Найти в Дзене
Econs.online

Как устроена гонка технологий между странами

Новое исследование НИУ ВШЭ показывает через призму промышленной политики как устроена гонка технологий.

ТАСС
ТАСС

Промышленная политика – это политика, направленная не просто на поддержку отдельных отраслей промышленности, а на глубокие структурные изменения в экономике.

Проанализировав более 6500 мер господдержки по всему миру, чтобы понять, как страны выбирают приоритеты в новой эре технологической конкуренции, эксперты ВШЭ пришли к выводу:

▶️ Развитые страны поддерживают передовые отрасли, концентрируя ресурсы на прорывных технологиях.

▶️ Развивающиеся экономики делают ставку на внедрение более простых, но новых и сложных для себя технологий, пытаясь догнать лидеров.

▶️ Для стран, находящихся в условиях внешних ограничений, включая Россию, характерны более узкие и ограниченные по ресурсам инициативы – это скорее попытка удержаться в технологической гонке, чем выход на ее передовые позиции.

▶️ Страны с более сложной экономикой сфокусированы на более сложных производствах. Но в сравнении с собственным уровнем развития развитые экономики поддерживают более простые (уже освоенные ими) секторы, развивающиеся – более сложные.

▶️ Разрыв между развитыми и развивающимися странами в технологической политике становится все более очевидным. Он проявляется в масштабе и системности господдержки в таких передовых сферах, как квантовые технологии, искусственный интеллект, микроэлектроника и электромобили. Выбор фокуса промполитики сегодня может определить позиции страны в мировой экономике в следующие десятилетия.

-2

Интересные факты

Китай, стремясь к технологическому лидерству, выделил более $10 млрд на квантовые исследования и анонсировал программу по развитию ИИ на сумму свыше $70 млрд к 2030 г.: это не просто поддержка науки – это масштабная перестройка технологической базы.

Япония делает ставку на долгосрочные прорывы – ее Moonshot-программа предусматривает создание квантового компьютера к 2050 г. Германия, напротив, сосредоточена на ближайших задачах – собственный квантовый компьютер должен появиться уже в 2025 г. Южная Корея объединяет оба подхода: в рамках Digital New Deal она инвестирует $48 млрд в развитие сразу нескольких высокотехнологичных направлений.

США выделили $280 млрд по закону CHIPS and Science Act, чтобы восстановить собственное производство чипов. Южная Корея идет дальше: с бюджетом до $450 млрд она строит K-Semiconductor Belt, «пояс полупроводников» – крупномасштабный кластер, который объединит разработчиков, производителей и поставщиков микросхем с целью закрепить позиции страны как мирового лидера производства полупроводников.