Вчера я начал смотреть «Освобождение», и почти досмотрел «Огненную дугу». Скажу заранее – снято, что называется, «на все деньги», и расскажу я об этом, наверное, в следующей статье, если досмотрю сегодня этот фильм. Ну, или сразу про все фильмы напишу, так как они есть у меня все. Ну, как получится. А пока же, я хотел бы рассказать об одной проблеме современного кино, которая лично мне кажется интересной. Наверное, и не только мне, так как про это тут писали…
Итак, давайте посмотрим советские фильмы про Великую Отечественную. Даже если говорить о тех фильмах, которые снимались уже сильно после войны, когда в них снимались актёры, которые никак не могли эту войну застать, всё равно, в поступки их героев и персонажей можно было поверить. И тому есть объяснения. Их немало, на самом деле. Начать можно с того, что живы были те, кто войну помнил. Среди съёмочной группы, скорее всего, были такие люди. Сценарии писались по книгам фронтовиков, актёры, так или иначе, но пытались вжиться в роль. Собственно, про «вживание в роль», я, пожалуй, приведу небольшое отступление. Ну, чтобы понятно было, что и как…
Например, я писал в одной статье, о том, как для роли Конана, чтобы представить себе, что и как, Арнольд сидел на скале в одних меховых труселях, да ещё и под дождём. Просто, чтобы понять, что может чувствовать его персонаж в такой момент. Чтобы аутентично выглядеть в «Машинисте» (если мне не изменяет память, конечно), Кристиан Бейл очень сильно похудел, а для роли Бэтмена, он, напротив, очень хорошо «подкачался». Другие актёры – в Голливуде, чтобы соответствовать своим персонажам, изучают те или иные вещи, чтобы хотя бы нормально выглядеть в кадре, чтобы не делать глупостей. Про то, что все актёры для съёмок в «Top Gun. Maverick», учились понимать, что и как в кабине F/A-SuperHornet, наверное, можно и не писать – это известный факт. А теперь вопрос – может кто-то представить себе, чтобы кто-то из современных актёров будет так «заморачиваться»? Потому-то, когда мы смотрим современные фильмы про Великую Отечественную, то видим вещи, которых просто не может быть.
Например, если говорить о том, как показывают наших пленных в немецких лагерях – ну, не получается поверить в то, что этот человек был в лагере смерти, где людей заставляли трудиться «на износ». Их не кормили, их пытали, над ними издевались. И тут такой Прилучный в «Девятаеве». Я не знаю, хороший он актёр, или нет. Вроде, реплики он говорит нормальные, и всё такое – но в то, что этот человек был в лагере смерти – поверить не получится. Слишком он сытый, слишком упитанный и всё такое. Или тот же «Т-34». Да, можно сказать, что Петров сам по себе не особенно «упитанный» - «дрищ» он, если можно так выразиться. Но всё равно, поверить в то, что его персонаж с 1941-го по лагерям сидел – не получается. Но, внешность, это не самая большая проблема, на самом деле. Конечно, она есть, но проблема не только в ней.
Можно поговорить о форме, в которой ходят герои фильмов. Тут тоже всё очень и очень неприлично. С одной стороны – там, где, по идее, герои должны выглядеть нормально, они выглядят, как я не знаю кто. Расхристанные, грязные, небритые и всё такое. Там же, где, напротив, надо показать, что человек участвует в боях, и всё такое – форма, как вчера из ателье. Особенно, кстати говоря, этим «отличился» тот же «Штрафбат», где вообще, стараются играть на таких противоречиях. Мол, те, кто не сражается за Родину, все эти «упыри» и прочие – носят аккуратную форму, все сытые, ухоженные и всё такое, а бедные и несчастные «штрафники» даже нормально одеться не могут, и вообще. Хотя, у всех такие сытые «лица», что в это просто не веришь. Особенно, если посмотреть самое начало фильма, когда за ними приезжают в лагерь – все до такой степени сытые, что дальше просто некуда. Как будто их не из ГУЛАГа забирают (или откуда – я уже не помню), а с курорта какого-нибудь. И кто-то считает, что зритель в это поверит? Хотя, к сожалению, тех, кто поверил в этот сериал, было немало.
Далее – то, как говорят в современных фильмах. Опять же, если рассматривать «Т-34», то там есть слова про «85-й калибр». Уже не помню, кто их произносит – может, и Петров, может, кто-то ещё. Я оставлю за скобками то, что он мог знать или не знать, что на Т-34 могут поставить эту пушку. Дело не в этом. Дело в том, что тогда так просто не говорили – сотый калибр, восемьдесят пятый калибр. Тогда в эти слова немного другие значения вкладывали, примерно, как в «12-й калибр» для охотничьих ружей. А вот сейчас…
Смотрю я порой «Крупнокалиберный переполох». Точнее, раньше я его смотрел чаще, сейчас что-то не особо тянет. Так вот, ведущий, порой так и говорит про современное оружие – «122-й калибр», имя в виду пушку калибром 122 миллиметра. Тридцатым калибром он называет не пулемёт (или винтовку) калибром 7,62 мм, а автоматическую пушку калибром 30 мм, и так далее. Понятно, что это неграмотно, но некоторые сейчас так говорят. И понятно, что создатели «Т-34», не зная, как говорили о калибрах оружия в то время, просто использовали современный им термин.
И ведь – это только один пример. На самом деле, если внимательно смотреть все эти современные фильмы про ту эпоху, то можно найти очень много примеров, когда актёры – пусть и не самые плохие, но умеющие более-менее нормально играть, произносят такое, что просто уши сворачиваются. Ну, не могли ТЕ люди, которых они изображают на экране, ТАК говорить и ТАК себя вели. Просто потому, что не было такого поведения в то время, не вели себя люди так!
Так и получается, что, для того, чтобы снять хорошее кино про Великую Отечественную, мало «аутентичного оружия» и военной формы. Мало притащить в фильм настоящую технику тех времён, или даже нарисовать её. Надо, чтобы актёры смогли аутентично выглядеть, правильно вести себя и правильно говорить, как люди того времени. Если комбат (или политрук) поднимает людей в атаку, крича «За Сталина!», то он, как минимум, должен понимать, почему он должен кричать «За Сталина!», кто он вообще такой, и кем он был для людей того времени. Потому что, иначе получится фальшь, в которую просто никто не поверит. Я писал, например, про фильм «28 панфиловцев». Он мне на самом деле, нравится. Хорошо снятый фильм. Но, политрук Клочков, ни разу за всё время, не сказал про товарища Сталина? Хотя, это его работа была, вообще-то… Нет, я понимаю, что режиссёр фильма монархист, но, тем не менее, можно было сказать, наверное…
И вот такие вещи, увы, сейчас, сплошь и рядом.