центры, оказывающие специализированную помощь.
Также в фонде создается контрольно-ревизионная комиссия, которая отвечает за финансовую дисциплину и контролирует работу СФР.
Бюджет СФР и его расходование
Соцфонд России формирует свой бюджет из:
- страховых взносов;
- пени и штрафов;
- доходов от инвестиций пенсионных средств;
- федерального бюджета.
Основные направления расходования бюджета:
- перечисление пенсий и пособий;
- доставка выплат (почтой, наличными либо на счета в банках);
- финансирование своей работы (ремонт, оплата труда персонала);
- взносы на защиту пенсионных накоплений граждан;
- различные мероприятия по реабилитации граждан.
Важно! Фонд не вправе использовать бюджетные средства по собственному усмотрению. В случае нецелевого расходования грозит административная и уголовная ответственность.
Коротко о СФР
- СФР — это объединенный фонд, сформированный путем слияния Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования.
- Фонд обеспечивает социальную поддержку физлиц — ведет учет, начисляет и перечисляет пенсии и пособия.
- Работодатели с наемным персоналом обязаны сдавать в Соцфонд форму ЕФС-1.
- Структура фонда включает в себя органы управления, центральный аппарат и контрольно-ревизионную комиссию, а также территориальные подразделения в регионах и различных подведомственные учреждения.
Если вы индивидуальный предприниматель с наемными сотрудниками, важно своевременно и правильно сдавать отчетность в Социальный фонд России, чтобы избежать штрафов и проблем.
Мы поможем организовать все быстро и без лишних сложностей! Обращайтесь через форму ниже, чтобы узнать подробности.