Эстонский общественный транспорт сталкивается с растущими проблемами финансирования и организации. Об этом рассказал Март Раамат, член правления Sebe и Союза автопредприятий, передаёт ERR.
Каждый поезд на железной дороге требует около миллиона евро в год из госбюджета, при этом решения о развитии маршрутов принимаются без анализа их целесообразности.
«Из-за этой непродуманной политики на железной дороге ежегодно будет сгорать на 20–25 миллионов евро денег налогоплательщиков больше, чем сейчас», — отмечает Раамат.
Кризис машинистов и низкие зарплаты водителей автобусов обнажили хрупкость существующей модели финансирования, зависящей почти полностью от государственных дотаций. В этом году государственное предприятие Elron пришлось спасать выделением 450 тысяч евро, чтобы восстановить отменённые рейсы.
По прогнозам, расходы на общественный транспорт будут стремительно расти: в 2025 году выделено 121 миллион евро, хотя реальная потребность выше, а к 2028 году дотации могут достигнуть 200 миллионов евро. Рост затрат связан с повышением зарплат водителей и расширением железнодорожного парка, закупленного при поддержке ЕС, без учёта экономической целесообразности.
Раамат подчеркивает, что государство должно оценить, куда уходят дотации, и заставить перевозчиков зарабатывать часть дохода самостоятельно, иначе система станет финансово неустойчивой.
«Пассажир выбирает транспорт за удобство и качество, а не за дешёвые или бесплатные билеты. В любом случае правительству придётся ответить на неудобные вопросы: как избежать банкротства общественного транспорта и как финансировать грядущую гонку дотаций», — заключает эксперт.
Ранее стало известно, что убытки государственной железнодорожной компании Eesti Raudtee, уже измеряющиеся десятками миллионов евро, продолжают увеличиваться.