Найти в Дзене

Словарь литературных терминов. Часть вторая

Оглавление

Как и обещали, выкладываем вторую часть нашего ликбеза по литературным терминам. Здесь вы найдете всё — от «Ассонанса» до «Эпоса». Ловите!

Словарик для начинающих поэтов или сдающих ЕГЭ школьников.

А

АССОНАНС — Если аллитерация — это игра согласных, то ассонанс — игра гласных. Повторение одних и тех же ударных гласных в строке создает особый музыкальный настрой. Попробуйте прочесть вслух: «МеЛО, меЛО по всей земле во все пределы...» — слышите этот гипнотизирующий «О» и «Е»?

В

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ — Прямая трансляция мыслей героя из его головы. Он не говорит это вслух, а думает. Мы становимся свидетелями его самых сокровенных переживаний, страхов и сомнений. Прямой доступ к чужому сознанию!

Г

ГЕРОЙ-АНТИПОД — Главный оппонент, идейный противник. Если герой — за честь и доброту, то его антипод будет циником и подлецом. Их вечный спор двигает сюжет и помогает раскрыть авторскую идею. Шерлок Холмс и профессор Мориарти — идеальный пример.

ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — Альтер-эго поэта. Персонаж, от лица которого написано стихотворение. Это не обязательно сам автор, а скорее образ, через который он передает определенные чувства и мысли.

ГРАДАЦИЯ — Эффект нарастания. Расположение слов или выражений по возрастанию или убыванию интенсивности. «Пришел, увидел, победил» — это градация. Или: «Не жалею, не зову, не плачу...» — чувствуете, как накатывает тихая грусть?

Д

ДИАЛОГ — Проще простого: это разговор двух или более персонажей. Основа драматургии и отличный способ раскрыть характеры без длинных описаний.

ДРАМА — 1) Один из трех китов литературы (вместе с эпосом и лирикой). Это произведения, написанные для постановки в театре, где история рассказывается через диалоги и действия героев.
2) Пьеса с серьезным, напряженным сюжетом, но без глобальной катастрофы, как в трагедии. Жизненные трудности, моральные конфликты, сильные переживания — вот ее поле действия.

З

ЗАВЯЗКА — Тот самый момент, с которого всё начинается. Событие, которое нарушает спокойное течение жизни героев и запускает основной конфликт. Если бы не было завязки, не было бы и истории.

ЗАЧИН — Сказочное «В некотором царстве, в некотором государстве...» или былинное «Как во славном во городе во Киеве...». Это традиционное начало фольклорного произведения, которое сразу погружает в нужную атмосферу.

И

ИДЕЯ — Главная мысль произведения, его сердцевина. То, ради чего всё затевалось. Ответ на вопрос: «Что автор хотел нам сказать?» Любовь сильнее смерти? Деньги разрушают личности? Вот это и есть идея.

ИНВЕРСИЯ — Нарушение привычного порядка слов в предложении. Нужно это для того, чтобы сделать фразу выразительнее и выделить нужное слово. Не «я приду завтра», а «завтра я приду» или даже «приду я завтра». Звучит уже по-другому, правда?

К

КОМЕДИЯ — Пьеса, которая высмеивает человеческие или общественные пороки (глупость, жадность, лицемерие). Ее главная цель — рассмешить зрителя и заставить его задуматься через смех.

КОММЕНТАРИЙ — Пояснительные заметки к тексту, которые помогают современному читателю понять устаревшие слова, намеки или исторический контекст. Как суфлер в театре, который шепчет, что к чему.

КОМПОЗИЦИЯ — Архитектура произведения. Как все его части сложены в единое целое: где автор сделал flashback, где вставил лирическое отступление, как чередуются главы. Умная композиция держит в напряжении и помогает раскрыть замысел.

КОНФЛИКТ — Двигатель сюжета. Столкновение интересов, идей, характеров. Без конфликта книга превращается в простое описание событий. «Кто кого?» или «Что победит?» — вот главные вопросы любого конфликта.

КРИТИКА — Не просто «ругать книжку». Это искусство анализа, интерпретации и оценки произведения. Хороший критик объясняет, почему книга сильная или слабая, и как она вписывается в культурный контекст.

Л

ЛИРИКА — Литература чувств и переживаний. В отличие от эпоса (историй) и драмы (действия), лирика погружает нас во внутренний мир человека. Её формы — стихи, поэмы, элегии. Здесь не «что случилось», а «что я при этом чувствовал».

М

МЕТОНИМИЯ — Замена одного слова другим по принципу смежности. «Выпить целый стакан» (вместо жидкости в стакане). «Читать Пушкина» (вместо книг Пушкина). «Эй, борода! как проехать к площади?» (обращение к человеку через его деталь).

МОНОЛОГ — Длинная речь одного персонажа, обращенная к другим, к самому себе или прямо к зрителю. Знаменитые «Быть или не быть?» Шекспира — классический пример монолога-размышления.

Н

НАРОДНОСТЬ — Отражение в литературе духа народа, его жизни, творчества, мировоззрения. Когда произведение понятно и близко широким массам и становится частью культурного кода.

НЕОЛОГИЗМЫ — Слова, которых раньше не было. Их придумывают авторы, чтобы описать новые явления или придать тексту уникальность. Например, Достоевский придумал слово «стушеваться», а сейчас мы вовсю используем «хайп» или «краш».

О

ОБРАЗ — Всё, что можно представить: персонаж, природа, предмет. Это не просто существительное, а художественное изображение, наполненное смыслом. Образ дома, образ дороги, образ ветра...

П

ПСИХОЛОГИЗМ — Глубокое погружение во внутренний мир героя. Показ его душевных терзаний, развития чувств, сложных мысленных процессов. Главный прием — тот самый внутренний монолог.

Р

РАССКАЗ — Небольшая прозаическая история, обычно с одним сюжетной линией и малым количеством героев. Литературная новелла, которую можно прочитать за один присест.

РЕМАРКА — В пьесах — пояснения автора в скобках к репликам героев. Они описывают интонацию, жест, действие или обстановку: «(вздыхая)», «(отворачивается)», «(пауза)». Помогает режиссеру и актерам понять настроение сцены.

РОМАН — Большое эпическое произведение, где подробно прослеживается судьба одного или нескольких героев на фоне масштабных общественных событий. Любовь, предательство, становление личности — вот его темы.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — Не просто влюбленный парень. Это личность-бунтарь, одинокая, страдающая, с невероятно богатым и сложным внутренним миром. Он часто конфликтует с обществом и стремится к недостижимому идеалу.

С

САТИРА — Разновидность комедии, которая зло и беспощадно обличает пороки общества и человека. Её оружие — смех, но не веселый, а гневный и уничтожающий.

Т

ТЕМА — Предмет разговора в произведении. Если Идея — это «что хотел сказать автор», то Тема — «о чем это все». Тема войны, тема первой любви, тема взаимоотношений отцов и детей.

ТРАГЕДИЯ — Самый суровый драматический жанр. В основе — неразрешимый конфликт героя (обычно сильной личности) с самим собой, обществом или роком. Часто заканчивается гибелью главного героя.

Э

ЭЛЕГИЯ — Лирическое стихотворение, пронизанное светлой грустью, тихой печалью и размышлениями о быстротечности жизни. Настроение — осеннее, задумчивое.

ЭПИГРАФ — Короткая цитата или изречение, которое автор помещает перед текстом или главой. Он задает настроение, намекает на основную идею или дает пищу для размышлений перед чтением.

ЭПИТЕТ — Красочное, образное определение, которое добавляет предмету новые краски и эмоции. Не просто «осень», а «золотая осень»; не просто «взгляд», а «молниеносный взгляд». Оживляет текст.

ЭПОС — 1) Один из трех родов литературы, повествование о событиях в прошлом. Сюда относятся романы, повести, рассказы, былины и мифы.
2) В народном творчестве — крупные сказания о богатырях и героях (например, «Эпос о Гильгамеше»).

На этом пока всё! Надеемся, наш словарь поможет вам не только блеснуть эрудицией, но и по-новому взглянуть на любимые книги. Ведь понимать инструменты мастера — это тоже искусство