Председатель СКР Александр Бастрыкин взял под личный контроль обращение Михаила Наговицина, сына застрявшей на пике Победы альпинистки. Юноша попросил ведомство помочь в спасении своей матери и отметил, что ее никто не спасал. Родные в шоке от равнодушия всех причастных. А пользователи Сети, наоборот, возмущены их требованиями.
«Мама жива»
Поисково-спасательные работы на пике Победы, где на высоте 7200 метров с 12 августа в одиночестве находится сломавшая ногу альпинистка Наталья Наговицина, были официально прекращены 25 августа.
«Я прошу возобновить поиски, потому что, по последней информации, которая мне известна, поиски мамы абсолютно прекращены и не будут возобновляться, — заявил в своем обращении в Следственный комитет России и Генпрокуратуру сын альпинистки Михаил Наговицин. — Моя мама опытная альпинистка, имеет второй разряд и находится в отличной форме. Я уверен, что она жива, и хочу, чтобы поиски возобновились. Хотя бы, чтобы был еще один облет дроном».
Это видеообращение дошло до председателя СКР Александра Бастрыкина. И не оставило его равнодушным. Он пообещал разобраться.
«Председатель СКР Александр Иванович Бастрыкин поручил центральному аппарату безотлагательно обратиться в МЧС России и обеспечить необходимое взаимодействие в целях принятия исчерпывающих мер к установлению всех обстоятельств и оказанию содействия в спасении альпинистки, о чем представить оперативный доклад», — сообщила пресс-служба ведомства.
«Разве это порядочно?»
Что пережили в эти дни родные Натальи, трудно представить. Отчаяние сменялось надеждой, потом безысходностью и потерей веры в людей. По словам сестры альпинистки, Юлии Лыковой, за все это время с семьей никто не связывался. Все новости они узнавали из СМИ.
«Разве это порядочно, — с горечью поделилась с aif.ru Юлия. — Нас игнорируют, не берут трубки. Ну, можно же было сообщить хоть что-то? Никто ничего не делал для спасения Наташи. Даже дрон не хотят отправить. Ссылаются на плохую погоду, но сейчас там уже хорошая погода. Мы в какие только организации не обращались, везде игнор. Я в шоке, всем по фигу».
Друзья Натальи Наговициной также переживают и опускают руки в бессилии от невозможности чего-то добиться.
«Оставить ЖИВОГО человека умирать — это как минимум странно, — считают друзья. — Они говорят, что с такой высоты не снимали. Но понятно, если это касается трупов или человека, который там находится с горной болезнью, но просто с переломом в полном сознании, когда не предоставляют ресурсы, это ужасно. Ведь речь не идет о том, чтоб они отправляли людей на погибель. Киргизы всячески блокируют спасательные операции. Чего они боятся? Может, у них там горы трупов на горе, нельзя, чтобы кто-то еще увидел».
Одна потеря за другой
Однако многие пользователи Сети вовсе не проявляют эмпатии к Наталье Наговициной и жуткой ситуации, в которой она оказалась. Все понимают, что женщина совершенно одна, лежит на дикой высоте, медленно умирает от холода, голода, жажды и гипоксии, надеясь, что ее спасут, но понимая, что, скорее всего, спасать не будут. Тем не менее большинство комментариев к новостям о Наговициной из разряда «самадуравиновата» и «нечего ее спасать». Пишут, что она сама, по свой воле забралась на такую высоту, спасательные работы на которой чреваты риском для самих спасателей, и что «уже при ее спасении погибло несколько человек, хватит множить жертвы».
Напомним, что погиб итальянец Лука Синегилья, альпинист из группы Наговициной, который ушел вперед и вернулся вверх на 400 метров, чтобы передать Наталье палатку, газовую горелку, спальник, еду и воду. Он потерял варежку и отморозил руку. Из-за обморожения, перегрузок и гипоксии у него развился отек мозга. Упал также спасательный вертолет, покалечив экипаж.
Блогеры и некоторые СМИ записывают в «жертвы Наговициной» всех погибших на Тянь-Шане альпинистов. Например, скалолаза из Омска Алексея Федорова. Хотя он погиб не на пике Победы, а на соседней горе Хан-Тенгри, отравился угарным газом, оставив в палатке включенную горелку.
Также, по данным некоторых СМИ, иранские альпинисты Марьям Пилехвари и Хасана Сейфоллаха отправились на спасение Натальи и погибли. Это тоже не соответствует реальности, по данным начальника базового лагеря «Южный Иныльчек» Дмитрия Грекова, иранцы сорвались с гребня в сторону Китая, причем, судя по датам, еще до того, как стало известно о травмировании Наговициной.
Не хотим оплачивать чужие хотелки
Комментаторы в Сети обвиняют во всех бедах альпинистку. И возмущены обращением ее сына в официальные органы.
«Сыночка написал в нашу прокуратуру, чтобы они за сутки организовали еще дроны для нее и потом спасоперацию в чужой-то стране, — пишет без тени сочувствия Людмила Дубровина. — Он, видите ли, верит, что мамка жива! То есть в таком случае эти мероприятия будут за наш счет! Один человек умер, спасая ее, пятеро тяжело травмированы, вертолет упал, а семье все мало».
«Какого черта я должен оплачивать хотелки ее? — вопрошает излишне эмоционально Андрей Крайнюк. — Я, это мои налоги. С этих хмырей нужно брать депозит перед хотелкой. Положил в банк два ляма зелени и будь спокоен, что тебя спасут. А семейка — это отдельная тема. Лезь сам, спасай или плати. Все просто. Почему спасатель за "спасибо" должен лезть и жертвовать собой. А сын этих лазоскалов будет ультиматумы двигать. Нет денег, продай квартиру. И вперед и с песней».
«Кстати, что ж ни сыночка, взрослый совершеннолетний, как оказывается, раз работает, ни сестрица, не пошли ее спасать, даже от дивана не оторвались ради матери и сестры, — отмечает читательница Ольга П. — Такая вот у них "любовь"».
Тем не менее среди огромного количества негативных комментариев попадаются слова сочувствия и согласие с тем, что поисковые работы на пике Победы велись странно.
«Очень жаль Наталью, — пишет читательница с ником Valerie Basmanova. — Такая ужасная смерть. В одиночестве и в надежде на спасение, которое так и не пришло. Столько дней провести в таком холоде с травмой и ждать помощи. И сына жаль, действительно, попытки на словах были, а смысла в них не было, еще два миллиона платить за призрачную помощь».
«Я по описаниям вижу только имитацию спасения, — пишет Виктория. — Дрон, и тот один раз прилетел, вертолет рухнул с простой высоты взлета, не такой критичной, это что за ерунда».
«Очень жаль Наталью, да доказывала и хотела быть лучшей, но судьба распорядилась так, — пишет Людмила Жертовская. — Светлая память — не всем дано быть такой, как она... сыну — гордость за маму!»
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo